Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛЕЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Работа №93872

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. КЛЕЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ 8
1.1. Эпидемиология клещевого энцефалита 8
1.2. Эпидемиология клещевого боррелиоза 20
1.3. Другие клещевые инфекции 25
1.4. Заболеваемость в Сысертском районе 31
Глава 2. АНАЛИЗ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО БИОЛОГИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧЕРЕЗ УЧЕБНИКИ» 38
2.1. Система учебников биологии, реализующая образовательные
программы, а также предусмотрено ли авторами изучение клещевых инфекций человека 38
2.2. Сравнительный анализ учебников биологии для 7 класса на предмет теоретико-познавательных текстов и наличие учебного материала о
клещевых инфекциях 43
Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕЩЕВЫХ ИНФЕКЦИЙ В
ШКОЛЕ 54
3.1. Рабочая программа элективного курса «Клещевые инфекции» для 7
класса 54
3.1.1. Пояснительная записка 54
3.1.2. Содержание рабочей программы элективного курса «Клещевые
инфекции» для 7 класса 60
3.1.3. «Учебно-тематическое планирование» 64
3.2. Конспекты занятий элективного курса 69
Заключение 89
Список литературы 93

Описание и интенсивное изучение популяций иксодовых клещей (особенно видов Ixodes persulcatus и Ixodes ricinus) началось в начале XX века. Исключительная значимость изучения иксодовых клещей состоит в том, что они являются переносчиками многих природно-очаговых заболеваний человека и животных.
В восточной части России на территориях хвойных лесов по мере активного освоения таежного региона в начале ХХ века участились случаи заболевания с тяжелым течением, проявляющимся высокими температурами тела, поражением нервной системы (судороги, параличи), что зачастую приводило к летальным исходам. Впервые описать клиническую картину заболевания удалось в ходе дальневосточных экспедиций Наркомздрава СССР 1937-1939 гг. участие, в которой принимали Л.А. Зильбер, А.А. Смородинцев, М.П. Чумаков, А.Н. Шаповал и др. [32].
Благоприятным местом для жизни и развития клещей являются смешанные леса, которые, широко распространены на территории страны и занимают половину лесного массива России. В таких районах разнообразный рельеф, неоднородная растительность, включающая в состав различные породы деревьев, кустарники, высокий травостой. Лесные зоны часто чередуются с открытыми полянами. В таких местах богата фауна, природой созданы условия для прокормления и жизни млекопитающих и птиц, которые и являются мишенями для клещей. Для человека наименьшую опасность, как место встречи с переносчиком заболевания представляют хвойные леса. Покров земли обычно выстлан мхом, павшими деревьями- валежником, густой травянистый покров отсутствует. Животный мир таких лесов беден, поэтому нет подходящих условий для жизни клещей. Благоприятными условиями обитания являются тенистые, с развитым нижним ярусом леса, густым подлеском и множеством гнилых пней места. Клещи влаголюбивы, высокие атмосферные температуры, засушливая погода, прямые солнечные лучи действуют на них губительно. Область распространения в зонах обитания клещей неравномерна. Наибольшее скопление особей можно обнаружить вдоль троп людей, на обочинах дорог граничащих с лесом, в местах массового гнездования птиц, возле нор млекопитающих и подобных местах, где встреча с прокормителем наиболее вероятна. Так, исследования по сбору клещей показали, что 83% их найдено на обочинах лесных дорог и тропах и только 17% - в глубине леса [32].
Изучение клещей входит в сферу АКАРОЛОГИИ (арахнология) (от греч. Arachne - паук и logos - слово, учение), отрасль зоологии, изучающая паукообразных. В самостоятельную науку выделилась в XIX в. из энтомологии. В развитие арахнологии внесли большой вклад советские ученые Н. А. Холодковский, В. А. Догель, Е. Н. Павловский, М. Г. Хатин и др. [1].
Арахнология изучает систематику, морфологию, экологию, фенологию и биологию паукообразных и меры борьбы с вредоносными паукообразными.
Арахнологию принято подразделять на: ветеринарную, медицинскую, сельскохозяйственную и лесную. Болезни, вызываемые паукообразными, называют арахнозами. Вопросы арахнологии изучаются в ветеринарии, так как многие клещи являются возбудителями и переносчиками возбудителей инвазионных и инфекционных болезней животных и человека. Мероприятия, разрабатываемые в ветеринарии против арахнозов, имеют большое практическое значение, так как направлены на профилактику многих болезней животных и снижение потерь продукции животноводства.
Акарология - наука о клещах (от греч. Akari - клещ, logos - учение). Клещи (Acarina) относятся к типу членистоногих (Arthropoda), классу
паукообразных (Arachnida). Этот класс объединяет три отряда:
акариформные клещи (Acariformes), паразитиформные клещи (Parasitiformes) и клещи-сенокосцы (Opilioacarina). В ветеринарии большее значение имеют отряды акариформных и паразитиформных клещей, являющиеся
постоянными или временными паразитами животных. Клещи отряда Akariformes вызывают у человека и животных заболевания называемые - акарозы, a Parasitiformes - это переносчики и носители возбудителей вирусных, бактериальных, протозойных, риккетсиозных заболеваний и микозов. Отряд клещей-сенокосцев состоит из малоизученных хищных клещей. Клещи - одна из древнейших групп наземных беспозвоночных. Мировая фауна клещей насчитывает более 25 тыс. видов [1].
Еще Аристотель в своем произведении «История животных» описал клещей, которых находил на собаках, и предложил для их уничтожения серу. Китайский ученый Чао Юань-Фан (610 г. до н. э.) сделал попытки связать присутствие чесоточных клещей на теле животных и людей с возникновением у них заболевания [5]. В многочисленных экспедициях под началом академика Е. Н. Павловского были получены сведенья на основе, которых сформировалось представление о распространении клещей как переносчиков заболеваний, тем самым удалось создать новое учение о болезнях, которые имеют природно-очаговый характер.
В направлении изучения клещевых инфекционных болезней и самих клещей значимый вклад внесли В. Д. Соловьева, Ф. Ф. Талызина, Ю. С. Балашов, Д. Н. Засухин, С. Н. Никольский, В. Я. Пономаренко, Г. И. Гуща и др. [68]. Научно-практические проблемы в области акарологии разрабатываются и внедряются и сегодня во многих научно­исследовательских лабораториях, центрах, институтах.
Цель исследования: Изучить клещевые инфекции и методику их преподавания в школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по инфекциям, вызванным укусами клещей.
2. На основе изученной литературы описать виды и группы клещей, участвующих в процессе переноса инфекционных болезней.
3. Проанализировать учебники, реализующие
образовательные программы по биологии на предмет концептуального подхода авторов линий и теоретико-познавательных текстов, позволяющих изучать клещевые инфекции.
4. Разработать программу элективного курса по биологии для 7 класса на тему «Клещевые инфекции».
5. Разработать конспекты занятий по темам элективного курса «Клещевые инфекции».
Объект исследования: Клещевые инфекции.
Предмет исследования: Процесс изучения в школе клещевых инфекций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многие люди с детства слышали предупреждения взрослых об опасности леса из-за клещей и энцефалита, но подробных объяснений не получали. Тема дипломной работы актуальна. Литература, посвященная данной проблеме, дает нам понимание, что заболевания передающиеся клещами очень опасны для человека и животных, имеют высокий процент летальных исходов или неполного выздоровления (т. е. инвалидность).
Лесопарковые зоны, благоустроенные скамейками, тропинками и привлекающие множество людей, могут быть местами повышенной опасности нападения клещей. Природные очаги клещевого энцефалита обычно не ликвидируются за счет облагораживания ландшафта.
В отличие от широко распространенного мнения, клещи не сидят на деревьях и не бросаются сверху на хозяев. Они предпочитают растительность, которая находится ближе к поверхности земли. Личинки обычно сидят на траве не выше 30 см, нимфы - на траве и растениях на уровне не выше 1 м, а имаго - на сорняках или кустах на уровне не выше 1,5 м. Держась на нижней стороне листвы, клещи, по большей части, сидят на их кончиках по соседству с пешеходными дорожками и звериными тропами, откуда они падают вниз и зацепляются за задевающих траву и кустарник хозяев [10].
У взрослых людей чаще всего укусам подвергаются ноги, а также область ягодиц и гениталий. У детей 75% укусов клещей приходится на голову. В остальных случаях укусам подвергаются руки и ноги, тело, область ягодиц и гениталий.
Среди важнейших проблем медико-социального и экономического характера, как в отдельных регионах, так и в целом по России, находятся природно-очаговые заболевания, в частности, трансмиссивные иксодовые клещевые инфекции — клещевой энцефалит и клещевой боррелиоз. Актуальность и научно-практическая значимость этих инфекций определяется их широкой распространенностью, высокой сезонной заболеваемостью, дорогостоящим лечением, нетрудоспособностью, инвалидностью и смертностью. Сфера поражения организма необычайно широка: ЦНС, сердце, опорно-двигательный аппарат, иммунная система, кожа [10].
Роль клещей в природе чрезвычайно велика, они являются неотъемлемыми звеньями различных природно-биологических цепей. Очень важным является их участие в процессах почвообразования, так как сапрофитные формы способны разлагать органические остатки. Этим они способствуют своеобразному перемещению и обновлению почвенного массива, осуществляют разложение сложных органических веществ до более простых минеральных, тем самым участвуя в круговороте вещества в природе. Также они распространяют по почвенному профилю различных микроорганизмов, поедают мелких насекомых и некоторых паразитических клещей, служа санитарами, очищают растения от спор некоторых паразитических грибов и многое другое.
К сожалению, в последнее время отрицательное воздействие клещей на здоровье человека приобретает все более выраженный характер [39].
В природе немалую роль играют представители группы гамазовых клещей - паразитов насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Это важная в ветеринарном и эпидемиологическом отношениях таксономическая единица. В ее числе масса видов, приспособившихся к гнездовому паразитизму в норах грызунов и гнёздах птиц. В частности, такие инфекции, как осповидный (везикулезный) риккетсиоз (синонимы гамазовый риккетсиоз, риккетсиозная оспа) и крысиный сыпной тиф, переносится не иксодовыми, а гамазовыми клещами (мышиный и крысиный клещи). Данная инфекция отличается умеренно выраженной лихорадкой, лимфангитом, лимфаденитом в месте внедрения, сосудистыми расстройствами, сыпью. Человек заражается при присасывании инфицированных клещей.
Резервуар в природе, как правило, домовые мыши.
Укусы куриного клеща, обитающего в птичниках при нападении на человека, могут вызывать острый дерматит [39].
Некоторые клещи из надсемейства аргазовых, также могут играть значительную роль в передаче человеку опасных инфекций. Около 12 видов их при определенных условиях нападают на человека, это роды Argas и Ornithodorus. Укусы их вызывают зуд, красную сыпь. Слюна аргазовых клещей содержит сильнодействующие токсины. Например, население Мексики очень страшится нападений клеща Ornithodorus coriaceus не меньше, чем гремучих змей, так как укусы его чрезвычайно болезненны [39].
Циркуляция возбудителей вышеперечисленных заболеваний в очагах не может быть прекращена полностью, но заболеваемость может поддаваться контролю, который осуществляется за счет предотвращения нападения клещей на человека и эффективной профилактики и лечения заболевания.
Помимо специфической профилактики, мощным средством борьбы с переносимыми клещами инфекциями является неспецифическая профилактика и использование средств индивидуальной защиты. В связи с этим важными направлением остается разработка эффективных и безопасных акарицидов, удобной защитной одежды и репеллентов. В сочетании с доступным, правдивым и широким информированием населения, правильной организацией мест наиболее вероятных контактов человека и клещей, а также организацией массовых мероприятий в сезон наибольшей активности членистоногих, неспецифическая профилактика может стать мощным оружием защиты не только от КЭ, но и от других известных и неизвестных переносимых клещами инфекций [11].
На основании проделанной работы делаем выводы:
1. Клещевые инфекции, средства защиты от клеща необходимо изучать с детьми в школе.
2. Программный материал по биологии не дает обучающимся полного представления о клещевых инфекциях человека. В частности в 7 классе содержание раздела по биологии «Членистые и моллюски» предполагает изучение следующих тем:
Тип членистоногие. Класс паукообразные. Приспособления к жизни на суше. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). Паутина: ловчие сети, убежище, кокон и парашют. Роль паукообразных в жизни человека (пауки-мухоловы, ядовитые пауки, клещи - переносчики клещевого энцефалита, возбудители чесоток).
3. Программа элективного курса обеспечивает получение детьми более полных знаний по теме «Изучение паукообразных на примере клеща- переносчика инфекционных заболеваний человека» нежели на уроках биологии.
4. Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанные конспекты занятий позволяют показать детям актуальность проблемы клещевых инфекций, расширяют знания о профилактических мерах защиты, дают знания о действиях при обнаружении клеща- переносчика инфекционных заболеваний.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута.


1. Акбаев, М.Ш. Паразитология и инвазионные болезни животных / М.Ш. Акбаев, А.А. Водянов, Н.Е. Косминков ; под ред. М.Ш. Акбаева. - Москва : Колос, 1998. - 743 с.
2. Акимушкин, И. И. Мир животных : в 5 т. Т.3. Насекомые. Пауки. Домашние животные / авт.-сост. И.И. Акимушкин. - Москва : Мысль,
1995. - 462 с.
3. Алексеев, А.Н. Современное состояние знаний о переносчиках клещевого энцефалита / А.Н. Алексеев // Журнал вопросы вирусологии. - 2007. - №5. - С. 37-54.
4. Алексеев, А.Н. Особенности поведения клещей Ixodes persulcatus P. Sch., зараженных вирусом клещевого энцефалита / А.Н. Алексеев, Л.А. Буренкова, С.П. Чунихин // Медицинская паразитология. -1998. - №2. - С. 22-43.
5. Алтухов, Н.М. Краткий справочник ветеринарного врача / Н.М. Алтухов, В.И. Афанасьев. - Москва : Агропромиздат, 1990. - 562 с.
6. Аммосов, А. Д. Клещевой энцефалит : Информационно-методическое пособие / А.Д. Аммосов. - Кольцово : Вектор-Бест, 2003. - 116 с.
7. Ананьева, Л.П. Поражение суставов при болезни Лайма / Л.П. Ананьева, Е.П. Деконенко // Современная медицина. -1998. - №2. - С. 61-88.
8. Арумова, Е.А. Клещевой боррелиоз (болезнь Лайма) в России / Е.А. Арумова, Т.В. Воронцова // Дезинфекционное дело. - 2001. - №3. - С. 31­35.
9. Бабе, Л.В. Прогнозирование обилия таежного клеща / Л.В. Бабе, М.А. Рубина // Вопросы эпидемиологии клещевого энцефалита и биологические закономерности в его природном очаге. - 1968. - С. 108­136.
10. Балашов, Ю. С. Кровососущие клещи (Ixodoidea) - переносчики болезней человека и животных / Ю.С. Балашов ; Санкт-Петербург : Наука : 1998.­320 с.
11. Бахвалова, В.Н. Особенности инфекции вирусом клещевого энцефалита Ixodes persulcatus Schulze и Ixodes pavlovskyi Pomerantsev в период роста численности и трансформации видовой структуры сообщества иксодид / В.Н. Бахвалова, В.В. Панов, Г.С. Морозова // Вопросы вирусологии. -
2015. - С. 42-46.
12. Бессарабов, Б.Ф. Инфекционные болезни животных / Б.Ф. Бессарабов. - Москва : Колос, 2007. - 671с.
13. Биргер, М.О. Микробиологическая и вирусологическая диагностика. Часть 2. / М.О. Биргер. - Москва : Медицина, 1994. - 168 с.
14. Бондаренко, А.Л. Лайм-боррелиоз : Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов / А.Л. Бондаренко, О.Н. Любезнова. - Киров : Кировская государственная медицинская академия, 2007. - 88 с.
15. Введенский Э.Л. Биология. Ваедение в биологию / Э.Д. Введенский, А.А. Плешаков. - Москва : Русское слово, 2016. - 380с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ