Введение 9
1 Теневая экономика. 14
1.1 Сущность, причины возникновения 14
1.2 Финансовые преступления 17
1.3 Понятие и сущность теневых доходов, характеристика степени развития
теневой экономики 25
1.4 «Ненаблюдаемая», «неформальная», «теневая» экономика как объекты
статистического изучения 29
1.4. Причины и формы проявления теневой экономики 35
2 Коррупция 44
2.1. Основные понятия коррупции 44
2.2. Российский и международный опыт антикоррупционной политики 45
2.3. Зарубежное законодательство по вопросам противодействия коррупции. 51
2.4. Выборка коррупционных проявлений в Российской Федерации 55
3. Модель формирования антикоррупционной политики организации 61
3.1. Причинно-следственные связи коррупционных проявлений 61
3.2 Общие подходы к разработке, организации и содержанию антикоррупционной политики организации 65
3.3. Рекомендации по разработке мероприятий по противодействию коррупции
и определению должностных лиц и подразделений 68
3.4. Внедрение стандартов поведения работников организации, выявление и
урегулирование конфликта интересов 71
3.5 Разработка системы антикоррупционного реагирования в управлении
предприятием 74
4. Социальная ответственность 79
4.1. Корпоративная социальная ответственность
4.2. Определение стейкхолдеров организации 82
4.4. Определение затрат на программы КСО 87
4.5 Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций 90
4.6. Экономическая эффективность работы 91
Заключение 93
Список используемой литературы 95
Приложение А 98
Приложение Б 106
Приложение В 112
Приложение Г 117
На сегодняшний день, коррупция это социальное явление, которое оказывает особо негативное влияние на все государственные институты, препятствуя качественному улучшению национальной экономики Российской Федерации, что вызывает огромную обеспокоенность в обществе, а как следствие - недоверие к органам государственной власти. Особую сложность, представляет качественная реализация антикоррупционной политики, позволяющая осуществлять эффективное противодействие коррупционным проявлениям.
Коррупция по праву рассматривается одной из угроз для внешней и внутренней безопасности Российской Федерации, ввиду негативного воздействия на имидж России. Кроме того, коррупция в целом, является угрозой для свободного рынка.
Необходимо отметить, что распространению коррупции также способствует и общий спад состояния нравственности в обществе, отрицательного отношения к праву ввиду несовершенства законодательства, отсутствие практических механизмов, обеспечивающих неотвратимость наказания и чрезмерное вовлечение государства в управление, и над всеми сферами жизнедеятельности.
Любое должностное лицо любой организации может быть подвержено коррупции. Главным признаком коррупционного поведения являются действия, вызывающие в своих последствиях, конфликт интересов организации, от имени которой лицо уполномочено распределять какие либо блага и собственными (личными) интересами этого лица, либо группы лиц, стоящих за данным должностным лицом.
Следовательно, мотивом лица, склоняемого к коррупционным правонарушениям чаще всего является стремление к получению экономических
выгод, получаемых в результате неправомерного или недобросовестного распределения благ.
Необходимо отметить, что в настоящее время наиболее действенным фактором предупреждения и пресечения коррупционных проявлений является факторы выявления совершенных коррупционных проступков и последующей ответственности за них. Вместе с тем, указанный фактор не может работать сам по себе, что оказывает прямое влияние дальнейшее на распространение коррупции.
Актуальность выбранной темы заключается в исключительной важности проведения качественной и последовательной антикоррупционной политики, проводимой в интересах общества, направленной на пресечение и уменьшение урона, наносимого коррупцией государству и его экономическому развитию.
В работе будут разобран и проведен анализ явления теневой экономики, возникающего во взаимосвязи с коррупцией, рассмотрена теория антикоррупционной политики организации, модель и факторы антикоррупционной политики организации, алгоритм формирования и реализации комплекса мер антикоррупционной политики.
Предметом исследования в данной работе выступает явление «коррупция».
Объектом исследования является меры антикоррупционного реагирования в управлении предприятием.
Целью исследования является разработка системы антикоррупционного реагирования в управлении предприятием.
Для достижения запланированных целей необходимо изучение следующих вопросов:
- сущность и причины возникновения теневой экономики, тесно взаимосвязанной с коррупцией;
- рассмотреть финансовые преступления, понятия и сущность теневых доходов, характеристика степени развития теневой экономики.
- рассмотреть «ненаблюдаемую», «неформальную», «теневую» экономику как объекты статистического изучения их причины и формы их проявления;
- рассмотреть основные понятия коррупции;
- изучить Российский и международный опыт реализации антикоррупционной политики, особенности зарубежного законодательства по вопросам борьбы с коррупцией;
- провести выборку коррупционных проявлений в Российской Федерации;
- рассмотреть модель организации антикоррупционной политики предприятия;
- изучить причинно-следственные связи коррупционных проявлений и рассмотреть общие подходы к разработке, организации и содержанию антикоррупционной политики организации;
- изучить рекомендации по разработке мероприятий по противодействию коррупции и определению должностных лиц и подразделений, внедрению стандартов поведения работников организации, выявлению и урегулированию конфликта интересов;
- рассмотреть структуру создания антикоррупционной политики в органах государственной власти;
- рассмотреть способы формирования антикоррупционной политики в органах государственных власти;
- рассмотреть способы борьбы с коррупцией;
- рассмотреть социальную ответственность организации;
Методы исследования: в целях решения поставленной задачи, в рамках данной работы применялся комплекс взаимодополняющих исследований, методика теоретического анализа литературы по изучаемой проблематике, методы изучения, обобщения и анализа, проведенного на основе и опыте существующих мер антикоррупционного реагирования.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность проведения исследования, представлены данные анализа научно -технических предпосылок по теме выпускной квалификационной работы, определены цели, задачи, объект, предмет, методы исследования.
В первой главе «Теневая экономика. Сущность и причины возникновения», рассмотрены сущность и причины возникновения теневой экономики, ее тесная взаимосвязь с коррупцией.
Рассмотрены понятия финансовых преступлений, определения и сущности теневых доходов, характеристики степеней развития теневой экономики. Рассмотрены «ненаблюдаемая», «неформальная», «теневая» экономика как объекты статистического изучения, причины и формы их проявления.
Во второй главе «Коррупция», рассмотрены определения коррупции, изучен Российский и международный опыт антикоррупционной политики, а также зарубежное законодательство по вопросам противодействия коррупции, рассмотрены типичные схемы ухода в теневой сектор. Проведена выборка коррупционных проявлений в Российской Федерации, рассмотрена изучаемая организация.
В третьей главе рассмотрена модель формирования антикоррупционной политики, организации, проанализированы и изучены причинно -следственные связи коррупционных проявлений, общие подходы к разработке, организации и содержанию антикоррупционной политики организации. Рассмотрены рекомендации по разработке мероприятий по противодействию коррупции и определению должностных лиц и подразделений, и способы внедрения стандартов поведения работников организации, направленные на выявление и урегулирование конфликта интересов, разработана антикоррупционная политика оперативных подразделений таможенных органов, социальная ответственность организации.
В четвертой главе рассмотрена социальная ответственность организации, основные социальные программы, реализуемые организацией, проведена оценка экономических затрат, необходимых на реализацию социальных программ. Проведен анализ и дана оценка проводимых социальных программ, разработаны рекомендации по совершенствованию социальной ответственности.
В заключении подведены общие итоги данной выпускной квалификационной работы.
В заключение необходимо отметить, что сама система антикоррупционного реагирования не может являться системой корпоративной безопасности в целом.
Она является всего лишь одним из средств эффективной экономической политики и стратегии. Определяющим фактором является способность эффективно и своевременно использовать полученную и проанализированную информацию руководителем организации. Очевидно, что любые, в том числе самые своевременные и достоверные меры антикоррупционного реагирования окажутся бесполезными, не приносящими пользы организации, без грамотной и реалистичной политики. Следовательно, эффективность применения системы мер антикоррупционного реагирования полностью зависит от того, как она направляется и применяется людьми, ответственными за стратегические решения организации.
При воплощении концепции на практике в коммерческих организациях:
- целесообразно введения горизонтальной системы подчинения региональных подразделений безопасности заместителю руководителя организации, курирующему службу безопасности, информационно - аналитические подразделения, юридическую и кадровую службы либо отделы, отдел по связям с общественностью. Данное решение обусловлено тем, что именно административно -правовой блок должен решать весь комплекс проблем связанных с безопасностью, в том числе противодействия коррупции;
- в рамках реализации антикоррупционной стратегии необходимо продолжать сотрудничество с добросовестными, честными и принципиальными сотрудниками, поддерживающими на высоком уровне репутацию организации и свою личную, что способствует формированию высоких этических стандартов организации;
- целесообразно проведение проверочных мероприятий, препятствующих вовлечение организации и сотрудников в коррупционную деятельность;
- проведение превентивных мероприятий по сбору и систематизации
информации в отношении контрагентов, их репутации, подконтрольности организованным преступным группам, участию в коррупционных скандалах, срокам и масштабам деятельности, рисков поглощения;
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута и были решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность и причины возникновения теневой экономики, ее тесная взаимосвязь с коррупцией;
- рассмотрены понятия финансовых преступлений, определения и сущности теневых доходов, характеристики степеней развития теневой экономики;
- рассмотрены как объекты статистического изучения причины и формы проявления «ненаблюдаемой», «неформальной» и «теневой» экономики;
- рассмотрены определения коррупции, изучен Российский и международный опыт антикоррупционной политики, а также зарубежное законодательство по вопросам противодействия коррупции. Проведена выборка коррупционных проявлений в Российской Федерации;
- рассмотрена модель формирования антикоррупционной политики в организации, проанализированы и изучены причинно -следственные связи коррупционных проявлений, общие подходы к разработке, организации и содержанию антикоррупционной политики организации;
- рассмотрены рекомендации по разработке мероприятий по противодействию коррупции и определению должностных лиц и подразделений, и способы внедрения стандартов поведения работников организации, направленные на выявление и урегулирование конфликта интересов;
- разработана антикоррупционная политика оперативных подразделений таможенных органов;
1. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации
борьбы. Под редакцией профессора Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015.
2. Антикоррупционная политика государства /учебное пособие / М. Ф. Г ацко. - Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС-2015.
3. Балыков ПН, Богданова Е.Л., Дорошкова О.А, Петерикова Ю.Е., Федотова М.В. Организация психологической работы антикоррупционной направленности в таможенных органах Российской Федерации: Методические рекомендации. Под общей
ред. Балыкова ПН- СПб: СПбГУ ИТМО, 2010.
4. B.H. Каразина. Современные проблемы социально -экономического развития России - Белгород: ИПК НИУ, 2012
5. Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции: важны ли рыночные институты? / Пер. сангл. // World BankPolicyResearchWorkingPaper 2368. — 2012.
6. Е.Н. Современные проблемы социально -экономического развития России. - Белгород:, 2011
7. Ариас Санчес, О. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Под ред. СВ. Максимова — М.: 2012
8. Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях
социально -экономических преобразований» // Экономическая наука
современной России
9. Кичигин Н.В.: Правовое регулирование экологического аудита./ - М.: Юриспруденция, 2010.
10. Заграевский СВ. О возможных способах борьбы с коррупцией в России-2012
11. Л.В. Соловьева Современные проблемы социально -экономического
развития России. /- Белгород:, 2011
12. Подольский В.И.: Аудит /- М.: ЮРАЙТ, 2012
13. И.В. Бочарников, Зарубежный опыт противодействия коррупции. Государственная власть и местное самоуправление. М., 2008г, №9.
14. Н.В. Акимов. Коррупция в России: история и современность. Юридический мир. 2008. №12
15. Антикоррупционная деятельность как фактор экономической безопасности России. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] /Статья. — Экономика и экологический менеджмент!Шр://есопо 1тс8. ihbt.ifmo.ru/ffle/article/6749.pdf
16. Фроловская Т., Котов А. Битва понарошку [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]//РБК
daily.https://archive.today/20120907043930/www.rbcdaily.ru/2007/09/27/focus/2952
57_2009
17. Индекс восприятия коррупции 2015, [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia- korruptc ii-2015-ross iia-podnialas -na- 119-mesto/
18. Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений» опубликовано в справочных правовых системах Консультант Плюс и ГАРАНТ, а также на официальном сайте Минтруда России по адресу [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/corruption/manuals2 2.pdf
19. Приказ Федеральной таможенной службы от 28 октября 2010 г. №
20. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=19406 6&fld=134&from=82959-0&rnd=208987.7263375490478248&/
21. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
http ://www. c o nsultant. ru/doc ument/cons_doc_LAW_10699/
22. Федеральный закон Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции, актуальной с 10 января 2016 г.) [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:
http ://docs. cntd.ru/document/901966839/