ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ 8
1.1. Становление произносительной стороны речи в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией 19
1.3. Характеристика произносительной стороны речи дошкольников с
открытой ринолалией и особенности логопедической работы с ними 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РИНОЛАЛИЕЙ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 28
2.1. Организация и методика изучения произносительной стороны речи
у дошкольников с ринолалией в послеоперационный период 28
2.2. Результаты изучения произносительной стороны речи у
дошкольников с ринолалией в послеоперационный период 31
Выводы по главе 2 48
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ
ПЕРИОД 51
3.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы логопедической работы по коррекции произносительной стороны
речи 51
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
произносительной стороны речи 56
3.3. Организация и результаты контрольного эксперимента 74
Выводы по главе 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 1
Актуальность работы заключается в следующем: категория детей, имеющих открытую ринолалию, в настоящее время остается малоизученной и, несмотря на появление достаточного количества работ, посвященных этому нарушению, всестороннему изучению процессов развития речи у данной категории детей уделяется недостаточное внимание; выраженные пороки развития детей с открытой ринолалией приводят к изменению их физического и эмоционального пространства существования, искажению их естественного ритма развития и, соответственно, к затруднению полноценного социального контакта с окружающим миром, что ведет к возникновению вторичных отклонений психо-эмоционального развития и, как следствие, к социальной дезадаптации, требующей в свою очередь поиска эффективных средств соответствующей психолого-педагогической помощи и коррекции.
Ребенок с хорошей речью легко вступает в общение с окружающими, и наоборот, неясная речь весьма затрудняет межличностные отношения, главным образом, со сверстниками, а зачастую накладывает тяжелый отпечаток на личностные качества ребенка. Дискомфорт, испытываемый ребенком, усиливается в детском саду, но еще острее встает вопрос о чистоте речи с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и все недостатки речи обнаруживаются сразу.
Хорошо развитый фонематический слух является одним из важных условий воспитания правильной речи. Изначально ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих, но даже при сохранном физическом слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Одна из причин - это нарушение фонематического слуха.
Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Нарушение фонематического слуха зачастую мешает успешному овладению письмом. Проявления дисграфии чаще всего встречаются в виде стойких, типичных и повторяющихся ошибках, которые сами по себе не исчезают. Но, если к началу обучения грамоте ребенок достаточно успешно пользуется устной речью, правильно произносит большинство звуков, то проблем со звуковым анализом не возникает, из чего становится очевидным, что у вышеупомянутой категории детей коррекционная работа по преодолению фонетического недоразвития должна быть тесно связана с развитием фонематических процессов.
Объект исследования: произносительная сторона речи дошкольников с открытой ринолалией.
Предмет исследования: процесс формирования произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опробировать содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: предполагается, что коррекционная работа по преодолению ФФНР у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период будет более эффективной, если она учитывает:
• клиническую структуру дефекта;
• структуру речевого дефекта;
• механизмы, вызывающие ФФНР.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
• проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме,
• провести и проанализировать данные констатирующего эксперимента,
• на основе анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период.
Теоретико-методологической основой работы являются следующие научные подходы и теории, разработанные российскими учеными, в том числе в специальной педагогике, отражающие мультидисциплинарный характер данной работы:
• теория о единстве развития детского организма в норме и с отклонениями, о функциональной связи между двигательным компонентом речевой функции и общедвигательной системой организма (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. И. Красногорский, Н. А. Бернштейн, М. М. Кольцова);
• системный подход в решении реабилитационных задач (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Р. Е. Левина, Н. В. Обухова, Е. Е. Васильева, В. В. Коркунов и др.);
• теория диагностики и комплексной технологии воспитывающего, развивающего и коррекционного обучения детей в играх-занятиях (Л.С. Выготский, Л. А. Абрамян, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. А. Репина и др.);
• теория развития языка и речи (Н. И. Жинкий, В. П. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина и др.).
Элементы научной новизны:
• научно обоснована целесообразность использования комплексного подхода при коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией;
• доказана тесная взаимосвязь нарушения произносительной стороны речи и фонематических процессов при открытой ринолалии;
- разработаны методы коррекции произносительной стороны речи дошкольников с открытой ринолалией с учетом структуры речевого дефекта и в тесной взаимосвязи с развитием фонематических процессов;
Практическая значимость: разработанное и экспериментально апробированное содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период позволит логопедам повысить эффективность традиционной методики.
Таким образом, цель исследования - разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период - была достигнута посредством реализации поставленных задач.
В рамках решения первой задачи был осуществлен анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования. В результате этого анализа были выявлены существенные отличия дошкольников с открытой ринолалией от нормотипичных детей, что поставило перед необходимостью определить состояние произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период.
В рамках решения второй задачи было проведено и проанализировано экспериментальное изучение произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией. Для исследования были использованы следующие методики: методика исследования моторики артикуляционного аппарата, методика исследования фонематического слуха и восприятия, методика исследования звукопроизношения и просодических компонентов языка. В каждой из перечисленных методик отмечалось, насколько успешно справился ребенок с конкретным заданием, и на основе этих данных строилась логопедическая работа по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией. В результате проведенного эксперимента были выявлены механизмы, вызывающие ФФНР у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период:
• нарушенная деятельность мышц мягкого неба;
• измененное положение и мышечный тонус языка;
- измененное состояние речевого дыхания;
• нарушенное звукопроизношение (фонетическое недоразвитие);
• нарушение фонематических процессов (фонематическое недоразвитие). Выявление этих механизмов позволило разработать программу по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период.
В рамках решения третьей задачи на основе анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента было разработано и апробировано содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с открытой ринолалией в послеоперационный период. На начальных этапах проводилась работа над физиологическим дыханием, которая дала базу для формирования правильного речевого дыхания, особое внимание уделялось упражнениям на развитие полноценного небно-глоточного смыкания, после чего можно было переходить к коррекции нарушенных звуков. Для постановки дефектных звуков помимо специальной артикуляционной гимнастики использовалась опосредованная, что в свою очередь, создало объективную основу для коррекции звукопроизношения не только "искусственным путем", но и "естественным". Коррекционная работа проводилась в системе на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. В ходе занятий отрабатываемый речевой материал включался в разнообразные системные связи семантического характера, что способствовало расширению семантического поля, а также развитию лексико-грамматического уровня. Особое внимание уделялось развитию фонематических процессов и разъяснению смыслоразличительной функции звука.
Контрольный эксперимент показал, что в результате экспериментального обучения у всех испытуемых отметилась положительная динамика. У детей в разной степени улучшилось фонетическое, а также фонематическое оформление речи. Также контрольный эксперимент показал, что более успешных результатов логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи можно добиться, если:
• будет учитываться клиническая структура дефекта, т.е., если ринолалия осложнена дизартрией, то такому ребенку будет необходим предварительный комплекс мероприятий по нормализации мышечного тонуса;
• коррекция звукопроизношения будет проходить параллельно с развитием фонематических процессов, поскольку именно фонематический слух приноравливает органы артикуляции к нужному звучанию;
• начинать работу как можно раньше, чтобы максимально избежать формирование неправильных речевых укладов;
• работа логопеда будет сопровождаться работой ряда других специалистов и не только педагогического профиля. Детям с открытой ринолалией большое внимание необходимо уделять развитию как физиологического, так и фонационного дыхания, что может решаться на занятиях музыкального работника. В занятия физической культурой могут быть включены элементы логоритмики, которая также показана детям с ринолалией как средство коррекции просодических компонентов. У ряда детей с ринолалией отмечается нарушение прикуса, следовательно, им необходима помощь специалиста медицинского профиля. Помимо ярко выраженных дефектов, ребенок, страдающий ринолалией, может испытывать психологический дискомфорт и ему потребуется помощь психолога.
Материалы данного исследования являются актуальными и могут быть использованы логопедами, а также родителями, у которых дети имеют схожую речевую патологию.
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. - Москва : Просвещение, 1973. - 151 с.
2. Андреева, О. В. Поэтапная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба / О. В. Андреева // Вестник Чувашского университета. - 2012. - №3. - С. 269-275.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф.Архипова. - Санкт-Петербург : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Базина, И. Г. Планирование хирургического лечения детей с небно- глоточной недостаточностью после уранопластики / И. Г. Базина, А. В. Лопатин, Э. С. Мкртумян, Е. В. Васильева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - №1. - С. 260-261.
5. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия / А. С. Балакирева. - Москва : Секачев В. Ю., 2012. - 208 с.
6. Белоусов, А. Е. Функциональная ринопластика / А. Е. Белоусов. - Москва : Издательство Политехнического университета, 2010. - 505 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1964. - 91 с.
8. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. - Санкт-Петербург : Гиппократ, 2000. - 136 с.
9. Васильева, Е. Е. Ринолалия : учеб. пособие для студентов педвузов / Е. Е. Васильева. - Ярославль, 2007. - 63 с.
10. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - Москва : Секачев В. Ю., 2011. - 16 с.
11. Винарская, Е. Н. Дизартирия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2006. — 141 с.
12. Виноградов, В. В. Избранные труды: лексикология и
лексикография / В. В. Виноградов. - Москва : Наука, 1997. - 312 с.
13. Винокур, А. С. Преодоление речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста / А. С. Винокур. - Киев : Рад. школа, 1977. - 143 с.
14. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
15. Волосовец, Т. В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1- 3 лет с врожденными расщеплениями губы и неба : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Волосовец ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1995. - 16 с...