Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией

Работа №93829

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы181
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 10
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников при
дизартрии 22
1.3. Характеристика нарушений свистящих звуков у дошкольников с
дизартрией 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 37
2.1. Основные принципы, цель, задачи и алгоритм исследования в
рамках констатирующего эксперимента 37
2.2. Содержание методики исследования неречевых и речевых функций
у дошкольников с дизартрией 40
2.3. Анализ результатов исследования неречевых и речевых функций у
дошкольников с дизартрией 53
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 66
3.1. Принципы, цели, задачи логопедической коррекции нарушений
произношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией 66
3.2. Содержание логопедической работы по устранению нарушений
произношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией 68
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 175

В последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Среди детей с нарушениями речи наибольшее число дошкольников имеет легкую степень псевдобульбарной дизартрии. Овладение правильным звукопроизношением является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой доказано, что 25 - 30 % детей, испытывающих значительные речевые трудности, не способны полностью усвоить программу массовых дошкольных учреждений по подготовке к обучению грамоте.
Самым распространенными недостатками звукопроизношения у дошкольников c нарушением речи (прежде всего с дизартрией) являются нарушения звукопроизношения свистящих звуков (Л. В. Лопатина, О. Ю. Федосова). Нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией, в том числе и звукопроизношения свистящих звуков, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностике и коррекции.
Данная проблема является весьма актуальной, поскольку произношение свистящих звуков к старшему дошкольному возрасту уже должно соответствовать норме, поскольку ребенок к 5 - 6 годам по
онтогенетическим нормам овладевает правильным произношением группы свистящих звуков. Если ребенок не смог самостоятельно овладеть данной группой звуков, следовательно, ему требуется специальная логопедическая помощь, направленная на постановку, автоматизацию и дифференциацию (в случаях, если ребенок заменяет свистящие на звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам звуки) свистящих звуков.
Дальнейшее упущение нарушений звукопроизношения свистящих звуков приводит к нарушениям формирования фонематических процессов (фонематического слуха и восприятия).
Во-вторых, из-за нарушения произносительной стороны речи страдают формирование и развитие других аспектов речи (лексических, грамматических). Следовательно, существует необходимость
целенаправленной работы по коррекции нарушений звукопроизношения свистящих у дошкольников дизартрией.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52 % детей с дефектами звукопроизношения.
Следовательно, существует необходимость целенаправленного
формирования звукопроизношения у дошкольников.
Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами его коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др.
Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков, подробно изучена и освещена А. Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Г. А. Каше, P. E. Левиной, О. В. Правдиной и др. Наиболее разработанным в логопедической литературе является вопросы диагностики и коррекции звукопроизносительной стороны речи. В частности, методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, М. Е. Хватцева, Г. В. Чиркиной и др.
Авторы раскрывающие коррекционную работу и описывающие коррекционную работу с детьми с дизартрией подчеркивают сложность и длительность исправления нарушений произношения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Гипотеза. Вероятно, что специально организованная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с дизартрией обеспечит у них преодоление нарушений звукопроизношения свистящих звуков, при проведении коррекционной работы поэтапно с использованием специально подобранных упражнений, наглядных средств в игровой форме...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторной сферы, что влечёт за собой нарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения, искажения, смешения, замены, пропуски, недифференциация звуков и просодики), которое имеет множественный характер.
У детей с нормальным речевым развитием к 5 годам заканчивается формирование фонетической стороны речи. Дети с дизартрией в силу отставания в развитии доречевого и речевого периодов не в полной мере овладевают языковой и речевой нормами. У них наблюдаются антропофонические (различные виды искажений) и фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски). Дефекты звукопроизношения могут иметь мономорфный и полиморфный характер. Речь смазанная, интонационно невыразительная. Одним из распространенных нарушений
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является нарушение произношения свистящих звуков.
На фоне отставания в развитии речи наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Знание вышеизложенных особенностей детей с дизартрией позволяет наиболее точно поставить логопедическое заключение, эффективно спланировать коррекционную работу.
Обследование состояния речи позволяет сформулировать правильное заключение и, соответственно, разработать или подобрать наиболее оптимальную программу, систему коррекционных мер, направленных на устранение нарушений произношения свистящих звуков.
По результатам контрольного эксперимента выяснилось, что у десяти обследуемых детей имеются нарушения произношения свистящих звуков при легкой степени псевдобульбарной дизартрии.
Нами была проведена логопедическая работа по коррекции произношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией.
Логопедическая работа включала в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Автоматизация полученного звука в речи.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
Каждый реализуемый этап занятия включал решение следующих задач:
1. Подготовительный этап.
• развитие артикуляционной моторики;
• развитие мимической моторики;
• развитие речевого дыхания;
• формирование интонационной выразительности речи;
• развитие фонематического слуха, фонематических
представлений;
• развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Дополнительные направления: индивидуальная работа, проведение массажа (по необходимости).
2. Постановка нарушенного звука речи (методами артикуляционной гимнастики, с механической помощью).
3. Автоматизация полученного звука в речи.
• развитие артикуляционной моторики;
• формирование интонационной выразительности речи;
• работа над поставленным звуком;
• звук в словах, стихах, скороговорках, чистоговорках;
• звук в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Дополнительные направления: индивидуальная работа, развитие пальчиковой и мимической моторики (по необходимости);
• развитие слоговой структуры слова;
• развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, представлений (анализ и синтез).
Дополнительные направления: индивидуальная работа.
4. Дифференциация смешиваемых звуков.
• уточнение артикуляции каждого звука;
• уточнение акустических характеристик смешиваемых звуков;
• дифференциация звуков.
На основании проведенной работы по проведению логопедических занятий с целью коррекции произношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией можно говорить об эффективности подобранной формы работы. Все нарушения произношения свистящих звуков были скоррегированы и автоматизированы.
У детей наблюдается положительная динамика не только в состоянии звукопроизношения, но и при обследовании моторной сферы. Продолжая работу по предлагаемому плану можно значительно улучшить речевые показатели детей и вывести их в относительную норму к моменту их поступления в школу.


1. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией в специальной литературе / Е. Ф. Архипова. - Москва : Просвещение, 2003. - 144 с.
2. Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе. - Москва : МОДЭК,
2013. - 192 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - Москва : Академия, 2009. - 400 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 409 с.
5. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификация, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. - Москва : МОДЭК, 2014. - 536 с.
6. Быкова, И. В. Формы работы с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами / Быкова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2014. - № 4. - С. 77-83.
7. Визель, Т. Г. Нарушение владения морфологическими средствами языка у больных с разными формами афазии / Т. Г. Визель, Д. Ш. Газизулина // Дефектология. - 2013. - № 5. - С. 75-83.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ,
2016. - 141 с.
9. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. - Москва : Просвещение, 2013. - 140 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352.
11. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я Гальперин. -
Москва : Университет, 1999. - 332 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 2014. - 374 с.
13. Горчакова, A. M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. - 2016. - № 5 (22). - С. 5-12.
14. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. - Москва : АРКТИ, 2013. - 80 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Просвещение, 2018. - 370 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ