Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

Работа №93793

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 15
1.1. Развитие самостоятельности и ответственности у младших
подростков как педагогическая проблема 15
1.2. Особенности развития самостоятельности и ответственности у
младших подростков в условиях православной гимназии 22
1.3. Педагогические условия развития самостоятельности и
ответственности у младших подростков средствами внеурочной деятельности православной гимназии 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ 47
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития самостоятельности и ответственности у младших подростков 47
2.2. Содержание работы по развитию самостоятельности и ответственности у младших подростков во внеурочной деятельности в
условиях православной гимназии 56
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня самостоятельности и ответственности на итоговом этапе опытно-поисковой работы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103

Национальный воспитательный идеал, является основным ориентиром для образования, на развитие высоконравственной личности направлены все социальные ресурсы: государство, семья, школа, церковь и др.
В Концепции развития российского образования данный идеал обосно­ван и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отече­ства как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации [1, с. 11].
На основе национального воспитательного идеала сформулирована ос­новная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая под­держка становления и развития высоконравственного, ответственного, ини­циативного и компетентного гражданина России, полноценного и активного члена современного российского общества.
В этой связи перед системой среднего образования особенно остро встает цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, но и воспитывать каждого школьника как активного самостоятельного субъекта, готового взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. Оптимальным возрастом формирования социально важных качеств, по мне­нию И.С. Кона, является подростковый, так как это «сенситивный период в формировании ответственности [2]. Рассмотренные положения соответству­ют актуальности нашего исследования на социально-педагогическом уровне.
Развивая такое качество личности, как ответственность, мы развиваем и самостоятельность учащихся. Самостоятельность - это умение принимать решения без посторонней помощи, брать на себя обязательства (то есть отве­чать) за их выполнение. Бесспорно, ответственность и самостоятельность яв­ляются одними из основополагающих для воспитания нравственной лично­сти. Понятия самостоятельности и ответственности, ее характеристики и особенности развития у младших подростков широко изучаются в научных трудах, и нами были рассмотрены некоторые из них:
Ответственность как качество личности изучали Л.И. Борисова, A.B. Волнистова, О.Г. Дробницкий, С.Б. Елканов, Ж.Е. Заводская, Н. Д. Зотов, Е.М. Кнохинов, И.С. Марьинко, С. Масгутова, Т.В. Машарова, М.А. Осташе- ва, Т.Н. Сидорова, Б.Г. Тугаринов, В.Г Хворостовская, В.Д. Хрущ, JI.B. Шев­ченко, И.Г. Шендерик, Т.Ф. Шилова и др.
Понятие самостоятельности рассматривают в своих работах С.Л. Ру­бенштейн, В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, А.А.Люблинская, Т.А. Власова. Разви­тие самостоятельности в трудовой деятельности исследован Зверевой С.А.
Вопрос повышения самостоятельности личности обучаемого как субъ­екта образовательного процесса привлекал и продолжает привлекать внима­ние значительного числа исследователей (Н.В. Бочкина [1991], Н.В.Кухарев [1990], И.Я. Лернер [1981], М.И. Махмутов [1971; 1977],
П.И. Пидкасистый [1972; 1980; 2005], Н.А. Половникова [1968],
Т.И. Шамова [1997] и др.).
В современный период в научной литературе изучается такой аспект самостоятельности и ответственности, как соответствие требованиям совре­менных российских Федеральных государственных образовательных стан­дартов, предполагающими наличие способности личности к саморазвитию, выражающееся в «умении ставить перед собой определенные цели и доби­ваться их достижения собственными силами» [3].
Таким образом на научно-педагогическом уровне актуальность иссле­дования заключается в потребности общеобразовательной школы в раскры­тии новых воспитательных резервов в традиционных формах педагогической деятельности, к которым относится внеурочная деятельность.
Сегодняшний опыт показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса духовного наследия, возрождения духовно - нравственных и научных традиций отечественной психологии и педагогики, которые требуют глубокого истолкования в свете святоотеческой мысли. Мировая история Православной Церкви раскрывает бесценную сокровищни­цу антропологических истин. Они недостаточно познаны научной педагоги­ческой мыслью и не всегда учитываются при построении учебно­воспитательного процесса, ослабление которого происходит без знания ис­тинной природы человека и установления взаимосвязей духовного становле­ния личности с психофизическим развитием, а также уяснения значения ду­ховного образа жизни для формирования нравственных основ развития чело­века.
В современном процессе развития и воспитания ребенка активно уча­ствуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учрежде­ние), но и различные общественные, культурные организации, средства мас­совой информации. Данные субъекты также не стоят на месте и развивают свои технологии влияния, соответственно, то, что изучалось и примерялось даже год назад, уже является не эффективным и методически устаревшим.
Существуют и практические предпосылки для решения проблем разви­тия ответственности младшего подростка:
• усиление внимания к воспитанию на государственном уровне и к раз­витию ответственности и самостоятельности, в частности, о чем свидетельст­вует принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.)
• утверждение Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [4],
• разработка и утверждение в 2009 г. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в 2010 г. — Федерального государственного образовательного стандарта основного об­щего образования [5].
Инновационные поиски педагогов для решения проблемы развития от­ветственности (Н.В. Гузенко - г. Архангельск; Е.А. Мацефук, А.Н. Усачева - г. Волгоград; Т.И. Радикова - г. Ижевск; С.Л. Сидоркина - г. Нижний Новго­род; Т.П. Скребцова, О.М. Чернявская - г. Екатеринбург; М.А. Скрыбченко - г. Оренбург и др.) характеризуются как попытки получения практического опыта развитию ответственности младшего подростка в условиях современ­ной школе. Однако эти предпосылки не получили должного теоретического осмысления и не рассматривают внеурочную деятельность для развития от­ветственности и самостоятельности.
Исходя из этого мы отмечаем актуальность исследования на научно­методическом уровне растущим запросом педагогической практики на инно­вационные методические разработки воспитания подростков в условиях но­вой информационной среды, возрастающем влиянии виртуальных средств воздействия на их сознание, доминированием гедонистических и потреби­тельских установок в значительной части молодежи и родительской общест­венности...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поставленные в начале исследования цель и задачи были достигнуты. На основе изучения научно-педагогических источников по проблеме опреде­лены содержание понятия «самостоятельности и ответственность младших подростков».
Самостоятельность и ответственность представляют собой интегра­тивные личностные качества, которые обусловливают развитие целостной личности и обеспечиваются наличием прав личности и ее обязанностей перед другими людьми, семьей, обществом, государством. Свобода личности реа­лизуется не в освобождении от обязанностей перед лицом юридических, нравственных и духовных законов, а в свободном выборе путей самоопреде­ления и самореализации в созидательной деятельности, учитывающей инте­ресы самой личности, семьи, общества и государства.
В связи с особенной воспитательной и образовательной средой пра­вославной гимназии:
• режим дня отличителен от ОУ;
• поддержка и сопровождение духовником гимназии;
• воспитательная работа направлена на достижение христианских идеалов;
• библиотечный фонд составлен с учётом специфики православной гимназии;
• средства наглядности в коридорах и в кабинетах декламируют историю России и Церкви, как нераздельного единого;
Учащиеся православной гимназии проявляют глубокую заинтересованность к осмыслению важных внутренних вопросов;
Стремятся достигнуть духовного развития не только в проявление внешних правил, а на уровне внутренних регулятивов;
Проявляют инициативность в делах милосердия для внесения вклада в исто­рию своей страны и граждан;
Постоянный самоанализ и взгляд со стороны на свои поступки, помогает анализировать и стремится к постоянному развитию;
1. Выявлены педагогические условия развития самостоятельности и ответственности у младших подростков во внеурочной деятельности в условиях православной гимназии подробно описанные в теорети­ческой части.
2. Подобраны средства диагностики уровня развития самостоятельно­сти и ответственности у младших подростков в соответствии с осо­бенностями младшего подросткового возраста, специфики воспита­тельной и образовательной среды
3. Проведена опытно-поисковая работа по проверке оптимальности выявленных педагогических условий реализации программы вне­урочной деятельности православной гимназии, направленной на развитие самостоятельности и ответственности младших подрост­ков.
Анализ научно-теоретической литературы свидетельствует о том, что проблема самостоятельности и сопряженная с ней проблема ответственности в ходе образовательной деятельности является важной и актуальной для со­временной педагогической науки. В современное информационное время с визуальными и другими средствами манипуляции необходимы методические разработки для развития самостоятельного и ответственного гражданина, в ином случае судьба страны станет хаотичной. Вопросы целеполагания, ак­тивности, личностной цельности, осознанности действий подрастающего по­коления активно обсуждаются на страницах научно-методических публика­ций как в России, так и за рубежом. В необходимости обсуждения данного круга вопросов сказывается и существующее в современный момент проти­воречие между необходимостью исследования воспитательных процессов в российской православной гимназии и недостаточностью их разработанности в педагогической теории и практике. Методологическую основу воспитания самостоятельности и ответственности мы видим в организации проектного обучения, использования коллективных форм работы, а также творческой по­знавательной активности, что соответствует запросам младшего подростко­вого возраста.
В п. 2 ст. 2 Закона об образовании говорится: «Воспитание - деятель­ность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопре­деления и социализации обучающегося на основе социокультурных, духов­но-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведе­ния в интересах человека, семьи, общества и государства» [33]. Поэтому важными для социализации подростков признается их умение нести ответст­венность за свои поступки и собственную судьбу.
Также в сегодняшних условиях особую ценность представляют люди, которые могут проявлять высокую степень самостоятельности. Желание са­мостоятельно действовать и контролировать свои поступки, нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие - те элементы, которые в ре­зультате педагогических действий позволяют получить цельную, сложив­шуюся личность, готовую к различным видам деятельности, способную к са­моопределению в различных обстоятельствах. Без этих важных качеств под­растающий человек может в спорной ситуации сделать неверный выбор или пойти наперекор совести.
Нравственное воспитание осуществляется с учетом влияния среды - семья, друзья, школа, организация. Привитие навыков самосознания, само­воспитания и рефлексии своих и чужих поступков в подростковом возрасте требуют определенных усилий. В дальнейшем существование в человеке мо­ральных ценностей влияет на формирование понятий, суждений, оценок. Лишь отталкиваясь от этой духовной основы, жизнь человека может способ­ствовать обогащению, накоплению собственного опыта, самовоспитанию личности.
Внеурочная деятельность в условиях классической православной гим­назии обеспечивает индивидуализацию образовательного и воспитательного процесса, что способствует формированию ценностного отношения школь­ников-подростков к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и планированию ребенком его личной жизненной траектории. Данные процес­сы, безусловно, способствуют личностному становлению, возрастающей по­требности в проявлении самостоятельности и активности. Сегодня понятия ответственности и самостоятельности тесно переплетены в жизни индивида и в обществе, а в специальной педагогической литературе описано также и влияние данных качеств на профессиональную деятельность человека. Мно­гомерность и многоплановость данных понятий связана со всем процессом воспитательной и образовательной деятельности. Поэтому во время внеуроч­ных занятий со школьниками следует уделить вопросам их развития особое внимание.
Выработка методики, подбор форм и методов, создание педагогических условий для воспитания ответственности и самостоятельности требует от­дельных усилий со стороны школьного коллектива - учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.
Поскольку основной целью внеурочной деятельности, согласно поло­жениям «Концепции духовно-нравственного воспитания и развитие гражда­нина России», является духовно-нравственное воспитание школьников, фор­мирование и развитие личности, достижение ими новых образовательных ре­зультатов, то такая деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся учится действовать, чувствовать, принимать решения. Это огромный жиз­ненный пласт, который дети осваивают, согласно наблюдениям, добровольно и с удовольствием [34]. Кружки и факультативы, творческие коллективы и объединения дополнительного образования, занимающиеся по специальным программам - вот далеко не полный перечень форм, позволяющих осуществ­лять внеурочную деятельность. В качестве основы для создания комплекса педагогических условий для воспитания ответственности и самостоятельно­сти нам был выбран нетрадиционный формат внеурочной деятельности - создание гимназической газеты «Папарацци веры», на основе дополнитель­ной общеразвивающей программы соответствующего направления. Опыт деятельности и результаты экспериментальной работы описаны во второй части работы. Положительные итоги подобной деятельности позволяют кон­статировать возможность эффективного развития ответственности и само­стоятельности младших подростков путем редакционно-журналистской дея­тельности, так как самовыражение и возможность действий являются важной частью жизни для младших подростков.
Понятия, относящиеся к внутренней культуре человека, в сумме опре­деляют и уровень духовной зрелости личности. Самостоятельность, как важ­ная часть данного понятия, связана с проявлением волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, внутренней свободы и личной ответственности.
Нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие и со­вершенствование приобретаемых навыков - качества, которые необходимо прививать в ходе педагогических действий, чтобы в результате получить цельную, сложившуюся личность. Этим задачам в полной мере отвечает пе­дагогически обоснованное, профессионально организованное воспитание в условиях православной гимназии, включающее в комплексе развитие ответ­ственности и самостоятельности. В результате следования гипотезе нашего исследования результат опытно-исследовательской работы считаем успеш­ным.


1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания лично­сти гражданина России: Стандарты второго поколения/ А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, А.Я. Данилюк; под ред. Л.П. Савельева. - Москва: «Просвещение», 2009. - С.11.
2. Кон, И.С. Психология юношеской возраста (проблемы формиро­вания личности): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ И.С.Кон - Мо­сква.: Просвещение, 1979. - 175 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». - URL:
http: //base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 28.09.2018)
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. // Официальный сайт Прави­тельства РФ. - URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 13.06.2018)
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы разви­тия образования на 2016-2020 годы» // Официальный сайт Правительства РФ. - URL: http://govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
6. Токарев, В.С. Ответственность личности как социально­педагогическая проблема/Сибирский педагогический журнал.- 2008 - №4 - с.241.
7. Национальная энциклопедическая служба: Краткий критериоло-
гический словарь: [Сайт] - РФ - URL:
https: //terme.ru/termin/otvetstvennost.htmlhttps: //terme.ru/termin/otvetstvennost.ht ml (Дата обращения: 11.05.2018)
8. Википедия Свободная энциклопедия: [Сайт] - РФ - ред. 30 ок­тября 2019 - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Долг(философия)(дата обра­щения 13.04.2018)
9. Национальная энциклопедическая служба/ Краткий религиозно­философский словарь: [Сайт] - РФ - URL:
https://terme.ru/termin/otvetstvennost.html (Дата обращения: 23.05.2018)
10. Кон, И.С. Психология самостоятельности. Педагогика здоровья. М.: Знание, 1992. 287 с.
11. Безруких, М.М. Педагогический энциклопедический словарь/ М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова; Редкол. - Москва.: Большая Рос­сийская энциклопедия, 2013. - 528 с
12. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Ищенко, Е.Н. Шиянов. - Москва: 1997. - 512 с.
13. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: кн. для
учителя / И.Ф. Козлов. - Москва: Просвещение, 1987. - 159 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / В 2-х т. Т.1. - Москва: Педагогика , 1989. - 340 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - Москва: ТЦ «СФЕРА», 2003. - 495 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ