Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии

Работа №93901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Становление устной речи и фонематических процессов у детей в
норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста, имеющих легкую степень дизартрию 13
1.3. Становление фонематического восприятия у детей с легкой степенью
дизартрии 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 22
2.1. Организация, принципыизучениясостояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 22
2.2. Методика изучения состояния моторики, звукопроизношения,
просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 27
2.3. Анализ результатов изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью
дизартрии 30 ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ
ДИЗАРТРИИ 40
3.1 Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушеий
моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей с легкой степенью дизартрии 43
3.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛЕЖЕНИЕ 7 76


Дизартрия - патология речи, вызванная нарушением иннервации суставных мышц из-за повреждения кортико-бульбарных путей. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса[43].
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи[30].
По мнению О.А. Токаревой, у детей с псевдобульбарной дизартрией ограничена подвижность речи и мимических мышц. В логопедической науке явно возникло противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а с другой стороны, в изучении этого недостаточно теоретических и практических разработок в исследовании этого аспекта [39].
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост интереса специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией. В первую очередь это связано со сложностью дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов.
Все это определило выбор темы и актуальность экспериментального исследования, направленного на повышение уровня сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект исследования-состояние моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования -процесс логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии на основе анализа литературы и результатов логопедического обследования
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Реализация констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
3. Разработка содержания логопедической работы по формированию и развитию общей и мелкой моторики, звукопроизношения и формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6 лет с нарушением фонематического восприятия с легкой степенью дизартрии.
На всех детей были представлены подробные речевые карты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщенный анализ научно педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии достаточно актуален на современном этапе развития логопедии.
Среди многообразия речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка.
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционнуюмоторику), развития фонематического слуха и восприятия. Для решения проблемы коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии в работе была поставлена цель - изучить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты в качественных и количественных показателях;
3) определить направления и содержание коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения звукопроизношения.
По изученному научно-методическому материалу по данной проблеме и подробно изученным речевым картам, были исследованы уровень моторного и речевого развития у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
В констатирующем этапе эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 6 лет. Анализ полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента данных показал, что у всех обследованных детей имеются нарушения в произносительной стороне речи, в моторной сфере и фонематическом восприятии. Исследование моторной сфере выявило у детей моторную неловкость, тремор и гиперкинезы при выполнении различного рода заданий, невозможность сформировать позу самостоятельно, распад.
Уровень фонетической стороны речи у обследованных детей также разный.
На основании полученных в ходе полученных данных, был составлен план логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения, нарушений моторных и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии, которая включала в себя несколько этапов по развитию:
1) общей моторики;
2) мелкой моторики;
3) артикуляционной моторики;
4) звукопроизношения;
Опираясь на данные, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента, был предложен комплекс игр и упражнений, направленный не только на коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов, но и на развитие моторной сферы детей.
Применяя предложенный комплекс на логопедических занятиях можно добиться высокой эффективности проводимой коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Итак, организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с легкой степенью дизартрии должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.
Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.


1. Акишина, А. Л. Русская фонетика / А. Л. Акишина. - Москва : Просвещение, 2010. - 234 с.
2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - Москва : Просвещение, 2012. - 234 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бекирова, М. И. Теоретический анализ произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. И. Бекирова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 63-67.
5. Белоус, Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме / Е. Н. Белоус. - Москва, 2011. - 22с.
6. Бушинская, Е. А. Специфика работы по коррекции и развитию фонематических процессов у детей 5-6 лет / Е. А. Бушинская, Е. С. Коновницына // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - Екатеринбург, 2013. - С. 39-42.
7. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 234 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2009. - 384 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент, 2013. - 168 с.
10. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. - М.:ВЛАДОС, 2007.703 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 456 с.
12. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг. - Ч. : Чувашское книжное издательство, 1980. - 134с.
13. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко. - СПб. : Реноме, 2012. - 264 с.
14. Давыдова, М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М. П. Давыдова. - Курск : Курский областной институт усовершенствования учителей, 2011. - 157 с.
15. Дембицкая, Л. А. Формирование фонематической стороны речи у детей с дизартрией / Л. А. Дембицкая, Н. М. Фатеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56. - С. 268-275.
16. Дмитриева, О. А. Формирование и развитие фонетического восприятия у детей дошкольного возраста / О. А. Дмитриева, О. Я. Скляр // Психология, педагогика, образование. - 2018. - № 12. - С. 56-60.
17. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. - М.:Сфера, 2010. - 64с.
18. Журова, Е.Л. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников/под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. - М.: ВЛАДОС, 1963. - 228с.
19. Здор, Е. В. Организационно-педагогические условия логопедической работы по формированию произносительной стороны речи детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией / Е. В. Здор, А. Ю. Чистобаева // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - 2015. - №7. - С. 194-197.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ