Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников

Работа №93840

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Становление письменной речи в онтогенезе и предпосылки ее
формирования 6
1.2. Роль своевременного формирования пространственного
восприятия в становлении письменной
речи 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с оптико-пространственной дисграфией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ
ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 21
2.2 Анализ результатов обследования 27
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 40
3.1 Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы
по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников 40
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших
школьников 44
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его
результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ


Письмо - одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, высших психических функций, пространственного восприятия может вызвать нарушение процесса овладения письмом - «дисграфию».
Интерес ученых к данной теме вызван тем, что:
- среди обучающихся начальной школы имеет распространенность нарушений овладения письмом и в дальнейшем перерастает в стойкие дисграфии;
- необходимость организации своевременной полноценной диагностики, профилактики и эффективной коррекции дисграфии;
- многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, притягивавшие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, неврологов, нейропсихологов).
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формы речи, своеобразным средством общения и обобщения своего опыта, освоение которого связано с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности обучающегося.
В настоящее время в отечественной логопедии достаточно детально и широко освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева и другие); однако особенности логопедической работы в отдельных группах - в том числе при коррекции пространственно¬оптической дисграфии у младших школьников - остаются раскрываемыми лишь поверхностно.
По данным учёных (М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, Н. М. Трубникова и др.) процесс овладения письменной речью у младших школьников с нарушениями пространственного восприятия протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Нарушение формирования навыков письма препятствует успешному обучению, эффективности школьной адаптации, отклонения в формировании личности ребенка.
Проблеме дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако отсутствует единый подход к пониманию причин и её проявлений в разных видах. Поэтому актуальность выбранной темы заключается в поиске оптимального пути организации логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Объект исследования: устная и письменная речь у младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников.
Цель исследования: определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников, провести данную работу и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить специальную, психолого - педагогическую, медицинскую, научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты обследования, направленного на выявление дисграфии у младших школьников. Проанализировать его результаты в качественном и количественном плане.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции оптико - пространственной дисграфии у младших школьников, провести обучающий эксперимент.
4. Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
5. Выявить эффективность проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
В процессе исследования использовались такие методы, как:
1. Теоретические - анализ, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические - при констатирующем эксперименте: качественный и количественный анализ полученных данных, наблюдение, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседа, тестирование; при формирующем эксперименте: педагогический эксперимент; при контрольном эксперименте: обработка данных и их сравнение.
Практическая значимость - материалы данного исследования могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя начальных классов.
Базой исследования являетсямуниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Каменск-Уральского Свердловской области. В исследовании приняли участие 10 обучающихся 2 класса: 6 мальчиков и 4 девочки.
Работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было определение основных направлений и содержание логопедической работы по коррекции оптико-пространственной дисграфии у младших школьников, проведение данной работы с обучающимися экспериментальной группы, контрольный анализ полученных результатов и оценка эффективности выполненной работы.
Для достижения поставленной цели работы была изучена литература по теме исследования, проведены констатирующий и обучающий эксперименты, сделаны соответствующие выводы по проделанной работе.
В ходе исследовательской работы решались следующие задачи:
1. Проанализирована специальная, психолого-педагогическая методическая литература по проблеме исследования. Прочитана и изучена литература известных ученых, изучающих аспекты данной темы:И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, Н. М. Трубникова, А. В. Ястребова и других.
На основании работ данных авторов раскрыты вопросы о становлении письменной речи в онтогенезе и предпосылках её формирования, представлены современные подходы, методики и этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией.
2. Для проведения констатирующего эксперимента, направленного на выявление нарушений письменной речи у младших школьников была подробно изучена методика Н. М. Трубниковой по структуре проведения логопедического обследования и составлению речевых карт, также была изучена работа кандидата педагогических наук И. А. Филатовой о развитии пространственного гнозиса у детей, и способах его обследования и формирования.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Каменск-Уральского Свердловской области. Сроки проведения: с 13.01.2020 по 5.03.2020. В исследовании младших школьников в рамках констатирующего эксперимента приняло участие 10 обучающихся 2 класса с задержкой психического развития, возраст 8-9 лет, 6 мальчиков и 4 девочки: Архип Б, Евгений Б, Артём Б, Александр К, Егор Д, Степан К, Вика С, Ксюша М, Маша Н, Софья К.
Полученные результаты показали, что значительные затруднения у обследуемых обучающихся возникали при выполнении заданий по обследованию пространственного гнозиса, общей моторики и моторики пальцев рук, что напрямую отразилось на обследовании письма. Процесс звукового анализа слова у обучающихся сформирован на среднем уровне, не достаточно, фонематический слух у большинства обучающихся сформирован, но необходимо корректировать у части детей, обследование звукопроизношения выявило нарушения у пяти обучающихся из десяти, основной причиной этого является несформированность речеслуховой дифференциации.
И, как следствие, на письме большое количество дисграфических ошибок. Некоторые виды дисграфии выявлены у отдельных обучающихся, а основной вид специфического нарушения процесса письма - это оптическая (оптико-пространственная) дисграфия, подтвердилась у всех обследуемых младших школьников. Поэтому им необходима логопедическая работа по коррекции оптико-пространственной дисграфии.
3. Для проведения обучающегося эксперимента обучающиеся были разделы на две группы:
Экспериментальная группа (ЭГ): Евгений, Егор, Вика, Маша и Софья. У данных ребят не имеется серьезных нарушений звукопроизношения, поэтому можно проводить коррекционную работа именно по преодолению оптико-пространственной дисграфии.
Контрольная группа (КГ): Архип, Артем, Александр, Степан и Ксюша. Архип часто пропускает занятия в школе по состоянию здоровья, Артем, Александр, Степан и Ксюша имеют самые низкие результаты по результатам обследования, а также имеют серьезные нарушения звукопроизношения.
Устранение нарушений письма осуществлялось в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи. Логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию основного из выявленных у всех обучающихся видов дисграфии, а именно - оптико-пространственной (оптической) дисграфии.
Обучающий эксперимент заключался в проведении логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников. С этой целью были изучены методики и направления коррекционной работы разных авторов и выбраны эффективные упражнения для коррекции.
Основные направления коррекционной работы в экспериментальной группе обучающихся соответствовали методике логопедической работы Е. В. Мазановой, применяемой для преодоления оптической дисграфии. Выбор данной методики был сделан с учетом особенностей формирования пространственного восприятия и представлений, а также правильной выстроенной работе по дифференциации смешиваемых по оптическому и кинетическому признаку букв. Нарушение мелкой моторики, графических навыков, пространственного восприятия, влияет на нарушения письменной речи, и отражается в оптических ошибках на письме. В связи с этим логопедическая работа по коррекции оптико-пространственной дисграфии, в первую очередь была направлена на развитие мелкой моторики и оптико-пространственного гнозиса, а также на развитие всей познавательной деятельности (внимание, память, мышление).
4. Проведенный контрольный эксперимент позволил объективно оценить влияние развития пространственного гнозиса на наличие у младших школьников оптических ошибок при письме. По результатам полученного качественного и количественного анализа можно сделать вывод, что в экспериментальной группе у обучающихся наблюдается незначительная положительная динамика в лучшую сторону. Работа подтвердила ожидаемый результат, но при этом процесс коррекции должен быть длительным и направленным на комплексное развитие обучающегося для полного преодоления оптической дисграфии.


1. Азова, О. И.Диагностика письменной речи у младших школьников / О. И. Азова. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. - Москва : В. Секачев, 2008. - 128 с.
3. Ахутина, Т. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т. В. Ахутина, Э. В. Золоторева // Школа здоровья. - 1997. - №3. - С.28-36.
4. Бетелева, Т. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Т. Г. Бетелева, Н. Г Манелис // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.15-28.
5. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая; - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
6. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л. В. Венедиктова; - Санкт-Петербург : Издательство «СОЮЗ», 2003. - 203 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Л. С. Волкова. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
8. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 180 с.
9. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 486 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
11. Ивчатова, Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова // Логопед. - 2010. - №1. - С. 36-38.
12. Каморина, Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству / Е. А. Каморина // Логопед. - 2007. - № 2. - С. 35-42.
13. Карасева, И. Л. Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов / И. Л. Карасева // Школьный логопед. - 2005. - № 3. - С. 27-32.
14. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие / О. М. Коваленко. - Москва : АСТ, 2005. - 72 с.
15. Коноваленко, В. В. Парные звонкие - глухие согласные б-п. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб-метод. пособие / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург :МиМ, 1997. - 286 с.
17. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2004. - 224 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ