ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Становление устной речи и фонематических процессов у детей в
норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста, имеющих легкую степень дизартрию 13
1.3. Становление фонематического восприятия у детей с легкой степенью
дизартрии 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 22
2.1. Организация, принципыизучениясостояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 22
2.2. Методика изучения состояния моторики, звукопроизношения,
просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 27
2.3. Анализ результатов изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью
дизартрии 30 ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ
ДИЗАРТРИИ 40
3.1 Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушеий
моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей с легкой степенью дизартрии 43
3.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛЕЖЕНИЕ 7 76
Дизартрия - патология речи, вызванная нарушением иннервации суставных мышц из-за повреждения кортико-бульбарных путей. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса[43].
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи[30].
По мнению О.А. Токаревой, у детей с псевдобульбарной дизартрией ограничена подвижность речи и мимических мышц. В логопедической науке явно возникло противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а с другой стороны, в изучении этого недостаточно теоретических и практических разработок в исследовании этого аспекта [39].
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост интереса специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией. В первую очередь это связано со сложностью дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов.
Все это определило выбор темы и актуальность экспериментального исследования, направленного на повышение уровня сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект исследования-состояние моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования -процесс логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии на основе анализа литературы и результатов логопедического обследования
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Реализация констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
3. Разработка содержания логопедической работы по формированию и развитию общей и мелкой моторики, звукопроизношения и формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6 лет с нарушением фонематического восприятия с легкой степенью дизартрии.
На всех детей были представлены подробные речевые карты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы и приложений.
Обобщенный анализ научно педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии достаточно актуален на современном этапе развития логопедии.
Среди многообразия речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка.
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционнуюмоторику), развития фонематического слуха и восприятия. Для решения проблемы коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии в работе была поставлена цель - изучить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты в качественных и количественных показателях;
3) определить направления и содержание коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения звукопроизношения.
По изученному научно-методическому материалу по данной проблеме и подробно изученным речевым картам, были исследованы уровень моторного и речевого развития у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
В констатирующем этапе эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 6 лет. Анализ полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента данных показал, что у всех обследованных детей имеются нарушения в произносительной стороне речи, в моторной сфере и фонематическом восприятии. Исследование моторной сфере выявило у детей моторную неловкость, тремор и гиперкинезы при выполнении различного рода заданий, невозможность сформировать позу самостоятельно, распад.
Уровень фонетической стороны речи у обследованных детей также разный.
На основании полученных в ходе полученных данных, был составлен план логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения, нарушений моторных и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии, которая включала в себя несколько этапов по развитию:
1) общей моторики;
2) мелкой моторики;
3) артикуляционной моторики;
4) звукопроизношения;
Опираясь на данные, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента, был предложен комплекс игр и упражнений, направленный не только на коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов, но и на развитие моторной сферы детей.
Применяя предложенный комплекс на логопедических занятиях можно добиться высокой эффективности проводимой коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Итак, организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с легкой степенью дизартрии должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.
Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.
1. Акишина, А. Л. Русская фонетика / А. Л. Акишина. - Москва : Просвещение, 2010. - 234 с.
2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - Москва : Просвещение, 2012. - 234 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бекирова, М. И. Теоретический анализ произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. И. Бекирова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 63-67.
5. Белоус, Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме / Е. Н. Белоус. - Москва, 2011. - 22с.
6. Бушинская, Е. А. Специфика работы по коррекции и развитию фонематических процессов у детей 5-6 лет / Е. А. Бушинская, Е. С. Коновницына // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - Екатеринбург, 2013. - С. 39-42.
7. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 234 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2009. - 384 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент, 2013. - 168 с.
10. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. - М.:ВЛАДОС, 2007.703 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 456 с.
12. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг. - Ч. : Чувашское книжное издательство, 1980. - 134с.
13. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко. - СПб. : Реноме, 2012. - 264 с.
14. Давыдова, М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М. П. Давыдова. - Курск : Курский областной институт усовершенствования учителей, 2011. - 157 с.
15. Дембицкая, Л. А. Формирование фонематической стороны речи у детей с дизартрией / Л. А. Дембицкая, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56. - С. 268-275.
16. Дмитриева, О. А. Формирование и развитие фонетического восприятия у детей дошкольного возраста / О. А. Дмитриева, О. Я. Скляр // Психология, педагогика, образование. - 2018. - № 12. - С. 56-60.
17. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - М.:Сфера, 2010. - 64с.
18. Журова, Е.Л. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников/под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. - М.: ВЛАДОС, 1963. - 228с.
19. Здор, Е. В. Организационно-педагогические условия логопедической работы по формированию произносительной стороны речи детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией / Е. В. Здор, А. Ю. Чистобаева // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - 2015. - №7. - С. 194-197.
...