ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 9
1.2. Развитие связной устной речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе 28
1.3. Особенности формирования связной устной речи у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
1.4. Пересказ по серии сюжетных картин как средство развития
связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 49
2.1. Обзор диагностических методик связной устной речи
дошкольников с задержкой психического развития 49
2.2. Констатирующий эксперимент. Цели, задачи, условия
эксперимента. Определение уровня развития связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 57
2.3. Анализ результатов обследования уровня развития связной устной
речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 61
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... 71
3.1. Организация формирующего эксперимента. Перспективный план работы по развитию связной устной речи на год 71
3.2. Коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по серии сюжетных картин 88
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 125
Речь включает операции, связанные с построением высказывания, его пониманием. Речь необходимо рассматривать в качестве особой деятельности, характеризующейся иерархической организацией. Речь влияет на процесс формирования высших психических функций. Реализуемые речью функции - регулятивная, коммуникативная и познавательная. Аналогично иным видам деятельности, речи присуща определенная структура, мотивация и целеустремленность.
Связная речь - это развернутое, последовательное, логическое изложение какого-либо содержания. Связное высказывание является показателем уровня умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка и свидетельствует о том, насколько ребёнок обладает словарным запасом родного языка, его грамматическим оформлением, нормами языка [52].
Общее развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Известно, что большое значение на развитие речи детей данного возраста оказывает в достаточной степени сформированность когнитивных функций. Негативное влияние на весь процесс развития речи оказывают и нарушения познавательной деятельности.
Формирование речи оказывает влияние на развитие когнитивных процессов и на совершенствование устной речи детей старшего дошкольного возраста, что повышает их уровень общего развития [22].
При задержке психического развития через общее недоразвитие психики обогащение словарного опыта протекает замедленно и искаженно. Дети с задержкой психического развития не чувствуют надобности в речевом общении с окружающими. У детей с задержкой психического развития отмечается, прежде всего, позднее появление первых слов и фраз, как следствие отмечается замедленное обогащение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстаёт формирование эмпирических языковых обобщений. Отмечаются недостатки произношения и различения отдельных звуков [12].
Таким образом, развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - актуальная проблема современного специального образования.
Наблюдения показывают, что в пределах повседневных нужд и проблем устная речь у детей старшего дошкольного возраста этой категории удовлетворяет их потребности в общении. При повседневном общении недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. Несмотря на это, отмечается недостаточная отчётливость речи у большей части детей данной категории. Крайне низкая речевая активность, обусловливает нечёткость речи, которая связана с недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата [14].
Самостоятельно связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития формируется с существенными нарушениями. Следовательно, необходима точно спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, дефектолога, воспитателей и родителей, которая предполагает специальные коррекционно-развивающие занятия по осознанному формированию у детей связной устной речи, её развитию в разных видах деятельности при непосредственном участии педагогов.
Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется индивидуальному подходу и разным вариантам образования, в связи с этим пристальное внимание следует обратить на обучение старших дошкольников с задержкой психического развития. При этом значимость качества образования, а именно особенность педагогической деятельности логопеда, дефектолога, воспитателя с детьми с задержкой психического развития в системе дошкольного образования существенно возрастает.
Задачей логопеда и дефектолога является всестороннее развитие дошкольников, а именно формирование и развитие высших психических функций. Индивидуальный подход предполагает, что необходимо «выстраивать» взаимодействие с каждым ребёнком с задержкой психического развития, опираясь на его особенности [58].
Развитие связной речи является одной из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с задержкой психического развития с учётом того, что у всех отмечается системное недоразвитие речи различной степени.
Е. В. Крылова выделяет проблему развития связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которой занимались доктор педагогических наук Р. И. Лалаева, кандидат психологических наук, доцент Н. Ю. Борякова, доктор психологических наук Е. С. Слепович. Исследования свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей [19].
Следовательно, появляется проблема, как нам использовать сюжетные картины для развития связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объектом исследования - связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - развитие связной устной речи на материале сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: связная устная речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет формироваться быстрее если:
- учтены возрастные особенности детей;
- использована целенаправленная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которая способствует совершенствованию их связной устной речи;
- применены эффективные формы и приёмы работы, активизирующие мотивацию дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогические информационные
источники по проблеме исследования;
- рассмотреть высшие психические функции у детей дошкольного возраста в онтогенезе и с задержкой психического развития;
- выявить уровень сформированности связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- составить и апробировать перспективный план работы по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин.
Методы исследования:
В ходе исследования применялись теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической, логопедической,
психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования.
А также применялись эмпирические методы:
- педагогический эксперимент, анализ результатов обследования связной устной речи, формирующий эксперимент.
База исследования: автономное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида ДОУ № 14 города Красноуфимск.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, 9 таблиц, 5 рисунков, заключение, список использованной литературы, приложения.
Итак, изучив и проанализировав учебную и специальную литературу по данной теме, можно сделать определённые выводы. Самым главным и действенным способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз.
Диагностирование задержки психического развития в раннем детстве действительно является проблематичным, а поэтому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Главное - уделять ребёнку должное внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт.
Проанализировав психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития, мы пришли к выводу, что у детей этой группы наблюдается низкий и средний (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровни развития связной устной речи, восприятия, внимания, мышления, памяти, поведения в игре.
Проанализировав особенности формирования связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития, отметим, что их речь имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, бедность словаря, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов.
Проблема коррекции связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на данный момент сохраняется, так как она недостаточно изучена.
Важным условием коррекционной работы по развитию связной речи у детей с задержкой психического развития является ранняя помощь и мотивация ребёнка к самостоятельной речевой деятельности.
Для эффективной коррекционной работы по формированию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо правильно провести диагностику речевого развития ребёнка.
На констатирующем эксперименте в качестве диагностического инструментария по выявлению параметров уровня сформированности связной устной речи нами была выбрана и адаптирована методика В. П. Глухова по обследованию связной речи. Констатирующий эксперимент показал нам, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в основном средний уровень сформированности связной устной речи.
Обучающий эксперимент проводился на базе автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в детском саду № 14 города Красноуфимска, в котором участвовали пятеро детей в возрасте от шести до семи лет c диагнозом задержка психического развития. Нами был разработан перспективный план по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин, который был реализован частично с 13 января по 5 марта 2020 года. В индивидуальных и фронтальных подгрупповых формах было проведено 10 занятий.
Нами была проведена коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по перспективному плану развития связной устной речи на материале сюжетных картин.
Анализ результатов показал, что из пяти детей, участвовавших в эксперименте, у Димы С. отсутствует динамика по причине частых пропусков занятий по болезни, отсутствия заинтересованности родителей в развитии ребёнка, пропуска родительских собраний и мастер - классов, пропуска медикаментозного лечения.
Также отсутствует динамика у Коли Ю. из-за наличия у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также частых пропусков занятий по болезни.
Это привело к отсутствию положительных результатов в целом в развитии ребёнка, что в первую очередь отражается на связной устной речи.
Важно отметить, что достижение положительной динамики зависит от триединства - это приём медикаментозного лечения, коррекционная педагогическая работа с ребёнком и работа с ребёнком дома.
Результаты сравнения констатирующего и контрольного экспериментов показали верность выбранной нами коррекционной работы и её продуктивность. В будущем мы планируем полностью реализовать перспективный план по развитию связной устной речи на материале сюжетных картин. Необходимо организовывать коррекционную работу с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника, подбирать дифференцированные задания, исходя из структуры дефекта.
Итак, поставленные задачи были полностью решены, и проведённая коррекционная работа по развитию связной устой речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР произвела положительный эффект на многих детей.
1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 21-90.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейропатопсихологии : учебник / В. М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития : учебное пособие /
Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии : учебное пособие / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - 189 с.
5. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие / Т. А. Власова. - М. : Мозаика-Синтез, 1984. - 205 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь : Психологические исследования : учебник / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 461 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Астрель, 2006. - 200 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций : учебник / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека : учебное пособие / Л. С. Выготский. - М. : Смысл ; Эксмо, 2006. - 130 с.
11. Глухов, В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 1996. - 200 с.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
13. Грибова, О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений / О. Е. Грибова // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 45-90.
14. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии / Т. В. Егорова. - М. : Педагогика, 1973. - 150 с.
15. Дмитриева, Е. Е. Об особенностях общения со взрослым 6-летних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. - 1988. - № 1. - С. 11-40.
16. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического исследования детей / С. Д. Забрамная. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 321 с.
17. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 67 с.
18. Карпова, С. Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. Н. Карпова. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 144 с.
...