ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 15
1.1. Развитие самостоятельности и ответственности у младших
подростков как педагогическая проблема 15
1.2. Особенности развития самостоятельности и ответственности у
младших подростков в условиях православной гимназии 22
1.3. Педагогические условия развития самостоятельности и
ответственности у младших подростков средствами внеурочной деятельности православной гимназии 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 47
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития самостоятельности и ответственности у младших подростков 47
2.2. Содержание работы по развитию самостоятельности и ответственности у младших подростков во внеурочной деятельности в
условиях православной гимназии 56
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня самостоятельности и ответственности на итоговом этапе опытно-поисковой работы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
Национальный воспитательный идеал, является основным ориентиром для образования, на развитие высоконравственной личности направлены все социальные ресурсы: государство, семья, школа, церковь и др.
В Концепции развития российского образования данный идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1, с. 11].
На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, полноценного и активного члена современного российского общества.
В этой связи перед системой среднего образования особенно остро встает цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, но и воспитывать каждого школьника как активного самостоятельного субъекта, готового взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. Оптимальным возрастом формирования социально важных качеств, по мнению И.С. Кона, является подростковый, так как это «сенситивный период в формировании ответственности [2]. Рассмотренные положения соответствуют актуальности нашего исследования на социально-педагогическом уровне.
Развивая такое качество личности, как ответственность, мы развиваем и самостоятельность учащихся. Самостоятельность - это умение принимать решения без посторонней помощи, брать на себя обязательства (то есть отвечать) за их выполнение. Бесспорно, ответственность и самостоятельность являются одними из основополагающих для воспитания нравственной личности. Понятия самостоятельности и ответственности, ее характеристики и особенности развития у младших подростков широко изучаются в научных трудах, и нами были рассмотрены некоторые из них:
Ответственность как качество личности изучали Л.И. Борисова, A.B. Волнистова, О.Г. Дробницкий, С.Б. Елканов, Ж.Е. Заводская, Н. Д. Зотов, Е.М. Кнохинов, И.С. Марьинко, С. Масгутова, Т.В. Машарова, М.А. Осташе- ва, Т.Н. Сидорова, Б.Г. Тугаринов, В.Г Хворостовская, В.Д. Хрущ, JI.B. Шевченко, И.Г. Шендерик, Т.Ф. Шилова и др.
Понятие самостоятельности рассматривают в своих работах С.Л. Рубенштейн, В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, А.А.Люблинская, Т.А. Власова. Развитие самостоятельности в трудовой деятельности исследован Зверевой С.А.
Вопрос повышения самостоятельности личности обучаемого как субъекта образовательного процесса привлекал и продолжает привлекать внимание значительного числа исследователей (Н.В. Бочкина [1991], Н.В.Кухарев [1990], И.Я. Лернер [1981], М.И. Махмутов [1971; 1977],
П.И. Пидкасистый [1972; 1980; 2005], Н.А. Половникова [1968],
Т.И. Шамова [1997] и др.).
В современный период в научной литературе изучается такой аспект самостоятельности и ответственности, как соответствие требованиям современных российских Федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающими наличие способности личности к саморазвитию, выражающееся в «умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами» [3].
Таким образом на научно-педагогическом уровне актуальность исследования заключается в потребности общеобразовательной школы в раскрытии новых воспитательных резервов в традиционных формах педагогической деятельности, к которым относится внеурочная деятельность.
Сегодняшний опыт показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса духовного наследия, возрождения духовно - нравственных и научных традиций отечественной психологии и педагогики, которые требуют глубокого истолкования в свете святоотеческой мысли. Мировая история Православной Церкви раскрывает бесценную сокровищницу антропологических истин. Они недостаточно познаны научной педагогической мыслью и не всегда учитываются при построении учебновоспитательного процесса, ослабление которого происходит без знания истинной природы человека и установления взаимосвязей духовного становления личности с психофизическим развитием, а также уяснения значения духовного образа жизни для формирования нравственных основ развития человека.
В современном процессе развития и воспитания ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные организации, средства массовой информации. Данные субъекты также не стоят на месте и развивают свои технологии влияния, соответственно, то, что изучалось и примерялось даже год назад, уже является не эффективным и методически устаревшим.
Существуют и практические предпосылки для решения проблем развития ответственности младшего подростка:
• усиление внимания к воспитанию на государственном уровне и к развитию ответственности и самостоятельности, в частности, о чем свидетельствует принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.)
• утверждение Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [4],
• разработка и утверждение в 2009 г. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в 2010 г. — Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [5].
Инновационные поиски педагогов для решения проблемы развития ответственности (Н.В. Гузенко - г. Архангельск; Е.А. Мацефук, А.Н. Усачева - г. Волгоград; Т.И. Радикова - г. Ижевск; С.Л. Сидоркина - г. Нижний Новгород; Т.П. Скребцова, О.М. Чернявская - г. Екатеринбург; М.А. Скрыбченко - г. Оренбург и др.) характеризуются как попытки получения практического опыта развитию ответственности младшего подростка в условиях современной школе. Однако эти предпосылки не получили должного теоретического осмысления и не рассматривают внеурочную деятельность для развития ответственности и самостоятельности.
Исходя из этого мы отмечаем актуальность исследования на научнометодическом уровне растущим запросом педагогической практики на инновационные методические разработки воспитания подростков в условиях новой информационной среды, возрастающем влиянии виртуальных средств воздействия на их сознание, доминированием гедонистических и потребительских установок в значительной части молодежи и родительской общественности...
Поставленные в начале исследования цель и задачи были достигнуты. На основе изучения научно-педагогических источников по проблеме определены содержание понятия «самостоятельности и ответственность младших подростков».
Самостоятельность и ответственность представляют собой интегративные личностные качества, которые обусловливают развитие целостной личности и обеспечиваются наличием прав личности и ее обязанностей перед другими людьми, семьей, обществом, государством. Свобода личности реализуется не в освобождении от обязанностей перед лицом юридических, нравственных и духовных законов, а в свободном выборе путей самоопределения и самореализации в созидательной деятельности, учитывающей интересы самой личности, семьи, общества и государства.
В связи с особенной воспитательной и образовательной средой православной гимназии:
• режим дня отличителен от ОУ;
• поддержка и сопровождение духовником гимназии;
• воспитательная работа направлена на достижение христианских идеалов;
• библиотечный фонд составлен с учётом специфики православной гимназии;
• средства наглядности в коридорах и в кабинетах декламируют историю России и Церкви, как нераздельного единого;
Учащиеся православной гимназии проявляют глубокую заинтересованность к осмыслению важных внутренних вопросов;
Стремятся достигнуть духовного развития не только в проявление внешних правил, а на уровне внутренних регулятивов;
Проявляют инициативность в делах милосердия для внесения вклада в историю своей страны и граждан;
Постоянный самоанализ и взгляд со стороны на свои поступки, помогает анализировать и стремится к постоянному развитию;
1. Выявлены педагогические условия развития самостоятельности и ответственности у младших подростков во внеурочной деятельности в условиях православной гимназии подробно описанные в теоретической части.
2. Подобраны средства диагностики уровня развития самостоятельности и ответственности у младших подростков в соответствии с особенностями младшего подросткового возраста, специфики воспитательной и образовательной среды
3. Проведена опытно-поисковая работа по проверке оптимальности выявленных педагогических условий реализации программы внеурочной деятельности православной гимназии, направленной на развитие самостоятельности и ответственности младших подростков.
Анализ научно-теоретической литературы свидетельствует о том, что проблема самостоятельности и сопряженная с ней проблема ответственности в ходе образовательной деятельности является важной и актуальной для современной педагогической науки. В современное информационное время с визуальными и другими средствами манипуляции необходимы методические разработки для развития самостоятельного и ответственного гражданина, в ином случае судьба страны станет хаотичной. Вопросы целеполагания, активности, личностной цельности, осознанности действий подрастающего поколения активно обсуждаются на страницах научно-методических публикаций как в России, так и за рубежом. В необходимости обсуждения данного круга вопросов сказывается и существующее в современный момент противоречие между необходимостью исследования воспитательных процессов в российской православной гимназии и недостаточностью их разработанности в педагогической теории и практике. Методологическую основу воспитания самостоятельности и ответственности мы видим в организации проектного обучения, использования коллективных форм работы, а также творческой познавательной активности, что соответствует запросам младшего подросткового возраста.
В п. 2 ст. 2 Закона об образовании говорится: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [33]. Поэтому важными для социализации подростков признается их умение нести ответственность за свои поступки и собственную судьбу.
Также в сегодняшних условиях особую ценность представляют люди, которые могут проявлять высокую степень самостоятельности. Желание самостоятельно действовать и контролировать свои поступки, нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие - те элементы, которые в результате педагогических действий позволяют получить цельную, сложившуюся личность, готовую к различным видам деятельности, способную к самоопределению в различных обстоятельствах. Без этих важных качеств подрастающий человек может в спорной ситуации сделать неверный выбор или пойти наперекор совести.
Нравственное воспитание осуществляется с учетом влияния среды - семья, друзья, школа, организация. Привитие навыков самосознания, самовоспитания и рефлексии своих и чужих поступков в подростковом возрасте требуют определенных усилий. В дальнейшем существование в человеке моральных ценностей влияет на формирование понятий, суждений, оценок. Лишь отталкиваясь от этой духовной основы, жизнь человека может способствовать обогащению, накоплению собственного опыта, самовоспитанию личности.
Внеурочная деятельность в условиях классической православной гимназии обеспечивает индивидуализацию образовательного и воспитательного процесса, что способствует формированию ценностного отношения школьников-подростков к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и планированию ребенком его личной жизненной траектории. Данные процессы, безусловно, способствуют личностному становлению, возрастающей потребности в проявлении самостоятельности и активности. Сегодня понятия ответственности и самостоятельности тесно переплетены в жизни индивида и в обществе, а в специальной педагогической литературе описано также и влияние данных качеств на профессиональную деятельность человека. Многомерность и многоплановость данных понятий связана со всем процессом воспитательной и образовательной деятельности. Поэтому во время внеурочных занятий со школьниками следует уделить вопросам их развития особое внимание.
Выработка методики, подбор форм и методов, создание педагогических условий для воспитания ответственности и самостоятельности требует отдельных усилий со стороны школьного коллектива - учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.
Поскольку основной целью внеурочной деятельности, согласно положениям «Концепции духовно-нравственного воспитания и развитие гражданина России», является духовно-нравственное воспитание школьников, формирование и развитие личности, достижение ими новых образовательных результатов, то такая деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся учится действовать, чувствовать, принимать решения. Это огромный жизненный пласт, который дети осваивают, согласно наблюдениям, добровольно и с удовольствием [34]. Кружки и факультативы, творческие коллективы и объединения дополнительного образования, занимающиеся по специальным программам - вот далеко не полный перечень форм, позволяющих осуществлять внеурочную деятельность. В качестве основы для создания комплекса педагогических условий для воспитания ответственности и самостоятельности нам был выбран нетрадиционный формат внеурочной деятельности - создание гимназической газеты «Папарацци веры», на основе дополнительной общеразвивающей программы соответствующего направления. Опыт деятельности и результаты экспериментальной работы описаны во второй части работы. Положительные итоги подобной деятельности позволяют констатировать возможность эффективного развития ответственности и самостоятельности младших подростков путем редакционно-журналистской деятельности, так как самовыражение и возможность действий являются важной частью жизни для младших подростков.
Понятия, относящиеся к внутренней культуре человека, в сумме определяют и уровень духовной зрелости личности. Самостоятельность, как важная часть данного понятия, связана с проявлением волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, внутренней свободы и личной ответственности.
Нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие и совершенствование приобретаемых навыков - качества, которые необходимо прививать в ходе педагогических действий, чтобы в результате получить цельную, сложившуюся личность. Этим задачам в полной мере отвечает педагогически обоснованное, профессионально организованное воспитание в условиях православной гимназии, включающее в комплексе развитие ответственности и самостоятельности. В результате следования гипотезе нашего исследования результат опытно-исследовательской работы считаем успешным.