ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Характеристика педагогической деятельности и её особенностей 5
1.2. Психологические особенности готовности педагогов к принятию
инноваций. Педагогическое выгорание 8
1.3. Инновационные формы решения конфликтов в образовательной
организации 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Проведение исследования 31
2.3. Программа по формированию готовности педагогов к использованию
инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной
организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
Актуальность исследования определяется тем, что в современном поликультурном обществе в условиях реализации гуманистической концепции образования личность рассматривается как ценность культуросообразного типа, взаимодействие с которой строится на диалогической основе и требует от нее диалогичности, понимания, уважения культурной «идентичности других людей». «Человек предстает как уникальный мир культуры, вступая во взаимодействие с другими личностями - культурами, творя себя в процессе такого взаимодействия и воздействуя на других» (М.М.Бахтин). Современное образование должно быть обращено к человеку, оно должно подготовить его к жизни и деятельности в условиях поликультурного общества, основой которого должен стать диалог (полилог). Диалог, основывающийся на равноправии культур, позволяет сохранить многообразие, «многоцветность» куль- тур посредством взаимного восприятия и обмена ценностями этих культур. Поликультурное образовательное пространство становится аксиологической средой развития личности, поэтому неизбежны противоречия и конфликты, которые обусловлены различным уровнем воспитанности, принадлежностью к различным культурам, конфессиям, национальностям.
Проблемой нашего исследования стало выявление уровня готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации
Объект исследования: готовность педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
Предмет: индивидуальные различия в психологической готовности педагогов, определяющие продуктивность участия в использовании инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации
Цель исследования — выявление уровня готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации, построение теоретически обоснованной модели уровня готовности педагогического коллектива к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации
Гипотеза исследования: среди педагогов преобладает средний
уровень готовности к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Теоретическое и методическое обоснование проблематики изучения готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
2. Выявление и обоснование критериев готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации
3. Создание макета программы по формированию готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
В настоящее время число инноваций во всех сферах жизни общества растёт. В любой человеческой среде готовность к принятию инноваций - важна. Педагог, работающий с детьми и их родителями, должен владеть различными методами урегулирования конфликтов, в том числе и инновационными. В связи с этим различными исследователями изучены особенности профессиональной деятельности и профессионального выгорания педагогов, как база для принятия инноваций.
Цель исследования достигнута: исследована готовность педагогов ОУ к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
Задачи проведенной работы последовательно выполнены. Представлен теоретический анализ вопроса и методическое обоснование проблематики изучения готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации, выявлены и обоснованы критерии готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации, проведена диагностика педагогов на выявление уровня готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации, создан макет программы по формированию готовности педагогов к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
Гипотеза подтвердилась: среди педагогов преобладает средний уровень готовности к использованию инновационных форм разрешения конфликтов в образовательной организации.
Подтверждение гипотезы закреплено экспериментально.
1. Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П., Корнюхин С.В.,
Молчанова О.П., Тихонов А.Н., Ушаков М.А. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие. / Под ред. проф. Тихонова А.Н. - М.:
Европейский центр по качеству, 2003. - 408 с.
2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 208 с.
3. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б. Формирование социальной ответственности и гражданской идентичности детей-сирот : учебнометодическое пособие.-Ярославль: Из-во Департамента образования Ярославской области, 2011. - 140 с.
4. Батурин С.О.Современные инновационные технологии в школьном образовании www.sch130.ru
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
6. Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления
профессионала. Монография/ под ннаучн. Ред. Профессора А.В.Карпова. М.- Ярославль:. МАПН, 2006. 316 с.
7. Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогической системы к инновационной деятельности /Инновационные подходы в образовании Материалы Всероссийской научно-практической молодежной конференции 20-22 октября 2011 г. Белгород 2011 (rudocs.exdat.com 12.03.2012 21:02)
8. Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности
педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001.168с.
9. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций //Вестник алтайской науки.- Барнаул,- 2000. 248 с.
10. Ладанов И. Д. Практический менеджмент . Психотеника управления и самотренировки . - М.: Издательств о «Корпоративные стратегии», 2004. 496 с.
11. Мищенко Е.С. Проектирование, формирование, внедрение и
практическое использование системы менеджмента качества в
образовательной организации: монография / Е.С. Мищенко, С.В. Пономарёв. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 96 с.
12. Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007. 127 с.
13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
14. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие, 2-е изд./Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. 240 с.
15. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы - и препятствия (Социальные проблемы инноваций). — М.: Политиздат, 1989.С.33-59...