Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция произносительной стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией

Работа №93867

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Анатомо-физиологические механизмы голосообразования и онтогенез
голоса у детей 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 14
1.3. Значение коррекционно произносительной стороны речи в логопедической ритмике у дошкольников с лёгкой стёртой дизартрией .... 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 25
2.1. Организация констатирующего эксперимента и содержание методики 25
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 34
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 41
3.1. Анализ методической литературы по теме исследования 41
3.2. Организация и содержание обучающегося эксперимента 44
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией, так дает определение О.В. Правдина.
Нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, интонации, расстройство артикуляционного аппарата, все это основные проявления дизартрии. Они проявляются в разной степени и различных комбинациях, все будет зависеть от локализации поражения центральной нервной системы или периферической.
Такие исследователи, как Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф.
Архипова говорят об аспектах, которые охватывают как раз
произносительную сторону речи, а именно о фонетическом оформлении речи и одновременно с ним комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.
Авторы утверждают, что сюда отнесутся навыки речевого дыхания, голосообразование, словесное ударение, воспроизведение звуков и их сочетаний, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи).
Интонация является важным предметом устной речи, это как средство оформления слово, предложения, словосочетания. С помощью интонации уточняется коммуникативный смысл рассказа, сказки, любого текста. Такие авторы, как Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина, Л.В. Бондаренко говорят об интонации, как об относительной самостоятельности.
Ведь только при помощи интонации можно передать относительный смысл любого текста, передается характер говорящего, с помощью интонации можно сделать актуальные акценты в своей речи.
Понимание этой интонации достаточно высоко по отношению к говорящему и слышащему человеку. Все исследователи сошлись во мнении, что только интонация является одним из основных средств передачи эмоционального значения.
А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, М.Е. Хватцев и др. говоря о процессе овладения интонацией указывают на то, что звукопроизношение и развитие его процессов, таких как формирование слоговой структуры слова в настоящее время изучены достаточного хорошо, а вот изучение интонации не подвергалось столь глубокому исследованию. Это происходило из-за того, что есть такое мнение, что обучать интонации не надо, такое обучение происходит вне зависимости есть оно или нет. То есть ребенок постепенно вырастая понимает, как необходимо говорить, с какой интонацией и где. Поэтому вопрос о методических средствах не ставился как актуальным решением проблемы.
Но на сегодняшний день данное мнение ставится под сомнение, потому что часто педагоги обращают внимание на то, что дети не умеют проявить эмоциональность в образовательных вопросах. Монотонность и невыразительность детской речи встречается сегодня все чаще и чаще, и будь это стихи на праздниках или концертах, драматизация и игры в театре, исполнение ролей, или просто рассказ ребенка о прошедшем дне, все будет показывать на невыразительность рассказа.
Поэтому становится актуальной проблема развития просодической стороны речи, необходимость найти такие методы и приемы, которые можно применять с детьми по развитию интонационной структуры речи.
А.З. Андронова-Арутюнян, Г.В. Волкова, Л.И. Белякова, Н.Н. Трауготт, В.К. Воробьёва, Л.С. Волкова и др. утверждают, что просодическая сторона речи сопровождается нарушением нозологических форм, а это и нарушения речевого недоразвития разного генезиса, и вообще могут быть случаи распада речи.
Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. А. Артемов,
B. И. Бельтюков, Л. П. Блохина, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова-Лукьянова, Н. Д. Светозарова, Н. В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О.
C. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
Такие авторы, как В. А. Гиляровский, Е. В. Конрова, Н. А. Власова, Ю.А. Флоренская считают, что одним из эффективным средством формирования просодики может стать логоритмика. Логоритмика позволяет совершенствовать интонационную структуру слова, еще одним из важных моментов становится то, что именно логоритмика положительно влияет на звуковую структуру речи, совершенствует аналитическую деятельность ребенка. Логоритмика выступает важным компонентом развития и обогащения активного словаря ребенка.
М. Д. Маханева, Н. А. Реуцкая, Н. Ф. Сорокина и др. пишут о том, что логоритмика развивает чувства, может работать по моделированию эмоционального состояния. Игры по логоритмике подобраны таким образом, что дети могли примерить на себя и театральные образы, а это в свою очередь будет выступать источником развития и театральной деятельности, которая в свою очередь, опять же даст огромную положительную динамику
Игры на становление
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление детей от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Все это постепенно формирует и развивает интонацию, силу и высоту голоса, тембр - то есть просодические компоненты речи.
Все вышеизложенное позволило выделить противоречие между теоретической и практической разработанностью проблемы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы особенности работы по коррекции произносительной стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать и показать особенности коррекционной работы произносительной стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект исследования: изучение произносительной стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет: определение направлений и содержания коррекционной работы по устранению нарушений произносительной стороны речи, обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Спланировать и провести обучающий эксперимент по коррекции произносительной стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
4. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
В соответствии с задачами данной работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
Теоретико-методологическая база исследования:
Принцип анализа речевой патологии, разработанные Р.Е. Левиной
Принцип психолого-педагогической концепции изучения недоразвития речи у детей (О.А. Безрукова, Т.П. Бессонова, Е.К. Лобачева, Е.Н. Российская и др)
Принцип современных научных представлений о механизмах восприятия эмоциональной экспрессии голоса человека (Е.Ф. Бажин, В.И. Галунов, Т.В. Корнева, В.Х. Манеров, В.П. Морозов, А.Х. Пашина)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы являлась теоретически обосновать и показать особенности коррекционной работы произносительной стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В исследовании, определив направление для достижения результата, были выделены четыре задачи.
При достижении положительного решения первой задачи, анализируя научную и методическую литературу рассмотрев ряд исследователей Л. Т. Журба, И. М. Кононова, И. Максимов, Е. М. Мастюкова, Р. В. Тонкова- Ямпольская и др. В работу определи положения: характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на первом году жизни имеет важное прогностическое значение.
Такие авторы, как О. С. Орлова, П. А. Эстрова, А. С. Калмыкова отмечают, что отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются: диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата; неравномерность и скачкообразность в процессе развития; наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно; неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата.
Выделяя условия положительной динамики коррекционной работы просодической стороны речи старших дошкольников, выделили мнение авторов: Е.В. Каракуловой, Н.В. Обуховой и др., которые отмечают, что большими возможностями в формировании просодической стороны речи обладает логоритмика, которая отличается большой степенью образности, позволяющей слышать интонацию и тембр голоса. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса.
Решая задачи практического содержания провели констатирующий эксперимент и сделали анализ его результатов. Так были определены ключевые моменты: анализ результатов исследования показал, что у детей возникают трудности при выполнении заданий. Дети не смогли выполнить ни одного задания самостоятельно. Наибольшие трудности были выявлены в умении выделять слово в повествовательном и вопросительном предложениях. Дети вообще путали повествовательное и вопросительные предложения и высказывания.
Также можно увидеть трудности в выполнении заданий на дыхание и силу голоса. В большей степени выявлен диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. В задании на направленность воздушной струи дошкольники показали так же недостаточный результат, но в сравнении с другими критериями неплохой показатель.
Исходя из представленных результатов была решена третья задача исследования, а именно разработана и реализована работа по коррекции произносительной стороны речи для исследуемых детей актуальна.
В работу вошли индивидуальные и групповые занятия. В занятия были включены различные дидактические игры, работу с помощью лепбука. Одним из исключительных моментов стала разработка групповых занятий с использованием логоритмики. Эти занятия выхвали огромный интерес дошкольников и включали в себя работу по всем сторонам просодики.
Решая четвертую задачу, оценили эффективность проведенной коррекционной работы. Итак, за период экспериментального обучения значения характеристик голоса у воспитанников при повторном обследовании улучшились на 10,4%.
Динамика компонентов просодики следующая: темп достиг оптимальной оценки у 4 детей, что на 40% больше, чем при первом обследовании. Правильное пользование логическим ударением, произношение текста в заданном ритме и верное интонирование речи - это показатели выросли в экспериментальной группе на 17%.
К сожалению, есть дети, которые с трудом осваивали паузацию текста, поэтому динамики здесь не наблюдалось. В условиях эксперимента произошли существенные сдвиги в развитии просодических компонентов речи.
Положительная динамика по оптимальному уровню присутствовала только в двух параметрах: восприятие интонации возросло на 10%, и тембр голоса улучшился у 17%.
Анализ результатов обучающего эксперимента показал обоснованность данного подхода при развитии просодических компонентов речи.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы, формирования просодической стороны речи старших дошкольников.


1. Анохин, П. К. Логопедия / П. К. Анохин. - Москва : Сирин, 2010. - 308 с.
2. Антипова, A. M. Просодия. Лингвистический энциклопедический словарь / А. М. Антипова. - Москва : Просвещение, 1990. - 376 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2006. - 367 с
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 176 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
6. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер. - Москва : Академия, 2007. - 478 с.
7. Белова - Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 320 с.
8. Белякова, Л. И., Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Ульяновск : Сфера, 2008. - 145 с.
10. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобарыкина. - Ярославль : Академия развития, 2008. - 240 с.
11. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Инфра-С, 2009. - 352 с.
12. Блохина, Л. П., Методические рекомендации. Методика анализа просодических характеристик речи / Л. П. Блохина, Р. К. Потапова. - Москва : МГПИИЯ, 1977. - 84 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 195 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с.
15. Волкова, Л. С., Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1989. - 528 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ