ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ
АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Становление психофизиологических предпосылок письма в онтогенезе . 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью 14
1.3. Современные подходы к коррекции акустической дисграфии 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Основные принципы, цель, задачи констатирующего исследования 33
2.2. Содержание методики логопедического обследования младших
школьников в рамках констатирующего эксперимента 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 54
3.1. Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы 54
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции акустической
дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью 59
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Письмо - сложная форма речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность высших психических функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом - «дисграфию».
Интерес ученых к данной теме вызван такими факторами, как:
• большая распространенность среди обучающихся начальной школы нарушений овладения письмом и дальнейшее перерастание в стойкие дисграфии;
• необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
• многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, неврологов, психологов, нейропсихологов).
Особый интерес к изучению дисграфии связан также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности обучающихся.
В настоящее время в отечественной логопедии достаточно детально и широко освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева, С. Б. Яковлев и другие); однако особенности логопедической работы в отдельных группах - в том числе по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью - остаются раскрываемыми лишь поверхностно.
По данным учёных (М. Е. Хватцев, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, О. В. Правдина, Н. М. Трубникова и др.) процесс овладения письменной речью у младших школьников с умственной отсталостью протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.
Проблеме дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако отсутствует единый подход к пониманию причин и её проявлений в разных видах. Поэтому актуальность выбранной темы заключается в поиске оптимального пути организации логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования - акустическая дисграфия у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования - содержание и последовательность процесса коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью...
Нарушения речи у младших школьников с умственной отсталостью являются очень распространенными и носят стойкий характер. Они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у обучающихся младших классов с умственной отсталостью являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. Расстройства речи таких детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности и аномального психического развития в целом.
В письменной речи младшие школьники с умственной отсталостью допускают большое количество специфических ошибок, характерных для проявления дисграфии. Чаще у таких детей фиксируется смешанная форма дисграфии. Одним из основных видов проявления дисграфии является акустическая. При акустической дисграфии специфические ошибки на письме проявляются из-за трудностей дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Для коррекции нарушений письма необходимо своевременное логопедическое воздействие.
Целью выпускной квалификационной работы было определение основных направлений и содержания логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью, проведение этой коррекционной работы с обучающимися экспериментальной группы, контрольный анализ полученных результатов и оценка эффективности проделанной работы.
Для достижения цели работы изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература, проведены констатирующий и обучающий эксперименты и сделаны соответствующие выводы.
В ходе проведенной работы решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-педагогическая, психологическая и
логопедическая литература по проблеме исследования. Прочитана и изучена литература известных ученых: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, М. Е. Хватцев, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, Л. С. Цветкова, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, Е. А. Логинова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова, Е. М. Мастюкова и других.
На основании работ перечисленных авторов раскрыты вопросы о психофизиологических предпосылках письма в онтогенезе, представлены современные подходы, методики и этапы коррекции нарушений письма, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью.
2. Для проведения констатирующего эксперимента, направленного на выявление акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью подробно изучена методика Н. М. Трубниковой по структуре проведения логопедического обследования и составлению речевой карты.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГКОУСО «Екатеринбургская школа № 1, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», расположенной по адресу: г.
Екатеринбург, ул. Готвальда, д. 19-А. В исследовании приняли участие 10 обучающихся 4 класса: 2 девочки и 8 мальчиков. Во время обследования проверялось состояние моторики артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематических процессов (слуха и звукового анализа слова) и процесса письма.
Моторика органов артикуляционного аппарата обследуемых обучающихся развита достаточно хорошо, средний балл по группе составляет 2,5. Обследование звукопроизношения выявило полиморфные нарушения произношения у троих обучающихся, у остальных в основном проявляются искажения и замены отдельных звуков. Самый низкие баллы получились при обследовании звукового анализа слова - 1,2 и процесса письма - 1,6. Это обусловлено недоразвитием функции фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем и
фонематического анализа и синтеза.
В результате исследования всем обследуемым обучающимся в логопедическом заключении поставлено: системное недоразвитие речи легкой степени, акустическая дисграфия (как основной вид из выявленных).
3. Основанием при выборе направлений и содержания логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью принята методика Р. И. Лалаевой, так как она рассматривала коррекционную работу именно с такими детьми, учитывая особенности речевых нарушений и состояние высших психических функций.
Механизм возникновения акустической дисграфии считается не изученным полностью. Предполагается, что происходит нарушение какого- либо звена фонемного распознавания (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля), что приводит к нарушениям на письме. Поэтому ведущим направлением логопедической работы стало развитие фонематического слуха и восприятия с учетом принципа комплексности - воздействие на речевую систему в целом.
Работа проводилась с обучающимися ЭГ в два этапа: над смешиваемыми звуками - уточнение артикуляции и восприятия на слух одного из пары смешиваемых звуков; далее - над дифференциацией этих звуков. Занятия всегда проводились с пониманием психофизиологических особенностей младших школьников с умственной отсталостью.
Для успешной коррекционной работы с этими обучающимися необходимо активное участие и постоянное взаимодействие всех сотрудников коллектива школы: логопеда, учителя начальных классов, учителей специальных предметов, воспитателя, психолога, медицинских работников, поддержки руководства образовательной организации, а также оказание посильной помощи со стороны родителей.
4. Для получения результатов после обучающего эксперимента и сопоставления их с исходными данными проведено повторное логопедическое обследование обучающихся 4 класса по той же методике Н. М. Трубниковой. По результатам контрольного эксперимента, направленного на выявление особенностей письменной речи обучающихся младших классов, наблюдается незначительная положительная динамика после проведённой логопедической работы в ЭГ. Средний балл в этой группы по общему показателю всех разделов обследования вырос на +0,1 балла, что составляет 2,2 балла. В контрольной группе обучающихся средний балл по группе не изменился, он остался равен 1,7 балла. Таким образом, нам удалось добиться незначительной положительной динамики в результате проведения логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью.
Проведенное экспериментальное исследование позволило объективно оценить влияние уровня развития фонематических процессов у младших школьников с умственной отсталостью на проявление специфических ошибок на письме. Нарушения речи имеют стойкий характер, поэтому коррекционный процесс должен быть длительным и направленным не только на исправление конкретных речевых нарушений, но и в равной степени на развитие всех высших психических функций.
1. Аристова, Т. А. Коррекция нарушений письменной речи : учебно- методическое пособие / Т. А. Аристова, Г. А. Архипова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 208 с.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников : учебно-методическое пособие для вузов / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова ; под ред. Т. В. Ахутиной - Москва : В. Секачев, 2008. - 128 с.
3. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
4. Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель, 2005. - 127 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2017. - 432 с.
6. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев ; под ред. С.И. Абакумова. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1949. - 268 с.
7. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму / Е. В. Гурьянов. - Москва : Просвещение, 1959. - 216 с.
8. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: формирование представлений о
пространстве и времени : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 180 с.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда /
Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 239 с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
12. Забродина, Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексикограмматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Л. В. Забродина. - Москва : Астрель, 2006. - 159 с.
13. Зубарева, Л. В. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / Л. В. Зубарева - Москва, 2009. - 165 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Издательство «ВЛАДОС», 2017. - 279 с.
15. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы : учебнометодическое пособие / О. М. Коваленко. - Москва : Астрель, 2006. - 158 с...