ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5
1.1. Понятие «антитеррористическая личностная позиция» 5
1.2. Показатели сформированности у обучающихся
антитеррористической личностной позиции 12
1.3. Основные направления по формированию антитеррористической
личностной позиции обучающихся 14
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 21
2.1. Формирование антитеррористической личностной позиции
обучающихся в образовательной организации 21
2.2. Формирование антитеррористической личностной позиции
обучающихся на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» 31
2.3 Методические рекомендации по формированию антитеррористической личностной позиции обучающихся 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
В настоящее время терроризм рассматривается мировым сообществом как одна из опаснейших глобальных проблем современности. Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации экстремизм и терроризм получили распространение (например, Керченский стрелок, теракты в метро Санкт-Петербурга и Москвы, теракт в Беслане и т.д.). Эти явления провоцируют состояние нестабильности в обществе и наводят панику. Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм является вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека.
На сегодняшний день нашим государством выстроена политика анти- террористической защищенности. Пятого октября 2010 года Дмитрий Анатольевич Медведев подписал «Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации», которая есть в открытом доступе в сети Интернет [27]. В ней определены основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. В декабре 2018 года Владимир Владимирович Путин утвердил «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы». Главной целью плана является «снижение уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность».
В связи с этим перед государством и его социальными институтами, например, школой, становится актуальной необходимость формирования и развития антитеррористического мировоззрения, начиная со школы. Наиболее доступным путем формирования антитеррористического мировоззрения у обучающихся является информирование их об угрозах и рисках безопасности, которые несет терроризм, воспитания уважительного отношения к различным культурам и религиям, гражданственности и патриотизма. Немалую роль здесь играет выработка умения вести диалог, взаимодействовать в по- ликультурном межконфессиональном обществе.
Просветительская работа среди детей об угрозах террористических действий, ведётся в рамках курса ОБЖ. Федеральный государственный образовательный стандарт одним из требований к программному содержанию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и личностным результатам освоения программы ставит задачу формирования антитеррористиче- ской личностной позиции у обучающихся, что предполагает не только теоретическую, но и практическую готовность к действиям при террористических актах.
Проблема исследования: какие методы формирования антитеррори- стической личностной позиции обучающихся будут наиболее эффективны в работе преподавателя?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс формирования антитеррористической личностной позиции обучающихся.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию у обучающихся антитеррористической личностной позиции.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме формирования антитеррористической личностной позиции обучающихся;
2. Изучить методы формирования антитеррористической личностной
позиции обучающихся;
3. Разработать методические рекомендации по формированию у обучающихся антитеррористической личностной позиции.
Научно-методическая и практическая значимость исследования: уроки и внеклассные занятия, а также результаты применения методики исследования могут быть использованы студентами и преподавателями в своей работе.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка методических рекомендаций по формированию антитеррористической личностной позиции обучающихся.
Результаты научного исследования соответствуют поставленным задачам: изучены и проанализированы литературные источники по осуществлению работы образовательной организации, направленной на профилактику терроризма; изучены методы формирования антитеррористической личностной позиции обучающихся; разработаны методические рекомендации по формированию антитеррористической личностной позиции обучающихся.
На сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и во всем мире одной из основных угроз для личности, общества и государства является терроризм. Только на территории России за 2017 год произошло 1871 преступление террористического характера [2]. Особую угрозу для национальной безопасности России приобретает нацеленность террористических объединений на вовлечение в свои ряды молодежи, посредством использования возрастных особенностей подрастающего поколения, таких как стремление к героизму, получение новых ярких эмоций, поиск своего предназначения и многих других.
Нацеленность террористов на молодежь, как ключевой объект агитационного воздействия, приводит к необходимости организации работы по профилактике терроризма и формированию антитеррористической личностной позиции на всех уровнях, начиная от семьи и образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и заканчивая органами государственной власти. Важную роль в профилактике терроризма среди подрастающего поколения играют образовательные организации, где ключевое значение отводится учителю безопасности жизнедеятельности, как специалисту располагающему возможностями в урочное и внеурочное время вносить вклад в достижение поставленной цели, в формирование безопасного поведения у обучающихся.
Исходя из значимости осуществления работы по профилактике терроризма в образовательной организации, нами были предложены методические рекомендации по разработке плана формирования антитеррористической личностной позиции обучающихся, основанные на построении последовательной, систематической работы, в которую включены: руководство школы, учителя - предметники, а также обучающиеся.
Предложенные методические рекомендации основаны на ведении активной деятельности по профилактике терроризма в урочное время, посредством проведения уроков в курсе предмета Основы безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, считаем, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Авдеева, Н.В. Возможности развития общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия»// Н.В. Авдеева, Бырылова Е.А. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел. 2012; 7 (27): 96 - 100.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
3. Борытко, Н.М., Индивидуально-личностная ориентация воспитания // Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета. 2008. Вып. 1. С. 28-32.
4. Бузыкина, Ю.С., Отношение к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп: автореф. дис. канд. психол. наук. - Челябинск, 2013.
5. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе.// А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
6. Гаврилов, М. А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении / М. А. Гаврилов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - № 11. - с. 8 - 14.
7. Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 186192.
8. Гафнер, В.В. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.В. Гафнер, С. В. Петрова, Л. И. Забара - М.: Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
9. Гафнер, В.В., Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с. - (Серия «Педагогика безопасности»).
10. Гафнер, В.В., О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 79-82.
11. Гафнер, В.В., Экстремизм и антиэкстремистская личностная позиция учащихся // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2014, №11.
12. Генеральная прокуратура Российской Федерации портал правовой статистики. Динамика зарегистрированных преступлений террористической направленности - URL: http://crimestat.ru/24 (дата обращения 5.04.2020).
13. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.// О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина и др. Санкт-Петербург: КАРО, 2013.
14. Есипова, А.А., Ребко, Э.М. Основные структурные компоненты
культуры безопасности жизнедеятельности // А.А. Есипова, Э.М. Ребко. Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 36-38. — URL
https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 20.04.2020).
15. Картавых, М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие.// М.А. Картавых, Г.С. Камерилова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2016...