Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №93806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность профилактики табакокурения 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 14
1.3. Причины приобщения обучающихся к табакокурению и его
последствия 20
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Анализ проблемы табакокурения обучающихся в образовательной
организации (на примере МАОУ СОШ № 163) 27
2.2. Организация профилактики табакокурения обучающихся в
образовательной организации (на примере МАОУ СОШ № 163) 32
2.3. Разработка мероприятий для профилактики табакокурения
обучающихся в образовательной организации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Актуальность исследования заключается в том, что проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приобрела сегодня особую значимость. Забота о здоровье выдвигается в качестве главной задачи внутренней политики государства. Необходимость формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения обоснована в национальном проекте «Здравоохранение» (срок реализации 2018-2024 годы), особое место в котором отведено профилактике таких асоциальных явлений как табакокурение [39, с. 6].
В Докладе о состоянии здравоохранения в мире, который регулярно готовит Всемирная организация здравоохранения, подчеркивается, что табакокурение было и остаётся основным фактором риска преждевременной смертности по всему Европейскому региону, являясь причиной около 1,6 миллиона смертей. Заболеваемость и смертность в России от болезней, связанных с курением, возрастает с увеличением числа курящих, число которых за последние 10 лет увеличилось на 14%. Россия сегодня занимает 3­е место в мире по употреблению табака [15, с. 19]. Табакокурение среди детей и подростков в России принимает всё более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Во-первых, происходит постоянное «омоложение» подростков, употребляющих табачные изделия. По данным медико-социальных исследований, средний возраст приобщения к табакокурению снизился до 14 лет. В целом 59,5% подростков (мужского пола) употребляют табачные изделия. Во-вторых, в связи с стремительным распространением пагубных привычек происходит стремительное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально­нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют в основном скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний [43, с. 76-77]. Исходя из всего вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у детей представляется нам чрезвычайно актуальной.
Как нарушение процесса социализации, табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова [1; 2; 5; 41].
Психолого-педагогические исследования профилактики раннего табакокурения подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, педагогами - Т.К. Зуевой, И.В. Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, И.А. Невским, В.А. Поповым, О.Л. Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, A.B. Мудрика [5; 34; 32].
Стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема раннего табакокурения, а также разработка системы педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.
Проблема исследования заключается в том, что употребление никотина вовсе не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая зависимость, и тем более опасная, поскольку многие не воспринимают ее в серьез. Одной из самых серьезных является эта проблема в подростковой среде обучающихся. Курение и школьник не совместимы, так как школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного [45, с. 205]. Не все дети понимают то, насколько опасным для здоровья является пассивное курение и вдыхают табачный дым в компании курящих сверстников. Курение и подросток - проблема не только медицинская, но и социальная. Более того, все знают, насколько пагубно курение сказывается на здоровье человека, но продолжают или начинают курить. Это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности [30, с. 83].
Все сказанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Профилактика табакокурения обучающихся в образовательной организации».
Объектом исследования является профилактика табакокурения обучающихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по профилактике табакокурения обучающихся.
Цель исследования: разработка мероприятий для профилактики табакокурения обучающихся в образовательной организации.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие и сущность профилактики табакокурения, причины приобщения обучающихся к табакокурению.
2) Рассмотреть систему профилактики табакокурения в образовательной организации.
3) Проанализировать проблему табакокурения обучающихся в МАОУ СОШ № 163.
4) На основе проведенных анализов разработать мероприятия для профилактики табакокурения обучающихся в образовательной организации.
При написании данной работы использованы такие методы как анализ теоретической литературы, нормативно-правовых документов, сравнительный и статистический анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 источников и 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретической литературы и практика позволяет сделать следующие выводы.
Одна из самых серьезных проблем в подростковой среде обучающихся - употребления табака. Не все дети понимают то, насколько опасным для здоровья является пассивное курение и вдыхают табачный дым в компании курящих сверстников.
Курение и подросток - проблема не только медицинская, но и социальная. Более того, все знают, насколько пагубно курение сказывается на здоровье человека, но продолжают или начинают курить. Это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.
Основополагающую роль в развитии зависимости от употребления табака играют два условия: психологические (влияние сверстников, солидарность и т.д.) и социальные (употребление табака родителями и близкими родственниками, другими взрослыми).
Причин, почему люди начинают употреблять табачную продукцию, достаточно много. Однако, не имея представления о них, невозможно выстроить грамотную профилактическую работу, разработать эффективные профилактические мероприятия. Все это необходимо учитывать специалистам различных организаций (всех уровней) для того, чтобы обеспечить каждого человека любого возраста (в том числе и подростков) необходимыми навыками и методами сопротивления влиянию факторов развития табакокурения.
Профилактика - это комплекс мероприятий, который несет главную цель - предупреждение приобщение людей к различным видам зависимостей. Любая профилактика должна строиться на основе следующих принципов: комплексность, разделений целей, задач и ожидаемых результатов, ценностная ориентация и многоаспектность, этапность и легитимность. Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.
Профилактика классифицируется на первичную, вторичную и третичную, каждая из которых имеет свои цели и задачи, проводится соответствующими уполномоченными органами и специалистами.
Профилактика употребления подростками табачной продукции, также как и алкоголя, различных психоактивных веществ является важной частью работы ведомств всех уровней: федерального, муниципального; а также образовательных и иных организаций не только в нашем государстве, но и за рубежом.
Исходя из вышесказанного, следует, что психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста включает в себя социальную ситуацию, которая складывается из отношений с родителями, друзьями и представителя противоположного пола. В подростковый период происходит развитие познавательных процессов, вступление подростка в активную социальную жизнь (поиск «своего места в обществе»), завязываются интимно-личностные отношения, развивается самосознание (формируется личность и ее нормативные и ценностные ориентиры), возникает потребность в самоутверждении и самосовершенствовании.
Основными мотивами приобщения подростков к употреблению табака являются: подражание, выделение из толпы сверстников; снятие стресса и напряжение (распространенное заблуждение); протест против установленных правил - чувствовать себя взрослее и т.д.
Негативные последствия пристрастия к табаку выражаются, в главной мере, в ухудшении общего состояния здоровья, в первую очередь - дыхательных путей, угнетения функций растущего организма. Именно в подростковом периоде происходит становление и укреплении всех физиологических функций организма.
Семейное окружение - социальная среда, в котором воспитывается ребенок, играют не маловажную роль в формировании привычек и установок на дальнейшую жизнь.
Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели основные принципы профилактической работы в образовательных орагинзациях, основные направления и формы профилактики табакокурения, а также виды профилактической работы. Проанализировав всю имеющуюся литературу, а также данные российских и зарубежных ученых выделили несколько основных причин приобщения подростков к употреблению табака.
Учитывая все вышесказанное, все мероприятия по профилактике различных зависимостей, в том числе и табакокурения, должны учитывать все аспекты мотивов приобщения подростков к употреблению легальных и нелегальных веществ. Должна вестись мониторинговая деятельность (анкетирование, анализ, тестирование), не только с подростками, но и их родителями. Профилактическая работа должна быть конструктивна и разнообразна, иметь индивидуальный подход в зависимости от анализа выявленных проблем.
Сегодня современная школа играет важную роль в воспитании и становлении личности человека, оказывает последовательное и систематизированное воздействие. В рамках данного процесса происходит передача накопленных культурных, моральных и нравственных ценностей, собранных человечеством за всю многовековую историю. Закладываются основы мировоззрения с учетом исторических особенностей, происходит непосредственная социализация человека. Именно школа закладывает фундамент по становлению будущего поколения, социума, которой продолжить развивать наше государство.
Следовательно, именно на педагогических работников возлагается большая ответственность - ответственность за воспитания у подрастающего поколения необходимости вести здоровый образ жизни, получать образование, совершенствоваться, развиваться и искать свое место в будущем.
Для анализа проблемы табакокурения обучающихся в МАОУ СОШ № 163 проведено анкетирование 130 участников, возраст которых 15-16 лет.
Организация профилактики табакокурения обучающихся в МАОУ СОШ № 163 представлена несколькими направлениями деятельности. Так, помимо отведенных уроков по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе разработана Комплексная программа профилактики правонарушений, травматизма и негативных зависимостей на 2019-2021 годы и другие.
В процессе реализации данных программ ежегодно проводятся классные часы, акция «Дыши свободно», оформление уголков здоровья, встречи обучающихся с работниками структур профилактики, различные конкурсы и мероприятия единых дней профилактики.
Целью работы по профилактике различных зависимостей среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни в МАОУ СОШ № 163 является совершенствование системы профилактики различных видов зависимости (курение; алкоголизм, в том числе пивной; наркомания; токсикомания; компьютерная зависимость; игромания) несовершеннолетних образовательного учреждения.
Сформулированы следующие задачи системы профилактики МАОУ СОШ № 163:
• формирование у обучающихся системы ценностей, ориентированной на ведение здорового образа жизни;
• развитие деятельности образовательного учреждения на совершенствование системы профилактики различных видов зависимостей (курение и алкоголизм, наркомания и токсикомания, компьютерная зависимость и игромания) обучающихся;
• повышение потенциала семьи в вопросах профилактики различных видов зависимостей;
• обеспечение занятости и активной деятельностью.
Работа по профилактике различных зависимостей среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни строится по двум основным направлениям. Это просвещение, обучение и создание мотивации, а также методическая работа.
Таким образом, направления профилактической работы учителя основ безопасности жизнедеятельности включают в несколько направлений: учебная работа, проведение внеклассных мероприятий, информационная и консультативная работа.
В ходе исследовательской работы нами было выявлено, что современные подростки хорошо осведомлены о негативном влиянии курения на здоровье, однако не считают себя зависимыми от этой пагубной привычки. Исследование показало недостаточность мероприятий, направленных на профилактику именно такой зависимости, как табакокурение. Мы предлагаем разработку и реализацию профилактического проекта, который представляет собой цикл занятий и социально-значимых мероприятий, направленных на профилактику табакокурения.
Целью предлагаемого нами проекта является отказ (снижение) потребления табачных изделий курящими школьниками и формирование у подростков осознанного выбора здорового образа жизни.
Эффективность предлагаемого нами профилактического проекта будет оцениваться с учетом изменений динамики (отрицательной) общего процента курящих обучающихся МАОУ СОШ № 163, а также изменения динамики (положительной) процента желающих бросить или бросивших эту пагубную привычку из числа уже приобщившихся к табакокурению.
Ожидаемые результаты - это отказ или снижение потребления табачных изделий курящими школьниками; формирование представления о негативном влиянии курения; изменение ценностного отношения детей и молодежи к курению; формирование личной ответственности за свое поведение. Эффективность предлагаемого нами профилактического проекта будет оцениваться с учетом изменений динамики (отрицательной) общего процента курящих обучающихся МАОУ СОШ № 163, а также изменения динамики (положительной) процента желающих бросить или бросивших эту пагубную привычку из числа уже приобщившихся к табакокурению.


1. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. - Москва, 2016. - № 4. - С. 35-42.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. - Москва : АспектПресс, 2001. - 290 с.
3. Бажина, М.Е., Яремчук, С.В., Яремчук, О.В. Личностные особенности курящих подростков и профилактика курения // Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. 2010. № 1. С. 231-243.
4. Бакалеева, С. Твоя последняя сигарета / С. Бакалеева - Москва : Профиль - 2013. - 110 с.
5. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 304 с.
6. Бойко, В.М. Как бросить курить / В.М. Бойко - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 165 с.
7. Бочарова, В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно­ориентированный подход / В. Г. Бочарова. - Москва : ИПСР РАО, АСОПиР РФ, 1999. - 184 с.
8. Ванина, А.Д. Математика о вреде курения // Сборник «Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право». Московская научно­практическая конференция «Студенческая наука» // под общей редакцией : Ф.Л. Шарова. 2016. С. 244-248.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - Москва : Изд- во Смысл ; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
10. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Гилинский // Соц. исследования - 2017 г. - № 14. С. 16-18.
11. Гориславская, Е.А., Суслов, С.С. Дерматологические аспекты вреда курения // Аллея науки, 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 261-264.
12. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева // под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2002. - 272 с.
13. Дейнега, В.И., Ляшенко Н.В. Что мы знаем о вреде курения? // Сборник «Актуальные проблемы воспитания в образовательной среде» // Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции, 2017. С. 70-74.
14. Деларю, В.В. Губительная сигарета / В.В. Деларю - Москва : Педагогика, 2017. - 54 с.
15. Доклад о состоянии здравоохранения в мире - URL : https://www.who.int/whr/previous/ru (дата обращения: 23.04.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ