Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин

Работа №93894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 9
1.2. Развитие связной устной речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе 28
1.3. Особенности формирования связной устной речи у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
1.4. Пересказ по серии сюжетных картин как средство развития
связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 49
2.1. Обзор диагностических методик связной устной речи
дошкольников с задержкой психического развития 49
2.2. Констатирующий эксперимент. Цели, задачи, условия
эксперимента. Определение уровня развития связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 57
2.3. Анализ результатов обследования уровня развития связной устной
речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 61
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... 71
3.1. Организация формирующего эксперимента. Перспективный план работы по развитию связной устной речи на год 71
3.2. Коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по серии сюжетных картин 88
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 125

Речь включает операции, связанные с построением высказывания, его пониманием. Речь необходимо рассматривать в качестве особой деятельности, характеризующейся иерархической организацией. Речь влияет на процесс формирования высших психических функций. Реализуемые речью функции - регулятивная, коммуникативная и познавательная. Аналогично иным видам деятельности, речи присуща определенная структура, мотивация и целеустремленность.
Связная речь - это развернутое, последовательное, логическое изложение какого-либо содержания. Связное высказывание является показателем уровня умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка и свидетельствует о том, насколько ребёнок обладает словарным запасом родного языка, его грамматическим оформлением, нормами языка [52].
Общее развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Известно, что большое значение на развитие речи детей данного возраста оказывает в достаточной степени сформированность когнитивных функций. Негативное влияние на весь процесс развития речи оказывают и нарушения познавательной деятельности.
Формирование речи оказывает влияние на развитие когнитивных процессов и на совершенствование устной речи детей старшего дошкольного возраста, что повышает их уровень общего развития [22].
При задержке психического развития через общее недоразвитие психики обогащение словарного опыта протекает замедленно и искаженно. Дети с задержкой психического развития не чувствуют надобности в речевом общении с окружающими. У детей с задержкой психического развития отмечается, прежде всего, позднее появление первых слов и фраз, как следствие отмечается замедленное обогащение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстаёт формирование эмпирических языковых обобщений. Отмечаются недостатки произношения и различения отдельных звуков [12].
Таким образом, развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - актуальная проблема современного специального образования.
Наблюдения показывают, что в пределах повседневных нужд и проблем устная речь у детей старшего дошкольного возраста этой категории удовлетворяет их потребности в общении. При повседневном общении недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. Несмотря на это, отмечается недостаточная отчётливость речи у большей части детей данной категории. Крайне низкая речевая активность, обусловливает нечёткость речи, которая связана с недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата [14].
Самостоятельно связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития формируется с существенными нарушениями. Следовательно, необходима точно спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, дефектолога, воспитателей и родителей, которая предполагает специальные коррекционно-развивающие занятия по осознанному формированию у детей связной устной речи, её развитию в разных видах деятельности при непосредственном участии педагогов.
Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется индивидуальному подходу и разным вариантам образования, в связи с этим пристальное внимание следует обратить на обучение старших дошкольников с задержкой психического развития. При этом значимость качества образования, а именно особенность педагогической деятельности логопеда, дефектолога, воспитателя с детьми с задержкой психического развития в системе дошкольного образования существенно возрастает.
Задачей логопеда и дефектолога является всестороннее развитие дошкольников, а именно формирование и развитие высших психических функций. Индивидуальный подход предполагает, что необходимо «выстраивать» взаимодействие с каждым ребёнком с задержкой психического развития, опираясь на его особенности [58].
Развитие связной речи является одной из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с задержкой психического развития с учётом того, что у всех отмечается системное недоразвитие речи различной степени.
Е. В. Крылова выделяет проблему развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которой занимались доктор педагогических наук Р. И. Лалаева, кандидат психологических наук, доцент Н. Ю. Борякова, доктор психологических наук Е. С. Слепович. Исследования свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей [19].
Следовательно, появляется проблема, как нам использовать сюжетные картины для развития связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объектом исследования - связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - развитие связной устной речи на материале сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет формироваться быстрее если:
- учтены возрастные особенности детей;
- использована целенаправленная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которая способствует совершенствованию их связной устной речи;
- применены эффективные формы и приёмы работы, активизирующие мотивацию дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогические информационные
источники по проблеме исследования;
- рассмотреть высшие психические функции у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с задержкой психического развития;
- выявить уровень сформированности связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- составить и апробировать перспективный план работы по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин.
Методы исследования:
В ходе исследования применялись теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической, логопедической,
психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования.
А также применялись эмпирические методы:
- педагогический эксперимент, анализ результатов обследования связной устной речи, формирующий эксперимент.
База исследования: автономное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида ДОУ № 14 города Красноуфимск.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, 9 таблиц, 5 рисунков, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, изучив и проанализировав учебную и специальную литературу по данной теме, можно сделать определённые выводы. Самым главным и действенным способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз.
Диагностирование задержки психического развития в раннем детстве действительно является проблематичным, а поэтому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Главное - уделять ребёнку должное внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт.
Проанализировав психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития, мы пришли к выводу, что у детей этой группы наблюдается низкий и средний (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровни развития связной устной речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, поведения в игре.
Проанализировав особенности формирования связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития, отметим, что их речь имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, бедность словаря, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов.
Проблема коррекции связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на данный момент сохраняется, так как она недостаточно изучена.
Важным условием коррекционной работы по развитию связной речи у детей с задержкой психического развития является ранняя помощь и мотивация ребёнка к самостоятельной речевой деятельности.
Для эффективной коррекционной работы по формированию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо правильно провести диагностику речевого развития ребёнка.
На констатирующем эксперименте в качестве диагностического инструментария по выявлению параметров уровня сформированности связной устной речи нами была выбрана и адаптирована методика В. П. Глухова по обследованию связной речи. Констатирующий эксперимент показал нам, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в основном средний уровень сформированности связной устной речи.
Обучающий эксперимент проводился на базе автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в детском саду № 14 города Красноуфимска, в котором участвовали пятеро детей в возрасте от шести до семи лет c диагнозом задержка психического развития. Нами был разработан перспективный план по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин, который был реализован частично с 13 января по 5 марта 2020 года. В индивидуальных и фронтальных подгрупповых формах было проведено 10 занятий.
Нами была проведена коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по перспективному плану развития связной устной речи на материале сюжетных картин.
Анализ результатов показал, что из пяти детей, участвовавших в эксперименте, у Димы С. отсутствует динамика по причине частых пропусков занятий по болезни, отсутствия заинтересованности родителей в развитии ребёнка, пропуска родительских собраний и мастер - классов, пропуска медикаментозного лечения.
Также отсутствует динамика у Коли Ю. из-за наличия у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также частых пропусков занятий по болезни.
Это привело к отсутствию положительных результатов в целом в развитии ребёнка, что в первую очередь отражается на связной устной речи.
Важно отметить, что достижение положительной динамики зависит от триединства - это приём медикаментозного лечения, коррекционная педагогическая работа с ребёнком и работа с ребёнком дома.
Результаты сравнения констатирующего и контрольного экспериментов показали верность выбранной нами коррекционной работы и её продуктивность. В будущем мы планируем полностью реализовать перспективный план по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин. Необходимо организовывать коррекционную работу с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника, подбирать дифференцированные задания, исходя из структуры дефекта.
Итак, поставленные задачи были полностью решены, и проведённая коррекционная работа по развитию связной устой речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР произвела положительный эффект на многих детей.



1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 21-90.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейропатопсихологии : учебник / В. М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития : учебное пособие /
Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии : учебное пособие / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 189 с.
5. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие / Т. А. Власова. - М. : Мозаика-Синтез, 1984. - 205 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь : Психологические исследования : учебник / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 461 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Астрель, 2006. - 200 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций : учебник / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека : учебное пособие / Л. С. Выготский. - М. : Смысл ; Эксмо, 2006. - 130 с.
11. Глухов, В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 1996. - 200 с.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
13. Грибова, О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений / О. Е. Грибова // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 45-90.
14. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии / Т. В. Егорова. - М. : Педагогика, 1973. - 150 с.
15. Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым 6-летних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. - 1988. - № 1. - С. 11-40.
16. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического исследования детей / С. Д. Забрамная. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 321 с.
17. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 67 с.
18. Карпова, С. Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. Н. Карпова. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ