ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ВОДОЕМАХ 6
1.1 Понятие и сущность опасных ситуаций на водоемах 6
1.2 Виды опасных ситуаций на водоемах 8
1.3 Правила безопасного поведения на водоемах и алгоритм оказания
первой помощи тонущему 13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ
ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ 28
2.1 Анализ содержания рабочих программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 28
2.2. Разработка и содержание методических рекомендаций по формировонию у обучающихся знаний и умений оказания первой помощи тонущему 35
2.3 Диагностика знаний и умений обучающихся по теме безопасное поведение в случае возникновения опасных ситуаций на водоемах и
оказание первой помощи тонущему 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
Актуальность исследования: В летнее время у множества людей есть стремление окунуться в озеро, реку, пруд, в зимнее время отправиться на лёд ради рыбалки, либо попросту сократить дорогу. Независимо от вида водоёма необходимо знать и во что бы то ни стало придерживаться правил поведения и мер безопасности на водоёме, воспитание которым проводиться в основном в школах в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности, однако при этом численность несчастных случаев все равно располагается на высочайшем уровне. Следовательно, нужно обучить народ простейшим умениям оказания первой помощи пострадавшим, потому, как правило, окружающие в первую очередь прибывает на помощь ещё до прибытия докторов.
Повсеместно мы слышим и видим от СМИ тревожные данные о несчастных случаях, повлекших за собой гибель людей на водоёмах. Согласно данным Главного управления МЧС России по Свердловской области, с начала 2019 года в Свердловской области утонуло 19(из них 5 несовершеннолетних) человек, что в 3 раза меньше чем за аналогичный период 2018 года[25].
Любой из нас может оказаться в чрезвычайной ситуации и чаще всего исход этой ситуации зависит только от нас самих, нашего поведения, знаний и умений.
C развитием науки и техники, с постоянно увеличивающимся загрязнением окружающей среды, хочется вырваться из грязного города. Погрузиться в уральскую природу, отдохнуть на берегу водоема вместе с семьей, друзьями. Но природа ошибок не прощает, поэтому актуальность и востребованность в умениях оказания первой помощи высока.
Проблема исследования: заключается в том, что в результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в рамках образовательной программы учащиеся должны обрести простейшие умения по оказанию первой помощи тонущему, что накладывает определённые условия на организацию образовательного процесса. Если не учитывать данные условия и требования, то невозможно говорить об эффективной организации образовательного процесса. То есть в ходе исследования предстоит ответить на вопрос: «Какие методы обучения оказания первой помощи пострадавшим в опасных ситуациях на водоемах необходимо использовать для повышения эффективности образовательного процесса?»
Гипотеза: если провести анализ учеьных программ для 5 - 11-х классов общеобразовательных учреждений (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.), то можно сделать вывод, что обучающихся слабо или совсем не сформирована готовность к оказанию первой помощи людям, пострадавших на водных объектах, так как данной теме отведено только два часа в 8-ом классе, из этого следует, что эта задача не в полной мере реализуется в школах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: методика обучения оказанию первой помощи тонущему.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации образовательного процесса эффективного обучения оказания первой помощи тонущим.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность опасных ситуаций на водоемах и безопасного поведения населения.
3. Разработать рекомендации по организации образовательного процесса по обучению оказания первой помощи тонущему.
Методы исследования:
1. Теоретические - изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме (нормативно-правовые документы, учебная литература, базовые понятия).
2. Практические - анкетирование, обработка и обобщение полученного материала, контрольные испытания.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Гимназия № 2».
Проанализировав педагогическую, методическую литературу по теме исследования «Формирование умений по оказанию первой помощи тонущим у обучающихся основного общего образования в процессе изучения курса ОБЖ», можно сделать следующие выводы:
1. Основная задача первой помощи - спасение жизни пострадавшего, а также предупреждение тяжелых осложнений до прибытия квалифицированного медицинского персонала.
Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, поэтому первую помощь должен уметь оказать каждый человек, особенно выпускник среднего образовательного учреждения.
2. Разработанная нами структура и методика, которую мы предложили, будет способствовать эффективному формированию умений оказания первой помощи тонущим.
3. Основными причинами неэффективности других методик является плохое оснащение класса, недостаточное внимание выработке практических навыков и мотивирование установки на непременное оказание помощи.
Жизнь человека - бесценна. Мы должны усвоить одну простую истину: от каждого из нас зависят жизнь и здоровье наших близких, друзей и людей в целом.
Террористические акты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, поэтому, сегодня любой человек должен владеть умениями по оказанию первой помощи, ведь иногда минуты и даже секунды становятся решающими в вопросе жизни или смерти.
По мнению специалистов по вопросам безопасности жизнедеятельности (спасатели, врачи, полиция и ученые в области безопасности), одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области безопасности жизнедеятельности человека. Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуманная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Ведь люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. А признав это, мы должны признать и то, что нас еще долго будут сопровождать аварии и катастрофы, тяжелые последствия стихийных бедствий, различного рода конфликты, массовый бытовой и дорожно-транспортный травматизм, если из школы будут продолжать выходить в самостоятельную жизнь молодые люди, столь же обделенные духовно, с ослабленным «социальным иммунитетом», неспособные учиться на чужих, а иногда и собственных горьких ошибках, функционально неграмотные, как и те, что выходили вчера. Еще в 18 веке французский сатирик Лабрюйер писал, «Мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок».
Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам умения оказания первой помощи. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оказать доврачебную помощь, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма. Подросток должен знать какую первую помощь он сможет оказать пострадавшему.
Уроки по отработке умений оказания первой помощи должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу. Уроки, посвященные первой помощи пострадавшим, позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.
Формирование готовности оказать помощь, является необходимым условием формирования личности безопасного типа, что в свою очередь является целью деятельности учителя ОБЖ и соответствует личностным результатам федерального государственного образовательного стандарта.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов/ Г.С.Абрамова. - Москва: Юрайт, 2014. - 624 с.
2. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний: учебное пособие/ Р.И. Айзман, И.В. Омельченко. - Москва: Кнорус, 2013. - 102с.
3. Бубнов В.Г. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи: учебное пособие по ОБЖ / В.Г.Бубнов, С.Д.Петров. - Москва: Просвещение, 2006. - 244 с.
4. Бубнов В.Г. Очевидец происшествия становится спасателем: пособие по гражданской защите/ В.Г.Бубнов. - Санкт-Петербург: Московский психо-соц. ун-т, 2005. - 252 с.
5. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебная литература / С.Н. Вангородский. - Москва: Просвещение, 2015. - 250 с.
6. Вердербер Р. Психология общения: теоретико-практическое пособие / Р. Вердербер. - Санкт-Петербург.: Мариам, 2003. - 269 с.
7. Видеоурок «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях» -URL: http://xn--b1aedk6a.xn--90akw.xn--p1ai/videouroki- obzh/videouroki-obzh-8-klass/ (дата обращения 24.03.2020).
8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / И.В.Дубровина. - Москва: Академия, 2008. - 330 с.
9. Киршин Н.М. Безопасность жизнедеятельности и медицина катаст- роф:учебнопособие - URL:https://studfiles.net/preview/6234704/page:2/ (дата обращения 12.03.2020).
10. Кузнецов В.С. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ: практическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 188 с.
11. Кузнецова Э.А. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: пособие для преподавателей / Э.А. Кузнецова. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т, 2015. - 29 с.
12. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности - URL: http://xn-- 90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/chs-prirodnogo-haraktera/opasnaya-i- chrezvychaynaya-situaciya/ (дата обращения 16.02.2020).
13. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим: научный журнал - URL: https://moluch.ru/archive/63/ (дата обращения 20.01.2020).
14. Основы оказания первой помощи утопающему - URL:
http://www.spas01.ru/book-1001/ter-4/ (дата обращения 29.11.2019).
15. Просандеев А.Г. Педагогические условия эффективного обучения: методическое пособие/ А.Г. Просандеев, А.А. Попков.- Москва: Ариель, 2005. - 199с...