ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ
ИМПЛАНТАЦИИ 9
1.1 Определение понятия речевая активность 9
1.2 Развитие речевой активности у детей в норме 13
1.3 Особенности формирования речевой активности у детей
дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1 Организация эксперимента и методика изучения уровня
сформированности речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 24
2.2 Анализ результатов обследования речевого развития детей
дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 29
2.3 Анализ результатов обследования уровня сформированности
речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 45
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ
ИМПЛАНТАЦИИ 50
3.1 Теоретическое и методологическое обоснование логопедической
работы по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 50
3.2 Содержание логопедической работы по формированию речевой
активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации 55
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 135
Актуальность проблемы.
По данным всемирной организации здравоохранения в мире более 466 миллионов людей страдают инвалидизирующей потерей слуха, из них 34 миллиона детей. Одним из наиболее перспективных путей реабилитации глухих и слабослышащих детей (с сенсоневральной тугоухостью) является кохлеарная имплантация. С 2003 года статья по обеспечению детей с нарушением слуха кохлеарными имплантами включена в федеральную программу «Дети - инвалиды» [12].
После проведения операции по кохлеарной имплантации ребенок с нарушением слуха приобретает новый статус: его уже нельзя назвать глухим, но и в полной мере слышащим он еще не является. То есть сама по себе операция не является решением проблем детей с нарушением слуха. Каждый пациент после кохлеарной имплантации должен пройти через длительный период слухоречевой реабилитации.
Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации представляет собой продолжительный поэтапный процесс подразумевающий вовлеченность в него нескольких специалистов и родителей ребенка [24].
Основными специалистами, которые участвуют в слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации, являются сурдопедагог и логопед. Детям после кохлеарной имплантации, проживающим не в больших городах, помощь сурдопедагогов доступна в меньшей мере, чем логопеда. Учитывая данную проблему можно сделать вывод о том, логопед, при работе с ребенком дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в определенных ситуациях (при невозможности занятий ребенка с сурдопедагогом) может и должен брать на себя некоторые функции сурдопедагога [24].
Своей целью в работе с данной категорией детей сурдопедагог и логопед ставят развитие слухового восприятия и освоение ребенком речевой деятельности, как средства коммуникации в такой степени, чтобы ребенок в дальнейшем мог обучаться в инклюзивном общеобразовательном школьном учреждении [24].
Речь, как вид деятельности рассматривалась следующими авторами А. А. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, Л. В. Щерба и др. И. А. Зимняя определяет речевую деятельность как активный, мотивированный, целенаправленный, содержательный процесс передачи и приема информации опосредованной языком мысли с целью удовлетворения коммуникативно-познавательной потребности человека [29, 37, 16, 19, 55].
При изучении литературы, посвященной слухоречевой реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации основной акцент авторы делают на развитии слухового и речевого развития. При этом упор делается именно на слуховом восприятии, понимании обращенной речи, формировании системы языка, но при этом мало освященным остается аспект активного использования речи, как средства коммуникации. В то время как для освоения всякой деятельности необходима постоянная, активная практика. То есть ребенок дошкольного возраста после кохлеарной имплантации для развития речи должен проявлять речевую активность [15, 21, 25, 32].
Вопрос формирования речевой активности был освящен в работах таких авторов, как А. А. Алхазишвили, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Р. Р. Орлянская, Львов М. Р., Рамзаева Т. Г. и др. [2, 29, 19, 34, 31, 36]. У данных авторов нет единства в трактовке термина «речевая активность». В качестве основного определения термина «речевая активность детей дошкольного возраста» в данной работе была взята трактовка Р. М. Львова и Т. Г. Рамзаевой: Речевая активность - это стремление ребенка к речевой коммуникации с целью получения новой информации, т. е. для удовлетворения познавательной потребности [36].
Таким образом, малая степень изученности речевой активности детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: уровень сформированности речевой
активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации;
3. Определить направление и содержание логопедической работы по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации;
4. Провести обучающий эксперимент по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации;
5. Провести контрольный эксперимент с целью оценки эффективности коррекционной работы по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
6. Провести количественный и качественный анализ данных, полученных в результате исследование, формулировка выводов по всей работе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
Гипотеза исследования: работа по формированию речевой
активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации может быть эффективна, если она проводится с учетом следующих условий:
• время проведения кохлеарной имплантации;
• адекватность настроек процессора кохлеарного импланта;
• комплексная работа сурдопедагога и логопеда;
• структура сопутствующего речевого дефекта.
Теоретическая основа исследования:
1. Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева.
2. Теория развития психики ребенка Л. С. Выготского, включая понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития».
3. Концепция о четырех этапах слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации И. В. Королевой.
Методы исследования:
Теоретические: анализ данных психолого-педагогической литературы по логопедии, психологии, сурдопедагогике, психолингвистике, педагогике.
Эмпирические: наблюдение, анализ медицинской документации,
беседа, фиксирование результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Интерпретационные: количественный и качественный анализ
полученных в ходе констатирующего и контрольного эксперимента результатов.
Этапы проведения исследования:
1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, постановка цели, проблемы и задач исследования.
2 этап - теоретическое обоснование методики экспериментального изучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.
3 этап - проведение формирующего эксперимента, проведение и анализ результатов контрольного эксперимента, формулирование основных выводов.
Структура выпускной квалификационной работы: представленная работа включает введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
База исследования: Исследование проходило на базе СР ОО «Гармония звуков» г. Екатеринбурга. В эксперименте участвовало 13 человек.
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты проведённых констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, позволили сделать следующие выводы:
Ведущим в структуре дефекта у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации является нарушение слухового восприятия становление которого происходит на патологической основе. В связи с этим в содержании логопедической работы должно быть такое направление, как развитие слухового восприятия и формирование фонематического слуха (поскольку дети дошкольного возраста после кохлеарной имплантации представляют собой неоднородную по уровню слухового восприятия группу).
Нарушение слухового восприятия у детей данной группы в свою очередь негативно повлияло на такие стороны речевого развития, как: понимание обращенной речи, объем пассивного и активного словарного запаса, фонетическая сторона речи, связная речь (диалогическая и монологическая). Поэтому в коррекционную работу по формированию речевой активности обязательно включение данных направлений.
Отдельно стоит отметить уже упомянутую выше неоднородность детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Такая неоднородность данной категории детей обусловлена прежде всего тем, когда ребенок потерял слух, как скоро ему была проведена операция и носил ли до имплантации ребенок слуховые аппараты. Иными словами, уровень речеслухового развития ребенка дошкольного возраста после кохлеарной имплантации зависит от наличия у него слухового и речевого опыта до потери слуха и имплантации.
По окончании обучения был проведён контрольный эксперимент, целью которого являлось определить эффективность коррекционной работы, направленной на формирование речевой активности у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Результаты контрольного эксперимента доказало эффективность проведенной коррекционной работы.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов: (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 123 с.
2. Алхазишвили, А. А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. - Москва : Просвещение, 1988. - 334 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие / А. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 67 с.
4. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва : В. Секачев, 1998. - 304 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. Г. Богданова. - Москва : Академия, 2002. - 203 с.
6. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха : кн. для учителя / Р. М. Боскис. - Москва : Просвещение, 1988. - 128 с.
7. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика : пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - Москва : ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
8. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб . пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев . - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 418 с.
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для
студентов пед. вузов / В. П. Глухов. - Москва : ACT : Астрель, 2005. - 351 с.
11. Глухота и потеря слуха. - URL: http://www.who.int/ru/news-room/fact- sheets/detail/deafness-and-hearing-loss (дата обращения: 12.04.2019).
12. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
13. Датешидзе, Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т. А. Датешидзе. - Санкт- Петербург : Речь, 2004. - 128 с.
14. Дети с кохлеарными имплантами: Полноценное восприятие окружающего мира и речи людей при глухоте / под ред. О. И. Кукушкиной,
Е. Л. Гончаровой. - Москва : Нац. образование, 2017. - 206 с.
15. Дундукова, Е. В. Этапы и содержание логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации / Е. В. Дундукова // Концепт. - 2017. - № S23. - С. 16-21. - URL: https://e-koncept.ru/2017/470258.htm (дата обращения: 12.04.2019)...