Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к
дошкольному образовательному учреждению 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного
возраста 17
1.3. Характеристика подвижной игры как средства адаптации детей
младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 31
2.1. Анализ деятельности по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ 31
2.2. Определение уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста
к ДОУ 35
2.3. Комплекс подвижных игр по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к
дошкольному образовательному учреждению 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного
возраста 17
1.3. Характеристика подвижной игры как средства адаптации детей
младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 31
2.1. Анализ деятельности по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ 31
2.2. Определение уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста
к ДОУ 35
2.3. Комплекс подвижных игр по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что дошкольное учреждение - новый период в жизни ребёнка и поступление в него сопряжено с тяжёлыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребёнка. В процессе адаптации участвуют все системы организма, в том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребёнка. Приспособление организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к детскому саду.
Поэтому необходимо помочь ребенку привыкнуть к новым условиям существования. Надо так организовать его жизнь в дошкольном учреждении, чтобы она приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям.
Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал, что игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, заключающийся в развитии всех психических процессов. А для ребёнка это - посильный способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания он воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. Именно подвижные игры приносят детям радость, снимают эмоциональное напряжение. Это, в свою очередь позволяет использовать этот вид игры в качестве средства для адаптации детей дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Вышесказанное определило тему данной выпускной
квалификационной работы «Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросами адаптации занимались такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Реан, Н.М. Аксарина, Г.А. Балл, Н.В. Кирюхина и другие. Проблемы игровой деятельности исследовали такие учёные, как П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
Однако вопросы использования подвижной игры в качестве средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению, на наш взгляд, изучены не достаточно.
Вышесказанное определило проблему исследования - каковы возможности подвижной игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ?
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Предмет исследования - возможности подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-поисковым путем возможности подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, виды и средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность и содержание подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
4. Провести анализ деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
5. Провести диагностику уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
6. Разработать и реализовать комплекс подвижных игр, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для решения указанных задач использовались следующие методы:
• теоретические (теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, классификация);
• эмпирические (анализ документов; анкетный опрос; наблюдение; качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы);
• методы обработки результатов исследования
База исследования - МАДОУ № 345 города Екатеринбурга, во второй младшей группе (3-4 года) в количестве 24 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Поэтому необходимо помочь ребенку привыкнуть к новым условиям существования. Надо так организовать его жизнь в дошкольном учреждении, чтобы она приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям.
Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал, что игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, заключающийся в развитии всех психических процессов. А для ребёнка это - посильный способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания он воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. Именно подвижные игры приносят детям радость, снимают эмоциональное напряжение. Это, в свою очередь позволяет использовать этот вид игры в качестве средства для адаптации детей дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Вышесказанное определило тему данной выпускной
квалификационной работы «Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросами адаптации занимались такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Реан, Н.М. Аксарина, Г.А. Балл, Н.В. Кирюхина и другие. Проблемы игровой деятельности исследовали такие учёные, как П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
Однако вопросы использования подвижной игры в качестве средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению, на наш взгляд, изучены не достаточно.
Вышесказанное определило проблему исследования - каковы возможности подвижной игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ?
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Предмет исследования - возможности подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-поисковым путем возможности подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, виды и средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность и содержание подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
4. Провести анализ деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
5. Провести диагностику уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
6. Разработать и реализовать комплекс подвижных игр, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для решения указанных задач использовались следующие методы:
• теоретические (теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, классификация);
• эмпирические (анализ документов; анкетный опрос; наблюдение; качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы);
• методы обработки результатов исследования
База исследования - МАДОУ № 345 города Екатеринбурга, во второй младшей группе (3-4 года) в количестве 24 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Процесс перехода из семьи в дошкольное образовательное учреждение сложен и для ребенка, и для родителей. Ребёнку приходится приспосабливаться к совершенно новым условиям, по сравнению с теми, к которым он привык дома. У него возникает необходимость преодоления психологических преград. И именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия должны обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт. Однако они далеко не всегда могут найти для этого необходимые средства. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
В процессе решения первой задачи мы изучили различные определения понятия адаптации и в качестве рабочего выбрали определение А. Маслоу, где адаптация рассматривается, как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.
В работе рассматривалась социально-психологическая адаптация. Это вид адаптации, связанный с привыканием ребёнка к новой социальной среде: нормам, требованиям среды, режиму дня, педагогам, коллективу сверстников (автор Е.Е. Данилова).
В ходе изучения научной литературы нами были выделены средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, используемые педагогами в детских садах. Учёные относят к ним:
• гибкий график посещения детей детского сада;
• адаптационные игры: общие хороводы, игры-забавы, игры- путешествия, игры с предметами;
• арт-терапия: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия.
Решая вторую задачу, мы дали психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста. Основными особенностями данного возраста являются:
• кризис трёх лет;
• отделение ребёнка от взрослого;
• активизация освоения окружающего мира;
• расширение словарного запаса;
• переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
• память и внимание непроизвольные.
Решение третьей задачи позволило нам раскрыть сущность и содержание подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. Проанализировав понятие «игра» мы взяли в качестве рабочего определение К.Д.Ушинского, где игра определяется как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений.
Подвижная игра представляет собой сознательную, активную деятельность ребёнка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры.
Подвижные игры, используемые в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, можно разделить на две группы:
а) коммуникативные игры. Они направлены на формирование эмоционального контакта педагога с ребёнком и детей между собой.
б) игры на освоение окружающей среды. Игры направлены на знакомство детей с пространством игровой комнаты и помещений детского сада.
В ходе решения четвёртой задачи нами был проведён анализ работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, включающий анализ документов, регулирующих деятельность «МАДОУ д/с № 345», г. Екатеринбург, а также опрос педагогов, работающих в младшей группе.
В результате было выявлено, что педагоги регулярно сталкиваются с проблемами в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, используют разнообразные средства для решения данной проблемы, но не используют для этого целенаправленно подвижные игры.
Решая пятую задачу, мы провели диагностическое исследование, в рамках которого использовались методики:
• методика «Анкета для родителей» (К.Л. Печора);
• методика наблюдений за ребёнком (А.С. Роньжина);
• методика определения степени адаптации ребёнка в ДОУ (К.Л. Печора).
Исследование проводилось на базе «МАДОУ д/с № 345», г.
Екатеринбург, во второй младшей группе (3-4 года), в количестве 24 человек.
На констатирующем этапе было выявлено, что большинство детей воспитанников второй младшей группы (3-4 года) МАДОУ д/с № 345», г. Екатеринбург имеют низкий и средний уровень адаптации к ДОУ.
Решив шестую задачу, мы сделали вывод о том, что степень адаптации у детей младшего дошкольного возраста различна. Наибольшего внимания требуют дети с низким уровнем адаптации, потому что они пребывают в состоянии стресса и самостоятельно справиться с ним не могут.
С этой целью решения данной проблемы был разработан комплекс подвижных игр для адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. После реализации данного комплекса и в процессе повторной диагностики была выявлена положительная динамика в отношении уровня адаптации детей к ДОУ. Это позволило нам сделать вывод о результативности предложенного комплекса и возможностях подвижной игры для адаптации детей младшего дошкольного возраста к образовательному учреждению.
Подвижная игра, как педагогическое средство:
• помогает детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в ДОУ, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми;
самочувствия и активности каждого ребёнка;
• позволяет развивать познавательную активность детей, их любознательность;
• способствует творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности,
• обеспечивает детям комфортные условия пребывания в ДОУ.
В процессе решения первой задачи мы изучили различные определения понятия адаптации и в качестве рабочего выбрали определение А. Маслоу, где адаптация рассматривается, как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.
В работе рассматривалась социально-психологическая адаптация. Это вид адаптации, связанный с привыканием ребёнка к новой социальной среде: нормам, требованиям среды, режиму дня, педагогам, коллективу сверстников (автор Е.Е. Данилова).
В ходе изучения научной литературы нами были выделены средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, используемые педагогами в детских садах. Учёные относят к ним:
• гибкий график посещения детей детского сада;
• адаптационные игры: общие хороводы, игры-забавы, игры- путешествия, игры с предметами;
• арт-терапия: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия.
Решая вторую задачу, мы дали психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста. Основными особенностями данного возраста являются:
• кризис трёх лет;
• отделение ребёнка от взрослого;
• активизация освоения окружающего мира;
• расширение словарного запаса;
• переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
• память и внимание непроизвольные.
Решение третьей задачи позволило нам раскрыть сущность и содержание подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. Проанализировав понятие «игра» мы взяли в качестве рабочего определение К.Д.Ушинского, где игра определяется как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений.
Подвижная игра представляет собой сознательную, активную деятельность ребёнка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры.
Подвижные игры, используемые в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, можно разделить на две группы:
а) коммуникативные игры. Они направлены на формирование эмоционального контакта педагога с ребёнком и детей между собой.
б) игры на освоение окружающей среды. Игры направлены на знакомство детей с пространством игровой комнаты и помещений детского сада.
В ходе решения четвёртой задачи нами был проведён анализ работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, включающий анализ документов, регулирующих деятельность «МАДОУ д/с № 345», г. Екатеринбург, а также опрос педагогов, работающих в младшей группе.
В результате было выявлено, что педагоги регулярно сталкиваются с проблемами в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, используют разнообразные средства для решения данной проблемы, но не используют для этого целенаправленно подвижные игры.
Решая пятую задачу, мы провели диагностическое исследование, в рамках которого использовались методики:
• методика «Анкета для родителей» (К.Л. Печора);
• методика наблюдений за ребёнком (А.С. Роньжина);
• методика определения степени адаптации ребёнка в ДОУ (К.Л. Печора).
Исследование проводилось на базе «МАДОУ д/с № 345», г.
Екатеринбург, во второй младшей группе (3-4 года), в количестве 24 человек.
На констатирующем этапе было выявлено, что большинство детей воспитанников второй младшей группы (3-4 года) МАДОУ д/с № 345», г. Екатеринбург имеют низкий и средний уровень адаптации к ДОУ.
Решив шестую задачу, мы сделали вывод о том, что степень адаптации у детей младшего дошкольного возраста различна. Наибольшего внимания требуют дети с низким уровнем адаптации, потому что они пребывают в состоянии стресса и самостоятельно справиться с ним не могут.
С этой целью решения данной проблемы был разработан комплекс подвижных игр для адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. После реализации данного комплекса и в процессе повторной диагностики была выявлена положительная динамика в отношении уровня адаптации детей к ДОУ. Это позволило нам сделать вывод о результативности предложенного комплекса и возможностях подвижной игры для адаптации детей младшего дошкольного возраста к образовательному учреждению.
Подвижная игра, как педагогическое средство:
• помогает детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в ДОУ, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми;
самочувствия и активности каждого ребёнка;
• позволяет развивать познавательную активность детей, их любознательность;
• способствует творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности,
• обеспечивает детям комфортные условия пребывания в ДОУ.
Подобные работы
- Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством игротерапии
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Подвижная игра как средство формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений в условиях центр социальной помощи семьи и детьмиЧереповецкий государственный университет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Всестороннее физическое развитие детей подвижными играми
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Игра как средство обучения и воспитания младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Реализация технологий здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении (Педагогика и психология начального образования, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТЕЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024





