ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1 Общее понятие безопасности и безопасного поведения детей школьного
возраста 6
1.2 Направления работы с родителями по формированию безопасного
поведения школьников 11
1.3 Теоретический анализ форм и методов работы с родителями по вопросам
формирования безопасного поведения 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Первичная диагностика эффективности работы с родителями по
вопросам безопасного поведения детей 27
2.3. Педагогическая работа с родителями по вопросам формирования
безопасного поведения детей 31
2.4. Повторная диагностика эффективности работы с родителями по
вопросам безопасного поведения детей 46
2.5. Рекомендации для педагогов по использованию различных форм и методов в работе с родителями по вопросам безопасного поведения детей .. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования. В детском возрасте человек особенно любознателен и эмоционален, а незнание и непонимание подстерегающих опасностей вызывают множество проблем. Познавая окружающий мир, школьники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Основной опыт и манеры поведения формируются у человека еще в детском возрасте. Опыт социально - бытовых отношений дети чаще всего перенимают у родителей, а знания по безопасности жизнедеятельности, которые они получают в образовательном учреждении, закрепляются только в том случае, если ребенок видит практическое подтверждение в действии родителей [2].
Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности проблема, которую можно решить только комплексным подходом. Семья и школа - это основные социальные институты, определяющие развитие ребенка. Семейное и школьное воспитание имеют различное предназначение, у каждого из них своя уникальная роль, поэтому семья и школа не могут заменить друг друга. Сотрудничество семьи и педагогов предполагает совместную деятельность, объединение их усилий, выстраивание партнерских отношений для обеспечения наиболее благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и в образовательном учреждении [11].
В этой связи вопрос исследования и выявления наиболее эффективных форм и методов работы родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей является сегодня наиболее актуальным.
Степень разработанности темы исследования
Анализ источников литературы и диссертационных исследований показал, что заметное влияние на исследование проблемы определения форм и методов формирования безопасного поведения у детей в рамках преподавания основ безопасности жизнедеятельности оказали труды В.В. Гафнера, Б.И.
Мишина, Н.В. Белоуса, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого, М.И. Хабнера [8].
О необходимости и возможности привлечения родителей к вопросам формирования у детей безопасного поведения говорили такие исследователи, как В.А. Скворцов и А.А. Скрыков [8].
В докторской диссертации Погодаевой М.В. рассматривается два вида детской безопасности: психологическая безопасность, построенная на взаимопонимании и принятии ребёнка и физически безопасная среда, нейтрализующая воздействие природных и техногенных угроз [19].
Проблема исследования - какие формы и методы необходимо использовать при работе с родителями при формировании безопасного поведения детей?
Объект исследования - формирование безопасного поведения детей.
Предмет исследования - применение форм и методов работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей.
Цель исследования - исследование и применение во внеурочной деятельности методов и форм работы с родителями по формированию безопасного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме работы с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей.
2. Провести экспериментальное исследование по работе с родителями по вопросам безопасного поведения детей.
3. Разработать рекомендации для педагогов по использованию форм и методов в работе с родителями по вопросам безопасного поведения детей.
Методы исследования:
1. Теоретические:
• анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
• педагогическое наблюдение;
• беседа;
• интервью и анкетирование;
• статистическая обработка данных;
-проектирование.
База исследования: МБОУ лицей №135 г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, 2 главы, 8 параграфов, заключение, список литературы в количестве 31 источника, а также шести приложений. Работа представлена на 79 страницах.
На основании теоретического и эмпирического исследования, проведенного в ходе написания выпускной квалификационной работы, можно заключить следующее:
1. Формирование безопасного поведения ребенка школьном возрасте имеет несколько важнейших особенностей. В первую очередь это отведение большого внимания данному вопросу в семье, т.к. для детей школьного возраста проблема формирования безопасного поведения является наиболее актуальной, так как именно в этом возрасте происходит закладывание основных привычек и жизненного уклада. Ключевую роль в обеспечении безопасности детей должно сыграть их образование в области безопасности жизнедеятельности.
Образовательные учреждения также играют главенствующую роль в работе с родителями обучающихся в направлении формирования у школьников безопасного поведения, что позволить родителям развивать у детей способности к самообучению в процессе привития им основ безопасного поведения.
На данный момент существует множество форм и методов работы учителя ОБЖ, позволяющих организовать плодотворное сотрудничество с родителями по вопросам формирования безопасного поведения у детей:
1. Традиционная форма работы с родителями - родительские собрания. Для того чтобы активизировать и заинтересовать родительскую общественность, можно использовать игры-тренинги, в процессе которых родители участвуют в обсуждениях, во время которых родителям предлагаются различные ситуации, которые необходимо проанализировать и найти оптимальное решение [30].
К традиционным формам можно отнести заседания педагогов и родителей с использованием современного интерактивного и мультимедийного оборудования, совместная экскурсия родителей с детьми в пожарную часть, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций.
2. Нетрадиционная форма работы с родителями включает в себя использование дисков с информацией для родителей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, основам безопасности жизнедеятельности. На подобных носителях информации можно поместить как теоретический, так и практический материал для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде консультаций, рекомендаций, фильмов, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов [30].
Знания, полученные родителями, используются в решении проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности. Такой вариант хорошо подходит для малоактивных родителей, он активизирует и обогащает знания. Особый интерес у обучающихся и родителей вызывает обсуждение и решение кейс-стади, в которых отражаются различные бытовые, природные и техногенные случаи из жизни.
3. Одной из интересных форм работы является выполнение совместной домашней работы родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от дома до школы (магазина, спортивной секции) и обратно [30].
2. Первичная диагностика родителей обучающихся показала, что большинство продиагностированных родителей не имеет четких представлений о вопросах необходимости формирования безопасного поведения детей. Это говорит о достаточно низком уровне эффективности используемых учителем форм и методов в работе с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей.
Разработанная и примененная в ходе экспериментальной работы модель работы с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей, включила в себя наиболее эффективные методы работы в данном направлении. Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие активные методы и формы обучения и воспитания: комплексные занятия, тренинги; экскурсии, целевые прогулки, походы; подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры- соревнования; сочинение историй; беседы групповые и индивидуальные; чтение специальной детской литературы; анализ заданных ситуаций; выполнение поручений; экспериментирование.
На их основе была составлена схема наиболее подходящих для каждого случая форм и методов, было составлено календарное планирование, включившее наиболее важные внеурочные мероприятия для разных классов, а также прописаны сценарии таких мероприятий.
В соответствии с теоретическим анализом, проведенным в ходе написания выпускной квалификационной работы, были выявлены основные формы работы учителя ОБЖ с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей: коллективная работа учителя, групповая работа с родителями, индивидуальна работа учителя ОБЖ с родителями.
Проведенная педагогическая работа была направлена на повышение эффективности сотрудничества учителя ОБЖ с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей посредством использования наиболее эффективных форм и методов работы в данном направлении.
3. Повторная диагностика родителей обучающихся по вопросам формирования безопасного поведения детей показала существенные улучшения в знаниях, отношении и качестве деятельности родителей в рамках исследуемой проблемы.
Это значит, направление работы учителя ОБЖ с родителями по вопросам безопасного поведения детей выбрано верно. Формы и методы работы в данном направлении подобраны правильно и доказали свою эффективность. Можно заключить, что гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что выявление наиболее эффективных форм и методов работы с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей способствует их наиболее активному и компетентному участию в формировании у школьников безопасного поведения, доказана.
4. Практическая разработка педагогических рекомендаций показала, что выбор форм и методов работы учителя ОБЖ с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей должен быть основан на ряде важнейших правил. В первую очередь, это соблюдение дидактических принципов педагогической работы в школе, которые строятся на активном включении родителей обучающегося в воспитательный и образовательный процесс. Мы считаем, что безопасное детство возможно только в ходе реализации совместной деятельности педагогов, родителей, детей, общественных организаций по обеспечению экологической, информационной, технической, правовой защищенности ребёнка.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - Москва: Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009 - 144 с.
3. Аптулхаева, Ю. Р. Формирование безопасного поведения в семье / Ю. Р. Аптулхаева // Грани педагогики безопасности: сборник материалов всероссийской научной конференции. — С. 11-14.
4. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья: [пособие] / Е.П. Арнаутова. - Москва: Карапуз, 2002. - 264 с.
5. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи / Л.Е Белоусова. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО - Пресс, 2003 - 18 с.
6. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е. Ю. Бикметов. — 2007. — № 9. — С. 86-92.
7. Воронин, А. В. Взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей основ безопасности / А.В. Воронин [сайт]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/12/vzaimodeystvie- sroditelyami-po-voprosam-formirovaniya (дата обращения 22.02.2020).
8. Гафнер, В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертации Генных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». / В.В. Гафнер. - Екатеринбург, 2013. - 200 с.
9. Гафнер, В.В. О понятии «безопасный образ жизни» / В.В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2013. - №8.
10. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей. / В.Н. Гуров - Москва: Педагогическое общество России, 2013. - 192 с.
11. Ефимова, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности: взаимодейст
вие с ребенком в условиях ДОУ и семьи / Ю.В. Ефимова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - № 9. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-vzaimodeystvie-s- rebenkom-v-usloviyah-dou-i-semi (дата обращения: 03.05.2020).
12. Завалишина, Л.В. Проблема ключевых квалификаций в коммуникативной педагогике ФРГ / Л.В. Завалишина // Наука и школа. - 2014. - №3.
• URL: https: ZZcyberleninka.ruZarticleZn/problema-klyuchevyh-kvalifikatsiy-v-
kommunikativnoy-pedagogike-frg (дата обращения: 03.05.2020).
13. Земскова, А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А.С. Земскова // Совет ректоров. - 2008. - №8. - С. 12-16.
14. Коршунов, С.А. Формирование безопасного поведения у млад
ших школьников в процессе учебно - воспитательной работы / С.А. Коршунов // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL:
http:ZZscienceforum.ruZ2013ZarticleZ2013005500 (дата обращения: 03.05.2020).
15. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с...