ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Становление письменной речи в онтогенезе и предпосылки ее
формирования 6
1.2. Роль своевременного формирования пространственного
восприятия в становлении письменной
речи 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с оптико-пространственной дисграфией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ
ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 21
2.2 Анализ результатов обследования 27
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 40
3.1 Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы
по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников 40
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших
школьников 44
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его
результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Письмо - одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, высших психических функций, пространственного восприятия может вызвать нарушение процесса овладения письмом - «дисграфию».
Интерес ученых к данной теме вызван тем, что:
- среди обучающихся начальной школы имеет распространенность нарушений овладения письмом и в дальнейшем перерастает в стойкие дисграфии;
- необходимость организации своевременной полноценной диагностики, профилактики и эффективной коррекции дисграфии;
- многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, притягивавшие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, неврологов, нейропсихологов).
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формы речи, своеобразным средством общения и обобщения своего опыта, освоение которого связано с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности обучающегося.
В настоящее время в отечественной логопедии достаточно детально и широко освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева и другие); однако особенности логопедической работы в отдельных группах - в том числе при коррекции пространственно¬оптической дисграфии у младших школьников - остаются раскрываемыми лишь поверхностно.
По данным учёных (М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, Н. М. Трубникова и др.) процесс овладения письменной речью у младших школьников с нарушениями пространственного восприятия протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Нарушение формирования навыков письма препятствует успешному обучению, эффективности школьной адаптации, отклонения в формировании личности ребенка.
Проблеме дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако отсутствует единый подход к пониманию причин и её проявлений в разных видах. Поэтому актуальность выбранной темы заключается в поиске оптимального пути организации логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Объект исследования: устная и письменная речь у младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников, провести данную работу и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить специальную, психолого - педагогическую, медицинскую, научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты обследования, направленного на выявление дисграфии у младших школьников. Проанализировать его результаты в качественном и количественном плане.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции оптико - пространственной дисграфии у младших школьников, провести обучающий эксперимент.
4. Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
5. Выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В процессе исследования использовались такие методы, как:
1. Теоретические - анализ, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические - при констатирующем эксперименте: качественный и количественный анализ полученных данных, наблюдение, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседа, тестирование; при формирующем эксперименте: педагогический эксперимент; при контрольном эксперименте: обработка данных и их сравнение.
Практическая значимость - материалы данного исследования могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя начальных классов.
Базой исследования являетсямуниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Каменск-Уральского Свердловской области. В исследовании приняли участие 10 обучающихся 2 класса: 6 мальчиков и 4 девочки.
Работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Целью выпускной квалификационной работы было определение основных направлений и содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников, проведение данной работы с обучающимися экспериментальной группы, контрольный анализ полученных результатов и оценка эффективности выполненной работы.
Для достижения поставленной цели работы была изучена литература по теме исследования, проведены констатирующий и обучающий эксперименты, сделаны соответствующие выводы по проделанной работе.
В ходе исследовательской работы решались следующие задачи:
1. Проанализирована специальная, психолого-педагогическая методическая литература по проблеме исследования. Прочитана и изучена литература известных ученых, изучающих аспекты данной темы:И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, Н. М. Трубникова, А. В. Ястребова и других.
На основании работ данных авторов раскрыты вопросы о становлении письменной речи в онтогенезе и предпосылках её формирования, представлены современные подходы, методики и этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией.
2. Для проведения констатирующего эксперимента, направленного на выявление нарушений письменной речи у младших школьников была подробно изучена методика Н. М. Трубниковой по структуре проведения логопедического обследования и составлению речевых карт, также была изучена работа кандидата педагогических наук И. А. Филатовой о развитии пространственного гнозиса у детей, и способах его обследования и формирования.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Каменск-Уральского Свердловской области. Сроки проведения: с 13.01.2020 по 5.03.2020. В исследовании младших школьников в рамках констатирующего эксперимента приняло участие 10 обучающихся 2 класса с задержкой психического развития, возраст 8-9 лет, 6 мальчиков и 4 девочки: Архип Б, Евгений Б, Артём Б, Александр К, Егор Д, Степан К, Вика С, Ксюша М, Маша Н, Софья К.
Полученные результаты показали, что значительные затруднения у обследуемых обучающихся возникали при выполнении заданий по обследованию пространственного гнозиса, общей моторики и моторики пальцев рук, что напрямую отразилось на обследовании письма. Процесс звукового анализа слова у обучающихся сформирован на среднем уровне, не достаточно, фонематический слух у большинства обучающихся сформирован, но необходимо корректировать у части детей, обследование звукопроизношения выявило нарушения у пяти обучающихся из десяти, основной причиной этого является несформированность речеслуховой дифференциации.
И, как следствие, на письме большое количество дисграфических ошибок. Некоторые виды дисграфии выявлены у отдельных обучающихся, а основной вид специфического нарушения процесса письма - это оптическая (оптико-пространственная) дисграфия, подтвердилась у всех обследуемых младших школьников. Поэтому им необходима логопедическая работа по коррекции оптико-пространственной дисграфии.
3. Для проведения обучающегося эксперимента обучающиеся были разделы на две группы:
Экспериментальная группа (ЭГ): Евгений, Егор, Вика, Маша и Софья. У данных ребят не имеется серьезных нарушений звукопроизношения, поэтому можно проводить коррекционную работа именно по преодолению оптико-пространственной дисграфии.
Контрольная группа (КГ): Архип, Артем, Александр, Степан и Ксюша. Архип часто пропускает занятия в школе по состоянию здоровья, Артем, Александр, Степан и Ксюша имеют самые низкие результаты по результатам обследования, а также имеют серьезные нарушения звукопроизношения.
Устранение нарушений письма осуществлялось в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи. Логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию основного из выявленных у всех обучающихся видов дисграфии, а именно - оптико-пространственной (оптической) дисграфии.
Обучающий эксперимент заключался в проведении логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников. С этой целью были изучены методики и направления коррекционной работы разных авторов и выбраны эффективные упражнения для коррекции.
Основные направления коррекционной работы в экспериментальной группе обучающихся соответствовали методике логопедической работы Е. В. Мазановой, применяемой для преодоления оптической дисграфии. Выбор данной методики был сделан с учетом особенностей формирования пространственного восприятия и представлений, а также правильной выстроенной работе по дифференциации смешиваемых по оптическому и кинетическому признаку букв. Нарушение мелкой моторики, графических навыков, пространственного восприятия, влияет на нарушения письменной речи, и отражается в оптических ошибках на письме. В связи с этим логопедическая работа по коррекции оптико-пространственной дисграфии, в первую очередь была направлена на развитие мелкой моторики и оптико-пространственного гнозиса, а также на развитие всей познавательной деятельности (внимание, память, мышление).
4. Проведенный контрольный эксперимент позволил объективно оценить влияние развития пространственного гнозиса на наличие у младших школьников оптических ошибок при письме. По результатам полученного качественного и количественного анализа можно сделать вывод, что в экспериментальной группе у обучающихся наблюдается незначительная положительная динамика в лучшую сторону. Работа подтвердила ожидаемый результат, но при этом процесс коррекции должен быть длительным и направленным на комплексное развитие обучающегося для полного преодоления оптической дисграфии.
1. Азова, О. И.Диагностика письменной речи у младших школьников / О. И. Азова. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. - Москва : В. Секачев, 2008. - 128 с.
3. Ахутина, Т. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т. В. Ахутина, Э. В. Золоторева // Школа здоровья. - 1997. - №3. - С.28-36.
4. Бетелева, Т. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Т. Г. Бетелева, Н. Г Манелис // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.15-28.
5. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая; - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
6. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л. В. Венедиктова; - Санкт-Петербург : Издательство «СОЮЗ», 2003. - 203 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Л. С. Волкова. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
8. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 180 с.
9. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 486 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
11. Ивчатова, Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова // Логопед. - 2010. - №1. - С. 36-38.
12. Каморина, Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству / Е. А. Каморина // Логопед. - 2007. - № 2. - С. 35-42.
13. Карасева, И. Л. Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов / И. Л. Карасева // Школьный логопед. - 2005. - № 3. - С. 27-32.
14. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие / О. М. Коваленко. - Москва : АСТ, 2005. - 72 с.
15. Коноваленко, В. В. Парные звонкие - глухие согласные б-п. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб-метод. пособие / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург :МиМ, 1997. - 286 с.
17. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2004. - 224 с.
...