Формирование готовности приемных родителей к воспитанию детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 7
1.1. Приемная семья как форма жизнеустройства ребенка 7
1.2. Психолого-педагогические особенности ребенка раннего
возраста, воспитывающегося в Доме малютки 16
1.3. Подготовка приемных родителей к воспитанию ребенка
раннего возраста в приемной семье 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 27
2.1. Анализ программ подготовки приемных родителей к
воспитанию детей раннего возраста в замещающей семье 27
2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой
работы 32
2.3. Разработка и апробация курса «Школа приемных родителей»
как организационной формы подготовки приемных родителей к воспитательной работе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ 7
1.1. Приемная семья как форма жизнеустройства ребенка 7
1.2. Психолого-педагогические особенности ребенка раннего
возраста, воспитывающегося в Доме малютки 16
1.3. Подготовка приемных родителей к воспитанию ребенка
раннего возраста в приемной семье 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 27
2.1. Анализ программ подготовки приемных родителей к
воспитанию детей раннего возраста в замещающей семье 27
2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой
работы 32
2.3. Разработка и апробация курса «Школа приемных родителей»
как организационной формы подготовки приемных родителей к воспитательной работе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Актуальность исследования. Несмотря на ежегодное снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей, актуальность данной темы на современном этапе, достаточно высока. Она обусловлена наличием в Российской Федерации большого количества детей, оставшихся по разным причинам без родительского попечения.
Комплексное, системное решение проблем семейного неблагополучия и улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, во всех сферах их жизнедеятельности возможно в рамках специальной Федеральной программы. В этой связи, своевременным и актуальным документам стал проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013-2020 годы, который в настоящие время проходит публичное обсуждение. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для существенного сокращения масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширение практики передачи детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшения положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания.
В Российской Федерации действует система «Банк данных детей сирот». Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2018 год демонстрирует сокращение их количества в Базе Данных. В марте их было 56 994 человек, а на 6 марта 2019 года статистика показывает, что в базе данных анкет сократилось до 47100 детей. Это означает, что в России свыше 47100 тысяч детей нуждаются в защите. Они осиротели или лишились попечения родителей. Статистика о количестве детей сирот позволяет определить и оценить масштабы необходимой государственной поддержки.
Согласно данным указанной базы процентное соотношение детей, оставшихся без попечения отца и/или матери более 80% (например, если суд ограничил их права или лишил вовсе; также, если родители объявлены умершими, признаны недееспособными, пропали без вести, отбывают тюремное заключение или отстранились от воспитания детей).
Жизнь без семьи в условиях длительной социальной изоляции детей, оставшихся без попечения родителей, в ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному развитию.
С этой позиции внимание акцентируется на изучении различных форм жизнеустройства детей, одной из которых является приемная семья , описанной в разных научных источниках.
В работах А.Я. Варга, В.Г. Ромек, Т.Ю. Синченко, В.В. Столина раскрываются психологические проблемы приемных родителей (преувеличение своей ответственности за то, что происходит с ребенком, не всегда адекватное использование методов наказания и поощрения, преобладание негативной оценки облика, поведения, деятельности приемного ребенка, отсутствие эмпатийно - эмоционального контакта).
Изучению личностных особенностей приемных родителей, психологической и педагогической культуры биологических и приемных родителей посвящен целый ряд работ психологов и педагогов: Г.И. Гусарова, Г.П. Котельникова, Л.А. Чернышовой и др.
Анализ работ показывает, что наиболее изученными являются вопросы личностных особенностей родителей и приемного ребенка, однако исследования, связанные с подготовкой приемных родителей к воспитанию детей в замещающей семье, не получили должного внимания.
Отсюда возникает проблема исследования: каково содержание и формы подготовки родителей к воспитанию приемных детей в семье?
Объект исследования - воспитание детей дошкольного возраста в приемной семье.
Предмет исследования - формирование готовности приемных родителей к воспитанию детей раннего возраста в семье.
Цель исследования - разработать теоретические основы и программно-методическое обеспечение процесса подготовки приемных родителей к воспитанию дошкольника в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить приемную семью как форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Определить психолого-педагогические особенности приемного ребенка раннего возраста
3. Проанализировать особенности подготовки приемных родителей к воспитанию ребенка раннего возраста в приемной семье.
4. Проанализировать программы подготовки приемных родителей к воспитанию детей дошкольного возраста в замещающей семье.
5. Разработать и апробировать курс «Школа приемных родителей».
Теоретическая база исследования: проблема формирования готовности приемных родителей к воспитанию детей раннего возраста в замещающей семье представлена в исследованиях следующих авторов: С.А. Беличева, В.И. Брутман, Л.Н. Галигузова, М.А. Гулина, И.Ф. Дементьева, О.И. Дубинина, И.Н. Курбацкий, Е.В. Мартынова, Е.И. Морозова, В.Н. Ослон, Н.В. Панкратова и др.
В научных трудах ученых И.Ф. Дементьевой, Е.М. Рыбинского, В.Б. Новичкова, Л.И. Смагиной проведет глубокий анализ общих подходов к процессу реабилитации детей сирот. Профилактику предотвращения роста числа отказных детей и раннею диагностику причин этого явления исследовали С.А. Беличева, В.И. Брутман, Л.Т.Журба, Н.Д. Соколова, О.В. Тиманова и др. Взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе реабилитации детей сирот и их интеграции в общество анализируют ученые Т.А. Добровольская, Э.И. Леонгард, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Е.А. Стребелева.
Исследователи А.И. Антонов, А.А. Лиханов, Г.Г. Силласте в научных трудах исследовали значимость организации социального партнерства субъектов микросоциума в работе с семьей и детьми сиротами.
Профессиональное самоопределение как средство поддержки детей сирот изучали А.М. Зайцев, Л.И. Кундозерова, С.Н. Чистякова и др. Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах О.С. Газмана, М.И. Губановой, И.Д. Демаковой, Н.Б. Лаврентьтевой, А.В. Мудрика и др.
Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование) и эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование) методы исследования.
Практическая значимость исследования: разработанный курс «Школа приемных родителей» может применяться в практической деятельности специалистами при работе с приемными родителями.
База исследования: исследование проводилось на базе Центра социальной помощи семье и детям «Гнездышко», г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие 15 приемных родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Комплексное, системное решение проблем семейного неблагополучия и улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, во всех сферах их жизнедеятельности возможно в рамках специальной Федеральной программы. В этой связи, своевременным и актуальным документам стал проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013-2020 годы, который в настоящие время проходит публичное обсуждение. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для существенного сокращения масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширение практики передачи детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшения положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания.
В Российской Федерации действует система «Банк данных детей сирот». Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2018 год демонстрирует сокращение их количества в Базе Данных. В марте их было 56 994 человек, а на 6 марта 2019 года статистика показывает, что в базе данных анкет сократилось до 47100 детей. Это означает, что в России свыше 47100 тысяч детей нуждаются в защите. Они осиротели или лишились попечения родителей. Статистика о количестве детей сирот позволяет определить и оценить масштабы необходимой государственной поддержки.
Согласно данным указанной базы процентное соотношение детей, оставшихся без попечения отца и/или матери более 80% (например, если суд ограничил их права или лишил вовсе; также, если родители объявлены умершими, признаны недееспособными, пропали без вести, отбывают тюремное заключение или отстранились от воспитания детей).
Жизнь без семьи в условиях длительной социальной изоляции детей, оставшихся без попечения родителей, в ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному развитию.
С этой позиции внимание акцентируется на изучении различных форм жизнеустройства детей, одной из которых является приемная семья , описанной в разных научных источниках.
В работах А.Я. Варга, В.Г. Ромек, Т.Ю. Синченко, В.В. Столина раскрываются психологические проблемы приемных родителей (преувеличение своей ответственности за то, что происходит с ребенком, не всегда адекватное использование методов наказания и поощрения, преобладание негативной оценки облика, поведения, деятельности приемного ребенка, отсутствие эмпатийно - эмоционального контакта).
Изучению личностных особенностей приемных родителей, психологической и педагогической культуры биологических и приемных родителей посвящен целый ряд работ психологов и педагогов: Г.И. Гусарова, Г.П. Котельникова, Л.А. Чернышовой и др.
Анализ работ показывает, что наиболее изученными являются вопросы личностных особенностей родителей и приемного ребенка, однако исследования, связанные с подготовкой приемных родителей к воспитанию детей в замещающей семье, не получили должного внимания.
Отсюда возникает проблема исследования: каково содержание и формы подготовки родителей к воспитанию приемных детей в семье?
Объект исследования - воспитание детей дошкольного возраста в приемной семье.
Предмет исследования - формирование готовности приемных родителей к воспитанию детей раннего возраста в семье.
Цель исследования - разработать теоретические основы и программно-методическое обеспечение процесса подготовки приемных родителей к воспитанию дошкольника в семье.
Задачи исследования:
1. Изучить приемную семью как форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Определить психолого-педагогические особенности приемного ребенка раннего возраста
3. Проанализировать особенности подготовки приемных родителей к воспитанию ребенка раннего возраста в приемной семье.
4. Проанализировать программы подготовки приемных родителей к воспитанию детей дошкольного возраста в замещающей семье.
5. Разработать и апробировать курс «Школа приемных родителей».
Теоретическая база исследования: проблема формирования готовности приемных родителей к воспитанию детей раннего возраста в замещающей семье представлена в исследованиях следующих авторов: С.А. Беличева, В.И. Брутман, Л.Н. Галигузова, М.А. Гулина, И.Ф. Дементьева, О.И. Дубинина, И.Н. Курбацкий, Е.В. Мартынова, Е.И. Морозова, В.Н. Ослон, Н.В. Панкратова и др.
В научных трудах ученых И.Ф. Дементьевой, Е.М. Рыбинского, В.Б. Новичкова, Л.И. Смагиной проведет глубокий анализ общих подходов к процессу реабилитации детей сирот. Профилактику предотвращения роста числа отказных детей и раннею диагностику причин этого явления исследовали С.А. Беличева, В.И. Брутман, Л.Т.Журба, Н.Д. Соколова, О.В. Тиманова и др. Взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе реабилитации детей сирот и их интеграции в общество анализируют ученые Т.А. Добровольская, Э.И. Леонгард, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Е.А. Стребелева.
Исследователи А.И. Антонов, А.А. Лиханов, Г.Г. Силласте в научных трудах исследовали значимость организации социального партнерства субъектов микросоциума в работе с семьей и детьми сиротами.
Профессиональное самоопределение как средство поддержки детей сирот изучали А.М. Зайцев, Л.И. Кундозерова, С.Н. Чистякова и др. Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах О.С. Газмана, М.И. Губановой, И.Д. Демаковой, Н.Б. Лаврентьтевой, А.В. Мудрика и др.
Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование) и эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование) методы исследования.
Практическая значимость исследования: разработанный курс «Школа приемных родителей» может применяться в практической деятельности специалистами при работе с приемными родителями.
База исследования: исследование проводилось на базе Центра социальной помощи семье и детям «Гнездышко», г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие 15 приемных родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Приемная семья является одной из форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Данная форма рассматривается как передача ребенка на воспитание посредством заключения договора между родителями и органами опеки и попечительства.
Особенности приемной семьи выступает то, что ребенок не теряет связи со своими кровными родственниками, а также имеет право на восстановление родственных отношений.
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в домах малютки, имеют ряд проблем в развитии, а именно: познавательное, коммуникативное, социальное, что выражается в отсутствии умения выстраивать контакты с окружающими, оценивать себя и свою позицию, нежелании проявлять познавательную активность.
Подготовка приемных родителей к воспитанию ребенка раннего возраста в приемной семье осуществляется в Школах приемных родителей подготовка родителей, что включает формирование, как педагогических, так и психологических и правовых представлений о специфике воспитания ребенка в приемной семье. При этом особое внимание акцентируется на изучении особенностей развития и становления детей на всех возрастных этапах.
Компонентами готовности приемных родителей к воспитанию ребенка раннего возраста в приемной семье являются:
• мотивационно - ценностный компонент;
• когнитивный компонент;
• эмоциональный компонент;
• деятельностный компонент.
Делая вывод по второй главе исследования отметим, что в процессе анализа программ подготовки приемных родителей к воспитанию детей раннего возраста в замещающей семье мы определили, что основная цель 55
подготовки заключается в формировании у потенциальных родителей готовности к воспитанию приемного ребенка в семье. Сравнение отечественного и зарубежного опыта подготовки позволили определить, что существуют сходства и расхождения в рамках данного направления работы, при этом различие выражается в содержании программ подготовки, в то время как сходства проявляются в следующем:
• приоритет семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед институциональными;
• осознание необходимости подготовки кандидатов в приемные родители на государственном уровне;
• отсутствие единой образовательной программы, жестких ограничений в организации обучения приемных родителей;
• безвозмездный характер обучения для кандидатов.
На основе проведенного анализа был разработан курс «Школа приемных родителей», включающий ряд разделов, а именно:
1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Представление о потребностях приемного ребенка.
3. Мотивация и необходимые компетенции приемных родителей (ресурс семьи).
4. Этапы в развитии ребенка.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей.
6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье.
7. Трудное поведение приемного ребенка. Навыки конструктивного взаимодействия.
8. Особенности развития и ребенка, оставшегося без попечения. Г енетические факторы и факторы риска в медицинском понимании.
9. Жестокое обращение с ребенком. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения.
10. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
11. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и с другими организациями, предоставляющим услуги детям и семьям.
Курс подготовки включает в себя три модуля работы,
ориентированные, как на диагностическую, так и на формирующую работу с
приемными родителями с акцентом на применение активных методов
работы.
Для определения эффективности программы было проведено
диагностическое исследование. На констатирующем этапе было выявлено, что родители испытывают трудности в процессе организации воспитательного процесса по выделенным компонентам готовности, в то время как на контрольном этапе с помощью статистического анализа мы определили, что показатели готовности повысились. Данные анализа позволили выделить эффективность проведенной работы.
Особенности приемной семьи выступает то, что ребенок не теряет связи со своими кровными родственниками, а также имеет право на восстановление родственных отношений.
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в домах малютки, имеют ряд проблем в развитии, а именно: познавательное, коммуникативное, социальное, что выражается в отсутствии умения выстраивать контакты с окружающими, оценивать себя и свою позицию, нежелании проявлять познавательную активность.
Подготовка приемных родителей к воспитанию ребенка раннего возраста в приемной семье осуществляется в Школах приемных родителей подготовка родителей, что включает формирование, как педагогических, так и психологических и правовых представлений о специфике воспитания ребенка в приемной семье. При этом особое внимание акцентируется на изучении особенностей развития и становления детей на всех возрастных этапах.
Компонентами готовности приемных родителей к воспитанию ребенка раннего возраста в приемной семье являются:
• мотивационно - ценностный компонент;
• когнитивный компонент;
• эмоциональный компонент;
• деятельностный компонент.
Делая вывод по второй главе исследования отметим, что в процессе анализа программ подготовки приемных родителей к воспитанию детей раннего возраста в замещающей семье мы определили, что основная цель 55
подготовки заключается в формировании у потенциальных родителей готовности к воспитанию приемного ребенка в семье. Сравнение отечественного и зарубежного опыта подготовки позволили определить, что существуют сходства и расхождения в рамках данного направления работы, при этом различие выражается в содержании программ подготовки, в то время как сходства проявляются в следующем:
• приоритет семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед институциональными;
• осознание необходимости подготовки кандидатов в приемные родители на государственном уровне;
• отсутствие единой образовательной программы, жестких ограничений в организации обучения приемных родителей;
• безвозмездный характер обучения для кандидатов.
На основе проведенного анализа был разработан курс «Школа приемных родителей», включающий ряд разделов, а именно:
1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Представление о потребностях приемного ребенка.
3. Мотивация и необходимые компетенции приемных родителей (ресурс семьи).
4. Этапы в развитии ребенка.
5. Последствия от разрыва с кровной семьей.
6. Адаптация приемного ребенка в приемной семье.
7. Трудное поведение приемного ребенка. Навыки конструктивного взаимодействия.
8. Особенности развития и ребенка, оставшегося без попечения. Г енетические факторы и факторы риска в медицинском понимании.
9. Жестокое обращение с ребенком. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения.
10. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
11. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и с другими организациями, предоставляющим услуги детям и семьям.
Курс подготовки включает в себя три модуля работы,
ориентированные, как на диагностическую, так и на формирующую работу с
приемными родителями с акцентом на применение активных методов
работы.
Для определения эффективности программы было проведено
диагностическое исследование. На констатирующем этапе было выявлено, что родители испытывают трудности в процессе организации воспитательного процесса по выделенным компонентам готовности, в то время как на контрольном этапе с помощью статистического анализа мы определили, что показатели готовности повысились. Данные анализа позволили выделить эффективность проведенной работы.
Подобные работы
- Специфика логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2015 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018





