Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников

Работа №93897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы153
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Онтогенез речи у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью 12
1.3. Характеристика речи умственно отсталых младших
школьников 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 30
2.2. Анализ результатов обследования речи умственно отсталых младших
школьников 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация констатирующего
эксперимента 46
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению системного
недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 143


Проблема устранения системного недоразвития речи у обучающихся с умственной отсталостью приобретает на данный момент наибольшую актуальность. Причиной этому служит увеличение количества детей с разнообразными речевыми дефектами и увеличивающимися требованиями к речевому и коммуникативному развитию детей, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом на всех ступенях образования.
Патология речи у младших школьников с нарушением интеллекта обследовалась М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. И. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. Исследования данных ученых показывают, что в начальных классах вспомогательных школ у 40-60% детей отмечаются выраженные нарушения речи. По данным Г. А. Каше и М. Е. Хватцева максимальное количество детей с речевой патологией наблюдается в первых классах данных школ. Главной причиной аномального развития и патологии речи у детей с интеллектуальными нарушениями является незрелость познавательной деятельности. Данную причину, анализируя особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями, выделила В. Г. Петрова среди комплекса других многочисленных факторов [1].
Речевое недоразвитие у умственно отсталых детей носит системный характер. Исходя из этого, коррекционная работа должна охватывать все стороны речи, а не только один из дефектов.
Многообразие дефектов, их клинические и психолого-педагогические проявления требуют от педагогов применения разнообразных методов коррекции, в том числе и игровых. Применение игровых средств повышает результат коррекционно-образовательного процесса, за счет увеличения мотивации к коррекционно-игровым занятиям и учебной деятельности в целом.
Игра имеет огромную роль в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии ребенка. В достаточном количестве литературы указывается на то, что игра является ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте. Так как при интеллектуальных нарушениях происходит задержка всех психических функций, игра может оставаться ведущим видом деятельности и в младших классах. Игра в виде формы деятельности детей способствует гармоничному формированию психических процессов, личностных черт и интеллекта. Многие исследования указывают, что в процессе игры вышеперечисленные навыки формируются гораздо быстрее и прочнее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания [34].
В современной литературе о школьном воспитании имеется много опробованных на практике речевых игр. Однако по настоящий момент недостаточно освещено влияние игровых средств на коррекцию системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников.
Проанализировав специфику психического и речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта, сформирована цель: теоретически обосновать выбор игровых средств логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования: уровень сформированности речи умственно отсталых младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников с использованием игровых средств.
Задачи:
В первой главе:
1. Определить закономерности становления речи у детей интеллектуальной нормы.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых младших школьников.
3. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушения речи у умственно отсталых младших школьников.
Во второй главе:
4. Изучить литературу по вопросу использования игровых средств в коррекции системного недоразвития речи.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования умственно отсталых младших школьников, имеющих системное недоразвитие речи
6. Посетить индивидуальные и групповые занятия логопеда, с целю наблюдения за использованием игровых средств в коррекции системного недоразвития речи.
В третьей главе:
7. Провести работу по коррекции системного недоразвития речи с использованием игровых средств.
8. Проанализировать результаты проделанной работы в ходе контрольного эксперимента.
9. Выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования:
• теоретические (анализ научной теоретической и практической литературы; сравнительный качественный анализ результатов исследования; обобщение; классификация; определение понятий);
• эмпирические (эксперимент; моделирование);
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования состояния речи детей стало: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 2», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 8-9 лет, с системным недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития младших школьников с системным недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей логопедической работы с использованием игровых средств, способствующих устранению системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему освоения детьми школьной программы и социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Данная работа состоит: введение, главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Во введении характеризуется актуальность выбранной темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе производится теоретический анализ научной литературы: онтогенез развития речи детей в норме, психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых младших школьников, характеристика речи умственно отсталых младших школьников.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент и анализ его результатов, принципы и методы логопедического обследования.
В третей главе характеризуются принципы, этапы работы, методические приемы логопедического воздействия; планирование коррекционной работы, содержание коррекционной работы, контрольный эксперимент и анализ его результатов.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, выводы каждой главы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив труды Р. И. Лалаевой, Р. М. Дульнева, М. Ф. Гнездилова, Л. В. Занкова, Л. С. Выготского, В. Г. Петровой, Т. Б. Филичевой, выявлено, что у детей с умственной отсталостью нарушения речи это сложный дефект, который охватывает все структуры речи. Основной причиной аномального развития и нарушения речи у детей с недостатками интеллекта является недоразвитие познавательной деятельности, а также несформированность речеслуховой дифференциации, аномалии в строении артикуляторного аппарата. При умственной отсталости развитие речи резко задерживается. А от уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка.
Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью проявляются по-разному, имеют многочисленные механизмы и стойкость, их анализ предполагает дифференцированный подход. Симптомы и механизмы речевых нарушений у данной категории детей осложняются локальной патологией зон, причастных к речи, а не только общей незрелостью головного мозга, что является причиной системного нарушения речи.
Расстройства речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, поэтому требуют специфического коррекционно-логопедического воздействия.
Вопросы коррекции системного недоразвития речи у детей с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы требуют дальнейшей разработки, т.к. имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на коррекцию системного недоразвития речи.
На этапе констатирующего эксперимента изучение анамнестических данных, анализ обследования неречевых функций (органов артикуляционного аппарата) дают право судить об органическом поражении, имеющемся у детей. А именно об этом свидетельствует: отягощенный анамнез (общий и речевой), нарушение статической и динамической координации движений, наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Обследование фонетической и фонематической стороны речи и анализ этого обследования показывает объем и характер нарушений структурных компонентов языка, из чего можно сделать вывод о наличии у детей фонетико¬фонематического недоразвития речи: полиморфное нарушение произношения, фонологические и антропофонические дефекты, нарушение фонематического слуха и восприятия.
У данной категории детей так же имеются нарушения лексической и грамматической стороны речи. Пассивный и активный словари бедны, состоят, как правило, из существительных, мало признаков, затруднен подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов. Значительно нарушено понимание грамматических конструкций, имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы).
Нарушен процесс формирования навыка чтения, развито лишь побуквенное чтение, затруднено понимание прочитанного.
Навык письма у данной категории детей сформирован недостаточно. Анализ данного навыка показывает о наличии у детей смешанной (артикуляционно-акустическая, дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая) дисграфии.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были спроектированы основные направления логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи с использованием игровых средств.
Коррекционная работа с детьми экспериментальной группы длилась в течение двух месяцев, проделанная работа была так же проанализирована.
При сравнительном анализе обследования результатов коррекционной работы с использованием игровых средств в экспериментальной группе и коррекционной работы логопеда в контрольной группе, выявлено, что значительная положительная динамика наблюдается в экспериментальной группе.
Использование игровых средств в коррекции системного недоразвития речи показало наибольший прирост показателей в моторике артикуляционного аппарата, фонематического слуха, лексической стороны речи и связной речи. Тогда как в контрольной группе отмечалась незначительная динамика в работе над моторикой артикуляционного аппарата, фонематическим слухом, лексической стороной речи. Одинаково отсутствующий эффект показала работа над фонематическими процессами, грамматическим строем речи, навыками чтения и письма.
Таким образом, применение игровых средств в работе над каждым звеном речевой деятельности повышает мотивацию ребенка с особыми образовательными потребностями в выполни заданий, а следовательно процесс усвоения знаний, умений и навыков происходит легче и прочнее.
Исходя из вышесказанного цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.



1. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : СФЕРА, 2006. - 64 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. - № 1. - С. 27¬34.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 128 с.
4. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. — Москва : «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2012. — 34 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - Москва : «Академия», 2003. - 176 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 240 с.
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва : 2002. - 191 с.
8. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : метод. пособие / Т. Л. Богина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006. - 160 с.
9. Веренцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Веренцова, Е. В. Колесникова. - Москва : Сфера, 1997. - 37 с.
10. Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвящение, 1983. - 145 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Просвещение, 1989. - 90 с.
12. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : Сфера, 2005. - 128 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия / Н. И. Дьякова. - Москва : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
15. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 159 с.
16. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2006. - 520 с.
17. Забрамная, С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная. - Москва : Педагогик-пресс, 1993. - 252 с.
18. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика : учебное пособие / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин, Н. А. Румега, В. И. Шатохина. - Москва ; Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2002. - 265 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ