ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8
1.1. Сущность основных понятий, используемых в рамках подготовки
граждан к военной службе 8
1.2. Нормативно-правовые и программные документы по гражданско-
патриотическому воспитанию 10
1.3. Изучение основ военной службы старшеклассниками в рамках школьного
курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 16
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО
ПОДГОТОВКЕ ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 22
2.1. Роль педагога-организатора ОБЖ в воспитании патриотов и граждан...22
2.2. Содержание Программы по военно-патриотическому воспитанию
подрастающего поколения и подготовке обучающихся школы к военной службе 29
2.3. Рекомендации по реализации программы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и подготовке обучающихся школы к
военной службе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения с давних времён и до сих пор было и остаётся социально значимой задачей государства. Первоначально оно носило характер подготовки юношей к служению Отечеству, к ратному воинскому труду. Внешняя опасность, которой подвергалась Россия на протяжении многих столетий, была тем фактором, который требовал от ее защитников проявления таких качеств, как мужество, героизм, а, следовательно, патриотизм. По данным историка В.В. Мавродина, только «за XII - XIV века русские выдержали больше 160 войн с внешними врагами, из которых 45 сражений с татарами, 41 - с литовцами, 30 - с немецкими рыцарями, а остальные со шведами, поляками, венграми и волжскими болгарами»[39].
В настоящее время развитие современного мирового процесса таково, что, чем крепче оборона страны, тем сильнее её армия. И, когда речь заходит о Вооруженных Силах или Военно-морском флоте, то чаще всего подразумевается новейшее вооружение и техническое оснащение. Но во все времена оружие и боевая техника сами по себе не определяли успеха боевых действий. Не менее важно, в чьих руках находится то или иное оружие. Решающей силой был и остается человек. Однако стать полноценным воином Вооруженных Сил РФ, овладеть сложной боевой техникой и оружием в условиях сокращенных сроков службы - задача на сегодняшний день не из легких. Юноши, еще до призыва в ряды Вооруженных Сил, должны приобрести элементарные практические навыки в военной подготовке, знать Уставы, обязанности, которые регламентируются военной присягой, и добросовестно их выполнять, обладая при этом и высокими морально-политическими качествами.
К сожалению, доминирующее внимание к правам человека в 1990-е годы в нашей стране, привело к определённому перекосу: личное стало преобладать над общественным. Поэтому, начиная с 2000-х годов, на первый план была поставлена задача патриотического воспитания граждан.
Особая роль в подготовке будущих защитников Отечества отводится образовательным организациям. Именно на восполнение утраченных традиций направлены военно-патриотическое воспитание молодежи и основы военной службы в общеобразовательной школе через круг учебных дисциплин (история, обществознание, ОБЖ), внеучебные мероприятия (тематические встречи с ветеранами и участниками войн, боевых действий, действующими военнослужащими, памятные мероприятия, вахты памяти и др.)...
Проведя теоретический анализ особенностей допризывной подготовки старшеклассников к службе в армии в рамках курса ОБЖ, можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка молодежи допризывного возраста к службе в армии является одной из основных задач нашего государства и представляет собой комплексное военное обучение.
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к прохождению военной службы на период до 2020 г. определяет цели, задачи и основные направления политики РФ в области подготовки граждан к военной службе. Важным компонентом в системе подготовки молодежи к военной службе отводится допризывной подготовке в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. В средних общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования данная подготовка происходит в рамках изучения курса ОБЖ, что соответствует о государственной образовательной политике по вопросам воспитания и формировании у обучающихся сознательного отношения к существующим проблемам, в частности, личной и общественной безопасности. Комплексная подготовка будущих защитников Отечества дает право приобрести специальные умения, знания, навыки, которые, несомненно, способствуют готовности призывника к военной службе.
2. Выявленные проблемы требуют совершенствования системы допризывной подготовки молодого поколения, создания условий для подготовки физически и морально и психологически устойчивых призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению службы в Вооруженных Силах, получивших подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям. Положительных результатов подготовки молодежи к военной службе можно достичь при условии, если данный этап будет осуществляться в рамках общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе, позволяющей не только повысить качество образовательного процесса в школе, но и добиться эффективного использования финансовых средств. Проведя опрос старшеклассников МКОУ Обуховская СОШ, мы смогли выявить отношение допризывников к патриотическому воспитанию и к военной службе и в дальнейшем разработать Программу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и подготовке обучающихся школы к военной службе.
Основное внимание в программе уделяется формированию таких качеств личности допризывника, как морально-психологическая устойчивость, способность к коммуникации, физические качества. В программу включены учебные занятия, проводимые в рамках изучения курса ОБЖ, предусмотрено взаимодействие педагога-организатора ОБЖ с учителями-предметниками (истории, ОБЖ, физической культуры). Большие возможности для педагога-организатора ОБЖ открывает и система дополнительного образования и воспитания в школе ( спортивные секции, кружки, клубы по интересам, наличие школьного краеведческого музея). Все это дает положительный эффект в деле воспитания патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации и популяризации престижности службы в армии. Не менее важным при реализации данной программы является и социальное партнерство с представителями различных государственных структур, занимающихся вопросами подготовки подрастающего поколения к службе в рядах Вооруженных Сил РФ (представители военного комиссариата, воинских частей, ДОСААФ, ОВД МВД России, Совет ветеранов, участники локальных войн и вооруженных конфликтов).
3. Комплексный подход к реализации программы, заинтересованность всех субъектов образовательной деятельности в школе позволит получить следующие результаты:
1) Развитие морально-психологических качеств юношей, необходимых для службы в армии; сообразительности и познавательного интереса; позитивного отношения к службе в армии.
2) Воспитание у учеников уважение к истории России, Вооруженным Силам РФ и патриотизма.
3) Изменение отношения старшеклассников к службе в армии в лучшую сторону.
4) Обобщение опыта и обсуждение перспективы подготовки юношей к воинской службе на семинарах, методическом объединении педагогов- организаторов ОБЖ.
Наблюдения за юношами во время занятий показали, что они усвоили начальные знания в области обороны Российской Федерации. В ходе занятий внимание уделялось на формирование таких качеств как моральнопсихологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважение к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации; пропаганда и популяризация службы в армии. У старшеклассников возрос познавательный интерес к знаниям военной и патриотической направленности, повысился уровень осознания необходимости и важности формирования готовности к службе в Вооруженных силах.
Таким образом, считаем, что цель выполненной работы достигнута, задачи решены.
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Екатеринбург : Издательский дом «Автограф», 2016. - 48 с.
2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»
[Электронныйресурсф/URL:
http://ivo.garant.rU/#/document/135907/paragraph/91807:0 ( дата обращения: 18.02.2020).
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 -ФЗ «О
безопасности» [Электронный ресурс] //URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 18.02.2020).
4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"[Электронный ресурс]// URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 18.02.2020).
5. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» [ Электронный ресурс] // URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения:
18.02.2020).
6. «Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 -ФЗ [Электронный ресурс]// URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 18.02.2020).
7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63 -ФЗ [Электронныйресурсф/URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 18.02.2020).
8. «Военная доктрина Российской Федерации» утв. Президентом РФ
25.12.2014 № Пр-2976 [Электронный ресурс] // URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/461 (дата обращения: 18.02.2020).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от
30.12.2015 №1493 «О государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [
Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71296398/ (дата обращения: 18.02.2020).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» [ Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.rU/181486/#friends (дата обращения: 18.02.2020).
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 26.08.2010 № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих» [ Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.rU/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000
(дата обращения: 18.02.2020).
12. ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения. [Электронный ресурсф/URL: http: //docs.cntd.ru/document/1200109440 (дата
обращения: 18.02.2020).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897[Электронный ресурс] //URL:
ttp://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 18.02.2020).
14. Федеральный государственный образовательный стандартов среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.05.2012н № 413[н Электронный pecypc]//URL:
http://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/#block_108
( дата обращения: 18.02.2020).
15. Баранов, А. В. Организация военно-патриотического воспитания учащихся средних школ во внеурочной деятельности в условиях крупного города [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : - М., 2011. - 166 с...