Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях школьного логопункта

Работа №93850

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 8
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 16
1.3. Характеристика речи обучающихся младших классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов обследования фонетико-фонематической стороны
речи у обучающихся младших классов с ФФНР 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАСОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 41
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 41
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению фонетико¬
фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях школьного логопункта 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика констатирующего эксперимента 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводная таблица обследования фонетико¬фонематических процессов у учащихся с ФФНР на констатирующем этапе эксперимента 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективные планы коррекционной работы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Коррекционные упражнения по развитию
фонематических процессов 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Сводная таблица обследования фонетико¬
фонематических процессов у учащихся с ФФНР на контрольном этапе эксперимента 84

Актуальность проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонетико-фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет нарушения в звене звукоразличения и звукопроизношения, негативно влияющие не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь. Роль фонематических процессов для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтением и письмом, бесспорна. Кроме того, если фонематические процессы сформированы вовремя, то снижается риск вторичных речевых дефектов. Поэтому развитие фонематических процессов или их своевременная коррекция являются одной из главных задач в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка и наличие элементарных навыков звукового анализа выступают необходимыми предпосылками обучения грамоте будущего школьника. При этом данные процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными между собой и считаются базовым условием для качественного и успешного обучения в школе. Неслучайно у детей с нарушенной фонетико-фонематической стороной речи возникают затруднения в овладении грамотой и дальнейшим обучением в школе.
Именно поэтому логопеды очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи ещё в дошкольном возрасте. Но не всегда коррекция оказывается завершённой к началу обучения в школе. Причины могут быть как субъективные (неправильная коррекция), так и объективные (пропуск ребёнком занятий по болезни, отсутствие поддержки со стороны родителей детей с ФФНР, отсутствие логопедической помощи в дошкольной образовательной организации и т. д.).
Следовательно, на школьного логопеда возлагается особая миссия: исправить в кратчайшие сроки то, что не было откорректировано в дошкольном возрасте, чтобы помочь ребёнку с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи овладеть грамотой, а затем и письменной речью в целом. В условиях школы логопед оказывает логопедическую помощь на логопункте, проводя как индивидуальные, так и фронтальные занятия с учащимися, имеющими различные нарушения речи, в том числе и фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( далее — ФФНР).
Между тем, отмечается определённое противоречие. Как известно, при наличии устойчивого множества ошибок на письме ребёнка направляют к логопеду, который, зачастую, начинает занятия с таким учеником с простейших упражнений на фонематический слух. Между тем у ребёнка могут страдать лишь некоторые его компоненты. Затраченные усилия оказываются неэффективными, так как отрабатываются не конкретные недостающие компоненты, а вся фонематическая область, состоящая из способностей, задатков, навыков и их устойчивых связей. В результате закрепляются уже имевшиеся навыки, а сформировать недостающие компоненты и закрепить их в устойчивых связях с другими не удаётся. Этим же обусловлены проблемы диагностики фонематического слуха и фонематического восприятия, а также, что особенно важно, их дифференциации.
Исходя из вышесказанного, возникает проблема исследования: выявление фонетико-фонематических нарушений у младших школьников и поиск путей преодоления этих нарушений в условиях логопункта.
Вышеназванная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях школьного логопункта».
В изучение фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста огромный вклад внесли известные психологи, лингвисты и педагоги: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.Р. Лурия, Л.А. Пеньевская, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Н.Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин и др. Учёные отмечали неразрывную связь письма и чтения с умением слышать определённые отдельные звуки, различать их, понимать их последовательность в словах и правильно произносить.
Проблема диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи рассматривалась в трудах многих известных логопедов: Г.А. Волковой, В.В. Коноваленко, В.С. Коноваленко, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной, Т.В. Филичевой, М.Е. Хватцева, А.В. Ястребовой и др.
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи у обучающихся младших классов с ФФНР.
Предмет исследования: работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях логопункта.
Цель исследования - выявить особенности фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с ФФНР и на этой основе определить содержание работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях логопункта.
Гипотеза исследования: у младших школьников с ФФНР имеются различные нарушения фонетико-фонематической стороны речи, которые возможно преодолеть, если логопедическая работа в условиях логопункта:
- будет направлена на учёт структуры фонематической стороны речи (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений), что позволит на практике обозначить проблемные места в восприятии ребёнком слова;
- будет включать необходимую коррекцию нарушенного звукопроизношения (в зависимости от формы и степени нарушения).
Задачи:
1. Рассмотреть формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и при ФФНР.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего школьного возраста с ФФНР.
3. Определить параметры и подобрать методики обследования фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с ФФНР.
4. Провести педагогический эксперимент по изучению фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников и проанализировать полученные данные.
5. Теоретически определить и практически апробировать содержание работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях школьного логопункта.
6. Экспериментально проверить эффективность предложенной коррекционной работы и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет- источников, анализ медико-психолого-педагогической документации; педагогический эксперимент, методы качественно-количественной обработки результатов исследования.
База исследования: МКОУ Гаринская средняя общеобразовательная школа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема школьной успеваемости, особенно в области владения родным языком, остаётся актуальной. Кроме того, в начальных классах остаётся достаточно большое количество учащихся с речевыми нарушениями, не позволяющими в полной мере усваивать школьную программу, тем более в свете новых требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. В частности, дети с ФФНР составляют потенциальную группу риска по дисграфии. Следовательно, преодоление ФФНР является важной задачей работы школьного логопеда.
В данном исследовании была предринята попытка изучения фонетико-фонематических процессов у младших школьников с ФФНР и раскрытие содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи в условиях логопункта.
Были сделаны следующие выводы:
1. Рассмотрено формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и при ФФНР, проведено сравнение и выявлены отставания, в последующем мешающие школьникам полноценно овладевать письменной речью.
2. Дана психолого-педагогическая характеристика детям младшего школьного возраста с ФФНР. Установлены особенности фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с ФФНР, проявляющиеся в нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Нарушения фонетических процессов проявляются в заменах, смешениях, пропусках звуков в произношении.
3. Определены параметры и подобраны методики обследования фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с ФФНР. Параметрами обследования выступили фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления) и звукопроизношение свистящих, шипящих, сонорных и заднеязычных звуков. В качестве методики обследования составлен диагностический комплекс, включающий пробы, предложенные Е.А. Архиповой, Г.А. Волковой, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Л.Ф. Спировой, ТА. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, Г.В. Чиркиной.
4. Проведён констатирующий эксперимент по изучению фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников, в ходе которого получены следующие данные: 30% учеников продемонстрировали средний уровень развития фонетико-фонематической стороны речи, 50% учащихся — уровень ниже среднего и 20% детей — низкий уровень.
5. Было теоретически определено и практически апробировано содержание работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях школьного логопункта, включающее 2 блока работы: I. Коррекционная работа над фонематическими процессами. II. Коррекционная работа над фонетическими процессами. Работа велась поэтапно, опираясь на онтогенетический принцип, и строилась с учётом нормативных требований, предъявляемых к организации деятельности логопеда в условиях школьного логопункта.
6. Экспериментально проверена эффективность предложенной коррекционной работы и проанализированы полученные результаты: на контрольном этапе дети продемонстрировали следующие уровни развития фонетико-фонематической стороны речи: уровень выше среднего — 40%, средний уровень — 40%, уровень ниже среднего — 20% обследуемых школьников. Низкий уровень теперь не демонстрировал никто из учащихся.
На основании проведённого экспериментального исследования было установлено, что спецификой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у школьников в условиях логопедического пункта выступает одновременная коррекция фонематических и фонетических процессов с обязательным закреплением полученных навыков на письме с помощью отработки связей «звук-буква».
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтвержение.



1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст] / Е. Ф.Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - Москва : Эксмо, 2009. - 464 с.
3. Болотова Э.Д. Динамический анализ устной речи учащихся 1-х классов на основе мониторинга речевой деятельности по ФГОС / Э.Д. Болотова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XIV международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Москва, 2018. - С. 169-180.
4. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ставрополь : СГПИ, 2008. - 224 с.
5. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
6. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. - Москва : АСТ, Астрель, 2005. - 206 с.
7. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
8. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. - Москва : Амонашвили, 1996. - 222 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
10. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 2000. - 370 с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 288 с.
12. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - Москва : Эксмо, 2016. - 120 с.
13. Иншакова, О.В. Альбом для логопеда / О.В. Иншакова. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 280 с.
14. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 128 с.
15. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. - Москва : Ювента, 2016. - 96 с.
16. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - Москва : Сов. Россия, 2003. - 122 с.
17. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения : пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2001. - 136 с.
18. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2019. - 52 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ