ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 8
1.1 Требования современного общества к результатам образования 8
1.2 Сущность основных понятий 11
ГЛАВА 2. ВЕБ-КВЕСТ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ IT-ТЕХНОЛОГИЙ 14
2.1. Применение веб-квеста с использованием IT-технологий в образовательном процессе 14
2.2 Сущность веб-квеста по биологии «Царство грибов» как средство развития познавательного интереса обучающихся с использованием IT-
технологий 18
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 26
3.1 Технология проектирования 26
3.2 Психолого-педагогические условия реализации дипломной работы «Веб
квест по биологии «Царство грибов» как средство развитие познавательного интереса обучающихся с использованием IT-технологий» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Современная система российского образования предъявляет новые требования к результатам образования. В связи с этим, изменяются подходы к обучению, сама цель которого состоит в том, что обучающихся педагог должен не учить, то есть не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а научить учится самостоятельно.
Результатом самостоятельного обучения является саморазвитие, самопознание, самоуправление, самосовершенствование, самоопределение, самореализация обучающихся, всё это приводит к развитию познавательного интереса [3].
Таким образом, необходимо уделять большое внимание развитию познавательного интереса обучающихся, чтобы более эффективно осуществлять цель обучения.
Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО). В основу разработки ФГОС ООО положена цель, предусматривающая отказ от копирования западных моделей образования. ФГОС ООО включает в себя ряд требований, одним из которых является, требование к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО) [32].
Стоит заметить, что в основе ФГОС ООО лежит системнодеятельностный подход, который предусматривает: проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, через развитие познавательного интереса и построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей всех обучающихся [33].
Кроме этого, системно-деятельностный подход предполагает, ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС ООО, где развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий (далее УУД), познания и освоения мира составляет цель и важнейший результат образования. В свою очередь, результат обучения, может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (Н. А. Бернштейн называл её «коррекцией», П. К. Анохин - «обратной ориентацией») [3].
Следовательно, системно-деятельностный подход, предполагает организацию учебно-познавательного процесса, в котором обучающиеся будут реализовывать активную, в максимальной степени самостоятельную учебнопознавательную деятельность, которая должна быть обусловлена развитием познавательного интереса, посредством применения на учебных занятиях различных педагогических технологий с применением информационнокоммуникативных технологий (далее IT-технологий). Существенная особенность данного подхода - уход от информационно-репродуктивного знания к знанию действия, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества, а также переход к социальному проектированию, конструированию в системе школьного образования на основе разработки содержания и IT-технологий в педагогическом процессе. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что современной школе нужен учитель, который не является «транслятором» знаний, а организует спланированную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность, через развитие познавательного интереса обучающихся [9].
Для реализации системно-деятельностного подхода, необходимо включать обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную работу, это можно осуществлять через развитие познавательного интереса, посредством применения на уроках различных веб-квестов, реализуемых с применением IT- технологий. Тем не менее, механизмы развития познавательного интереса не в полной мере отработаны в основной школе, при освоении основного уровня биологического образования, по ряду причин: в большинстве школ учебно-методический комплекс (далее УМК) соответствует государственному образовательному стандарту Российской Федерации (далее ГОС РФ), 2004 года, что не соответствует современным результатам образования; в работе учителей биологии преобладает традиционное обучение (не применяют IT-технологии) [35].
Собственно, по ряду причин, которые указаны выше, было проанализировано применение веб-квеста с использованием IT-технологий как средство развития познавательного интереса обучающихся. При кажущемся обилии учебно-методического материала, приходится признавать, что конкретного фактического материала, который бы содействовал развитию у обучающихся интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии - нет. В свою очередь, в соответствии с системно-деятельностным подходом, в организации учебного процесса главное место отводится максимально самостоятельной, активной деятельности обучающихся, через развитие познавательного интереса. Следовательно, учебный процесс, должен предусматривать разнообразные задания, являющиеся основополагающими в развитии познавательного интереса.
Однако возникает ряд противоречий:
• между необходимостью развития познавательного интереса обучающихся для включения их в самостоятельную, познавательную работу на уроках биологии, и недостаточностью использования технологий развития познавательного интереса обучающихся частью педагогов;
• между необходимостью внедрения веб-квестов с использованием IT- технологий на уроках биологии для получения более качественного результата образования обучающихся и недостаточным количеством заданий в виде веб-квестов в учебно-методическом комплексе курса биологии.
Данные противоречия указывают на проблему: недостаточность разработанности заданий в виде веб-квеста с применением IT-технологий, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся на уроках биологии.
Тема дипломной работы: Веб-квест по биологии «Царство грибов» как средство развития познавательного интереса обучающихся с использованием IT-технологий.
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет: Веб-квест по биологии с использованием IT-технологий как средство развития познавательного интереса обучающихся.
Цель: изучить особенности применения веб-квеста по биологии «Царство грибов» с использованием IT-технологий как средство развития познавательного интереса обучающихся.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить сущность понятия развитие познавательного интереса и выявить педагогические пути его развития (формы, методы, средство, технологии обучения);
2) рассмотреть сущность веб-квеста с использованием IT- технологий и особенности применения в учебном процессе, а также историю внедрения;
3) описать технологию проектирования веб-квеста по биологии «Царство грибов» с использованием IT-технологий, направленного на развитие познавательного интереса обучающихся на уроках биологии;
4) разработать веб-квест по биологии «Царство грибов» как средство развитие познавательного интереса обучающихся с использованием IT- технологий и осуществить апробацию в условиях прохождения педагогической практики и, при необходимости, внести коррекцию, представить качественный и количественный анализ реализации веб-квеста;
5) описать психолого-педагогические условия реализации вебквеста по биологии «Царство грибов» с использованием IT-технологий, направленного на развитие познавательного интереса обучающихся.
Среди многообразия проблем преподавания биологии в основной школе все большее внимание педагогов сосредоточено на проблеме развития познавательного интереса обучающихся. Для того чтобы разобраться в этой проблеме, нужно проанализировать такие понятия как: «познавательный интерес», «учебно-познавательная деятельность», «активность», «IT- технологии», «веб-квест».
Таким образом, веб-квест с использованием IT-технологий необходимо применить при работе обучающихся на уроках биологии, так как он позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались при использовании традиционных технологий, а также позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес. Благодаря активному применению на уроках биологии веб-квеста с использованием IT-технологий у обучающихся будет развиваться познавательный интерес.
Для развития познавательного интереса на уроках биологии в 5 классе можно применять веб-квест по биологии «Царство грибов» как средство развития познавательного интереса обучающихся с использованием IT- технологий. Веб-квест с использованием IT-технологий выступает как один из способов организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по достижению конкретного предметного и межпредметного результатов, ориентированный на интерес обучающихся, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Многообразие веб-квестов с использованием IT-технологий раскрывает широкие возможности их применения в образовательном процессе, так как именно они помогают достичь тех образовательных результатов, которые заложены в основе ФГОС ООО. Веб-квест с использованием IT-технологий ориентирован на самостоятельную работу обучающихся, что является залогом успешного развития познавательного интереса.
В качестве основных особенностей веб-квеста с использованием IT- технологий можно рассматривать высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной мотивированности, приобретение обучающимися опыта исследовательской деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Таким образом, применение веб-квеста с использованием IT- технологий в обучение поощряет, усиливает истинное учение со стороны обучающихся, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, развивает познавательный интерес, позволяет реализовать такой принцип обучения как связь практики с теорией.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата - 2-е изд., испр. и доп. / Г. С. Абрамова. - М. : Юрайт, 2016. - 811 с. - Текст: непосредственный.
2. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции / М. В. Андреева - М. : 2016. - 43 с.
3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов : учеб. пособ. / А. Г. Асмолов. - М. : Академия, 2016. - 34 с. - Текст: непосредственный.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика : учеб. пособ. для студентов пед. ин- тов. / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 2016. - 608 с. - Текст: непосредственный.
5. Будаева Т. И. Инновационный потенциал молодого педагога :
проблемы и пути решения / Преподаватель XXI век. - 2018. - N 2. - 36 с. -
Текст: непосредственный.
6. Батракова С. Н. Психолого-педагогические основы урока : Метод. указания для студентов факультета психологии. / С. Н. Батракова -
Яросл. гос. ун-т. : Ярославль, 2016. - 22 с. - Текст: непосредственный.
7. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность : монография. / В. А. Беликова. - М. : Академия Естествознания, 2016. - 340 с. - Текст: непосредственный.
8. Божович Е. Д. Психолого-педагогические требования к современному уроку : учеб. - метод. пособ. / Е. Д. Божович - М. : Советская педагогика. 2016. - 41 с. - Текст: непосредственный.
9. Будаева, Т. И. Инновационный потенциал молодого педагога :
проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. - 2016. - . 32-36 с. - Текст: непосредственный.
10. Быховский Я. С. Как создать веб-квест для самостоятельной работы учащихся - URL: http://teacher.fio.ru/news.php?n=59&c=1529 (дата обращения: 15.11.2019) - Текст: электронный.
11. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения : учеб. пособ. / М. А. Данилов - М. : Советская педагогика. Дополн., 2016. - 240 с. - Текст: непосредственный.
12. Дробышева О. А. Я-концепция творческого саморазвития : Психология в России и за рубежом. / О. А. Дробышева - СПб., 2016. - 131 с. - Текст: непосредственный.
13. Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). / П. П. Ефимов, И. О. Ефимов — Казань, пере- раб., 2014. - 73 с. - Текст: непосредственный.
14. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению : учеб. пособ. / Г. Ю. Зверева - М. : Педагогика, 2015. - 792 с. - Текст: непосредственный.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя - М. : Логос, перераб., 2016. - 384 с. - Текст: непосредственный...