ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА 7
1.1 Понятие патриотизма: история и современность 7
1.2 Особенности патриотического воспитания молодежи в условиях
мегаполиса 16
1.3 Технологии социально-культурной деятельности в процессе
патриотического воспитания молодежи 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ФЕСТИВАЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАК СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА 29
2.1. Воспитание патриотических ценностей в фестивале национальных
культур 29
2.2. Патриотическое воспитание молодежи в условиях мегаполиса на примере фестиваля национальных культур «Мы вместе» Свердловского
областного медицинского колледжа 33
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 6
Проблема патриотического воспитания в современном мире обрела особенную актуальность и значение. В настоящее время Россия регулярно возобновляет своё прежнее влияние, в сферах политики и экономики. Этот процесс не стремительный, и в его основе лежит инициатива, активность и осознанность людей, которые живут в государстве где осуществляются благие действия во благо своей страны. Чаще всего патриотизм вызывает ассоциации у молодёжи со службой в армии, вооружёнными силами Российской Федерации. Теряются главные моменты гражданского понимания термина патриотизм.
Актуальность темы исследования. Сегодня все острее встает вопрос повышения результативности патриотического воспитания молодого поколения, отбор средств и технологий, в соответствии этому развитию.
Укрепление государства не может произойти без строительства прочного ценностного фундамента будущего страны: «И такой фундамент- это патриотизм. Мы, как бы долго ни рассматривали что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее»,
• отметил Президент В.В. Путин на встрече с представителями общественности, посвященной вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам патриотического воспитания, 12 сентября 2012 г. в Краснодаре. Однако почтение к культурным и историческим событиям страны недостаточно, если оно не будет подкреплено делом: «Патриотизм
• это прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу» [31].
Задача патриотизма в настоящее время - воспитать образованного и преданного патриота - гражданина, наделенного помимо любви к Родине, еще и познанием летописи эпохальных и культурных явлений своего Отечества, вовлеченного к жизни народа. Несомненно, выносить суть патриотического воспитания молодёжи на новый лад.
Возрождение утерянных обычаев и праздников, может стать результативным методом приобщения современного поколения к своим культурным ценностям - основе патриотических принципов и чувств, понимания единой связи со своим народом, его традиционного образа жизни. Социально - культурные технологии, нацеленные на сохранение обычаев, традиций и ценностей, способны сформировать историческую связь с Отечеством, анализ трудностей и проблем. Следовательно, культурно- исторические принципы патриотического воспитания могут получить новые социально- культурные технологии, которые есть в традиционных особенностях культуры народа.
Следовательно, насыщенные и богатые национальные костюмы, и праздники, могут быть освоены механизмом патриотического воспитания, принимающий от них исключительно важный, необходимый потенциал, осуществляющей патриотическое воспитание интересным и увлекательным для молодого поколения.
Цель исследования - разработка и апробация программы фестивалей национальной культуры в системе патриотического воспитания молодёжи в условиях мегаполиса.
Задачи исследования:
• раскрыть историю развития и современное понимание патриотизма;
• выявить особенности патриотического воспитания молодежи в условиях мегаполиса;
• раскрыть возможности воспитания патриотических ценностей в фестивале национальных культур;
• представить возможности патриотического воспитания молодежи в условиях мегаполиса, на примере фестиваля национальных культур «Мы вместе» Свердловского областного медицинского колледжа.
Объект исследования - процесс формирования патриотизма у молодёжи.
Предмет исследования - особенности формирования патриотизма в условиях мегаполиса.
Методы исследования - теоретические: анализ и обобщение; эмпирические: анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта сущность формирования патриотического воспитания молодежи; обоснован процесс формирования гражданской культуры молодежи; обоснован и апробирован комплекс социально-культурных технологий формирования патриотического воспитания молодого поколения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследований способствуют дальнейшему научному осмыслению возможностей использования социально-культурной деятельности в патриотическом воспитании; дает возможность получить производительность и результативность формирования гражданской культуры личности, а также способен применяться руководителями различных образовательных учреждений, клубных объединений, культурно-досуговых учреждений, центров молодежного досуга; в работе учреждений социально-культурной сферы является концепцией для реализации образовательно-воспитательных программ по работе с молодежью.
Методологическую основу исследования составили:
• концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи (Г.А. Алмонд, В.И. Андреев, Е.А. Андреева, С.Н. Беккер, Н.А. Богданов, Е.Я. Гамбург, Р.В. Гатауллин, В.В. Гладких, А.Г. Горельцев, В.С.
Горбунов, С.А. Долгов, В.Н. Забавников, Т.В. Козловская, Л.В. Кузнецова,
A. Е. Мешков, Г.В. Оленина, С.С. Моисеев, Е.А. Патрушева, В.В. Расстрыгин, Р.М. Салихова, Е.Р. Слоневская, Е.В. Тараторин, Н.Г. Тимакова, И.И. Шигапова, Л.В. Фатхулина и др.);
• исследования, посвященные социально-культурной деятельности (Г.А.Аванесова, Л.А. Акимова, М.А. Ариарский, И.В. Воробьева,
Е.И. Григорьева, О.Д. Дашковская, А.Д. Жарков, А.С. Каргин, Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев,
B. Е. Триодин, Д.В. Шамсутдинова, В.М. Чижиков, Н.Н.Ярошенко и др.);
• исследования, посвященные гражданско-патриотическому воспитанию молодежи средствами социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Д.В.Агапова, И.И. Алпацкий, Л.И. Амачбаева, М.О. Арапов, С.А. Долгов, В.Н. Забавников, Г.Х. Калимуллина, А.Е. Мешков, Ф.М. Мирахмедов, Г.В.Оленина, С.С. Моисеев, В.А. Пшонко, В.В. Расстрыгин, Е.В. Тараторин, Н.Г. Тимакова, И.И. Шигапова, Л.В. Фатхуллина, П.И. Яковлев и др.).
Сегодня как никогда актуальна проблема патриотического воспитания молодёжи, сохранения культурных ценностей всех народов России, сбережения культурного наследия, уважения к национальнопатриотическому прошлому.
Патриотизм включает: знание языка, своего народа, привязанность к родным местам, где он родился и вырос; знание истории и проблем своей большой и малой Родины; понимание долга перед Отечеством, защита её чести и достоинства, свобода и самостоятельность; выражение гражданских чувств, гордость и честь за экономические, политические, спортивные, социальные и культурные достижения своей Родины; знание обычаев и традиций; желание работать во благо Родины; милосердие и общечеловеческие ценности, таким образом, патриотизм предполагает образование и продолжительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Основным принципом этого развития является опора на социокультурный и духовно- нравственный компонент. Патриотизм представляется в единстве гражданственности, духовности и социальной- активности, неразрывной связи с Родиной.
Следует отметить что в решении проблем патриотического воспитания молодого поколения должна в свою очередь участвовать сама молодёжь, представляя всю важность своего участия в жизни Отечества, ценить и почитать её культуру, обычаи и историю. Но в то же время, ориентировать современное поколение в нужное направление необходимо как нашему государству, так и семье, школе и вузу. Главным вопросом является во взаимосвязи с целью развития национального самосознания, гражданственности и патриотизма у молодого поколения.
1. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях мегаполиса- сложный педагогический, психологический и моральный процесс, так как в его основе лежит развитие нравственных чувств. А также необходимостью воспитания молодёжи является расширение представления о родном крае и страны, закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России. Осознание молодёжи о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна со своими традициями и обычаями, соблюдение и уважение которых и есть основа патриотического воспитания молодого поколения.
2. Проблемой отсутствия патриотических чувств у молодёжи считается: снижение жизненного уровня, расслоение общества, обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм.
3. Воспитание патриотических чувств возможно только при целостном и комплексном подходе, используя опыт прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учёбе и подходах к труду, методах творчества и на личном примере.
Таким образом, если учесть характерные черты применения технологий в современных социально- культурных процессах, в таком случае немаловажно выделить, что данные технологии различны по содержанию, сферам деятельности, масштабу применения, использованию субъектов социально-культурной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что субъектом социально-культурной деятельности являются, лица которые занимаются разработкой социально-культурных ценностей; лица, занятые отбором, сохранением и распространением социальнокультурных ценностей; лица, которые занимаются преимущественно управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей; лица, занятые преимущественно воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры.
Для оценки эффективности Фестиваля национальных культур «Мы вместе» в патриотическом воспитании молодежи, был проведен опрос для оценки уровня сформированности патриотизма у студентов Свердловского областного медицинского колледжа.
Согласно результатам исследования, мы пришли к выводу и определили направления работы:
1. Современная молодёжь обладает недостаточным опытом социального общения, степень формирования патриотического воспитания в российском обществе недостаточен, это разъясняется, слабой просвещенностью и мотивацией участия в жизни общества.
2. Для эффективного развития гражданственности и патриотизма следует увеличить представления современного поколения в сфере политико-правовых, финансовых, историко-культурных познаний, обычаев.
3. Молодежь нацелена на свои личные убеждения, понятия, на нравственные нормы, независимо от социальной значимости, а также приемлемости. Нейтрально относятся к неопределенности; уверенно сталкиваются с проблемами; могут адекватно оценивать фрустрационную обстановку, предугадать из неё; целенаправленно стремиться к статусному росту.
Согласно с основным выводом, назрела потребность целенаправленного развития патриотического воспитания у молодого поколения. Создание и продвижение культурно-досуговой программы для преодоления нехватки знаний в сфере патриотизма у молодого поколения, применяя технологии социально-культурной деятельности.
Таким образом, эффективность созданной национальноориентированной образовательной среды позволяет формировать у студентов:
В профессии:
• уважать пациентов любой национальности и вероисповедания, всем кому оказывается медицинская помощь;
• быть готовым к соблюдению национально- культурных и религиозных традиций при оказании медицинской помощи.
В жизни:
• патриотическое воспитание;
• межнациональное единство;
-консолидацию студенческого сообщества вокруг традиционных национально- культурных ценностей;
-мир, согласие, единство культур многонационального народа.
Мероприятия, направленные на воспитание патриотизма и укрепление межнациональных взаимоотношений в молодежной среде, которые отображают многообразие форм построения эффективной многоуровневой концепции по развитию национально- ориентированной образовательной среды.
Мероприятия, которые отражают разнообразие форм построения эффективной многоуровневой системы по формированию национальноориентированной образовательной среды, направляют на укрепление межнациональных взаимоотношений в молодежной среде.
Гипотеза о том, что фестиваль национальной культуры обладает значимым потенциалом в формировании патриотического самосознания молодежи в условиях мегаполиса была подтверждена проведенными диагностическими методиками.
Исследование позволило проанализировать эффективность патриотического воспитания молодежи средствами фестиваля национальной культуры «Мы вместе» Свердловского областного медицинского колледжа. На основе проведенного исследования возможно осуществление работы по дальнейшему воспитанию патриотизма и совершенствованию фестиваля.
1. Адаскина, О.Н. Русский фольклор / О.Н. Адаскина. - М.: АСТ, 2001. - 256 с.
2. Акимова, Л. А. Социология досуга: Учебное пособие /МГУКИ.: М., 2003. - 164 с.
3. Аналитический обзор. Всероссийский центр изучения
общественного мнения: [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http: //www.wciom.ru
4. Ариарский, М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Том 1. Методология и методика постижения культуры. - СПб.: Концерт, 2012. - 488 с.
5. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: АН СССР, 1954. Т 4.
6. Власова, И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: автореф. на соиск. уч. степени канд. педагогических наук. - М., 2005. - 22 с.
7. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. М.: АСАДЕМА, 2000. - 155 с.
8. Встреча с представителями общественности по вопросам
патриотического воспитания молодежи. Краснодар, 12 сентября 2012 г. Официальный сайт Президента России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата
обращения: 20 ноября 2019)
9. Гаврилюк, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи. М., 2007. - 572 с.
10. Гельвеций, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А.И. - М.: Просвещение, 1971. - 569 с.
11. Голова, А.Г Специфика управления потребительским поведением в мегаполисе: социальный аспект // XIII Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. Сборник материалов. М.: Изд-во МАБИУ, 2010. - 220 с.
12. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.З.М.: Терра, 1995. - 560 с.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Д Т. 1
4. М.: Русский язык, 1978-1980.
14. Домаренко, Е.В. Возрастные (дифференциальные) социальнокультурные технологии: Учебное пособие. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2003. - 131 с
15. Ежов, П.Ю. Этно-педагогический фестиваль как средство социализации иностранных студентов в Российской образовательной среде / П.Ю. Ежов // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11.- 23 с...