Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Работа №93805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 7
1.1. Понятие «готовность к обучению грамоте» в теоретическом аспекте 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся
с псевдобульбарной дизартрией и их в готовность к обучению грамоте 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования
обучающихся старшего дошкольного возраста 26
2.2. Анализ результатов логопедического обследования обучающихся
старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 46
3.1. Принципы и основные направления работы по формированию фонетико­фонематической стороны речи на занятиях по подготовке к обучению грамоте обучающихся с псевдобульбарной дизартрией 46
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонетико­
фонематической стороны речи на занятиях по подготовке к обучению грамоте обучающихся с псевдобульбарной дизартрией 48
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 133

Актуальность темы исследования. В нашей стране стремительно растёт количество детей с речевой патологией. По статистике, 70-90% детей, которые посещают детские дошкольные учреждения, имеют отклонения в речевом развитии. Особую часть таких детей, составляют дети старшего дошкольного возраста, которые в нормативные сроки не овладели звуковой стороной языка. Соответственно у этой категории детей возникают проблемы, проявляющиеся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношения с окружающими.
На сегодняшний день отмечаются особые условия к начальному образованию, вследствие чего возникает множество психолого­педагогических препятствий, связанные с подготовкой детей к школе. Для детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями решение данной проблемы имеет немаловажное значение, так как это связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Правильная речь - это важный показатель готовности ребенка к обучению в школе, гарантия успешного освоения грамоты и чтения [22].
О проблемах готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией писали Л. Е. Журова, Т. Б. Филичева, Н. В. Нижегородцева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко и др. Не смотря на довольно достаточную исследованность этой проблемы, она так же остается актуальной.
При обучении грамоте необходимыми условиями являются: сформированный фонематический слух и восприятие, правильное произношение всех звуков русского языка, и наличие навыков звукового анализа.
Г. А. Каше обращает внимание на то, что дошкольный возраст наиболее благоприятный для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами [18].
В свою очередь, Л. С. Выготский так же отмечает, что закладка фундамента всей будущей воспитательной работы, в частности обучения речи происходит в дошкольном возрасте [7].
Таким образом, мы должны помочь ребенку с речевыми расстройствами в овладении звуковой стороной речи уже в дошкольном возрасте. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Поэтому, необходимо уделять большое внимание формированию звуковой культуры речи, формированию фонематических процессов и элементам подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Объект исследования: моторика, зрительно-пространственный гнозис и фонетико-фонематической сторона речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по формированию фонетико­фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Цель исследования: разработка содержания работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить специальную, психолого-педагогическую, научную, методическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
3. Определить основные направления и содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте, провести обучающий и контрольный эксперимент для оценки эффективности проведённого обучения.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, научно- методической, специальной литературы по данной проблеме; анализ анамнестических данных и общих сведений о ребёнке, а также метод эксперимента - констатирующий, обучающий, контрольный; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 7 «Антошка» г. Урай.
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, основной части, состоящей из 3 глав и выводов к ним, заключения, списока источников и литературы (всего 48 источников) и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подготовка к обучению грамоте - это серьёзный и важный этап в старшем дошкольном возрасте. Базой для подготовки к обучению грамоте является сформированность моторных функций, просодической стороны речи, правильного звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, а так же развитые зрительно-пространственный гнозис и графо-моторные навыки. Однако у детей с псевдобульбарной дизартрией эти направления развиты недостаточно, что может привести к трудностям в обучении грамоте.
О проблемах готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией писали Л. Е. Журова, Т. Б. Филичева, Н. В. Нижегородцева, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко и др. Однако, не смотря на довольно достаточную исследованность этой проблемы, она так же остается актуальной.
Анализ специальной, психолого-педагогической, научной и методической литературы показал, что псевдобульбарная дизартрия одна из наиболее часто встречающихся детских речевых патологий. Для псевдобульбарной дизартрии характерна спастическая форма, значительно реже встречается паретическая её форма. При данной речевой патологии отмечаются такие нарушения как: несформированность общей, мелкой и артикуляционной моторики, сходные по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Отмечаются стойкие нарушения произносительной стороны речи, трудно поддающиеся коррекции. Произношение нарушено по причине недостаточно четкой артикуляции речевых органов, недостатки произношения плохо сказываются на развитии процессов фонематического слуха и восприятия, что являются ведущим в структуре дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией и тормозят процесс формирования правильного звукопроизношения у детей, а это осложняет возможность своевременной подготовки к обучению грамоте.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ Детский сад № 7 «Антошка» в городе Урае. В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с псевдобульбарной дизартрией. Подбор детей осуществлялся на основе протокола психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и логопедического заключения. Обследование проводилось по трёх бальной системе.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что у всех обследованных детей отягощён анамнез развития - отклонения в пренатальном, натальном и постнатальном периодах; наблюдаются нарушения со стороны моторной сферы, сравнительный анализ которого показал, что развитие общей и артикуляционной моторики находятся на одинаковом, среднем уровне, мелкая моторика развита лучше.
В результате обследования звукопроизношения мы выявили нарушения в виде искажений, замены и смешений, отсутствия звука. Почти у всех детей отмечено полиморфное нарушение звукопроизношения, наиболее распространённым оказалось нарушение свистящих и шипящих звуков, далее звук [р], и звук [л] у 4 дошкольников. Также у всех обследованных детей оказались нарушенными функции фонематического слуха и восприятия, детям было сложно дифференцировать в основном свистящие и шипящие звуки.
А так же, обследование показало несформированность графо­моторных навыков, зрительно пространственного гнозиса и лексико­грамматической стороны речи.
После проведения констатирующего эксперимента обучающимся с псевдобульбарной дизартрией было поставлено логопедическое заключение - «Фонетико-фонематическое нарушение речи» - у 7-ми детей, и «Общее недоразвитие речи IV уровня» - у 3-х ребят.
Так же эксперимент подтвердил неготовность детей к обучению грамоте, так как у них нарушены моторные функции, зрительно пространственный гнозис, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие.
В обучающем эксперименте принимало участие 5 детей, которые участвовали в констатирующем эксперименте, и, опираясь на его результаты, на основе принципов и направлений коррекционной работы, раскрытых в литературе, разработали содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи на индивидуальных занятиях и занятиях по подготовке к обучению грамоте. Для работы мы использовали методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше.
Работа была направлена на развитие общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики, графо-моторных навыков, развитие зрительно-пространственного гнозиса, занятия по коррекции звукопроизношения, просодической стороны речи, по развитию фонематических процессов и занятия направленные на совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Контрольный эксперимент показал положительную динамику данной работы. Звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, просодическая сторона речи значительно улучшили свои показатели. Положительная динамика не высока, это обуславливается стойким характером нарушения, сложным и длительным процессом коррекционной работы, а так же это объясняется недостатком времени для полноценной работы и недостаточным опытом работы в профессиональной деятельности.
У многих детей заметно улучшились результаты по всем исследуемым параметрам. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал положительную динамику развития по всем разделам обследования у дошкольников.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили актуальность исследования и правильность использования коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, на занятиях по подготовке к обучению грамоте, которая положительно повлияла на развитие речи детей, что, в свою очередь, поспособствовало улучшению готовности к обучению грамоте детей.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб, пособие для студ. высш, и сред, пед. учеб, заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : ACT : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. Москва : Астрель, 2007. - 331 с.
4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1972. - 352 с.
5. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб, пособие / Л. И. Блинова. - Москва : ЭНАС, 2001.- 136 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1989. - 170 с.
7. Выготский, Л. С.Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 527 с.
8. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : методическое пособие. - Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2000 - 8 с.
9. Егоров, Т. Г.Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 304 с.
10. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 486 с.
П.Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Питер,
2007.-208 с.
12. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет / Л. Е. Журова. - Москва : Вентана-Граф, 2013. - 80 с.
13. Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л. А. Зайцева. - Минск : НМ ЦЕНТР, 1994. - 20 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279с.
15. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 : пособие для логопеда : в 2-х частях / О. Б. Иншакова. - Москва :Владос, 2003. - 112 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ