Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению

Работа №93790

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к
дошкольному образовательному учреждению 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного
возраста 17
1.3. Характеристика подвижной игры как средства адаптации детей
младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 31
2.1. Анализ деятельности по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ 31
2.2. Определение уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста
к ДОУ 35
2.3. Комплекс подвижных игр по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к ДОУ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Актуальность исследования. Проблема адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что дошкольное учреждение - новый период в жизни ребёнка и поступление в него сопряжено с тяжёлыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребёнка. В процессе адаптации участвуют все системы организма, в том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребёнка. Приспособление организма к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к детскому саду.
Поэтому необходимо помочь ребенку привыкнуть к новым условиям существования. Надо так организовать его жизнь в дошкольном учреждении, чтобы она приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям.
Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал, что игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, заключающийся в развитии всех психических процессов. А для ребёнка это - посильный способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания он воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. Именно подвижные игры приносят детям радость, снимают эмоциональное напряжение. Это, в свою очередь позволяет использовать этот вид игры в качестве средства для адаптации детей дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Вышесказанное определило тему данной выпускной
квалификационной работы «Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросами адаптации занимались такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Реан, Н.М. Аксарина, Г.А. Балл, Н.В. Кирюхина и другие. Проблемы игровой деятельности исследовали такие учёные, как П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
Однако вопросы использования подвижной игры в качестве средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению, на наш взгляд, изучены не достаточно.
Вышесказанное определило проблему исследования - каковы возможности подвижной игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ?
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Предмет исследования - возможности подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-поисковым путем возможности подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, виды и средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность и содержание подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
4. Провести анализ деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
5. Провести диагностику уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
6. Разработать и реализовать комплекс подвижных игр, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для решения указанных задач использовались следующие методы:
• теоретические (теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, классификация);
• эмпирические (анализ документов; анкетный опрос; наблюдение; качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы);
• методы обработки результатов исследования
База исследования - МАДОУ № 345 города Екатеринбурга, во второй младшей группе (3-4 года) в количестве 24 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс перехода из семьи в дошкольное образовательное учреждение сложен и для ребенка, и для родителей. Ребёнку приходится приспосабливаться к совершенно новым условиям, по сравнению с теми, к которым он привык дома. У него возникает необходимость преодоления психологических преград. И именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия должны обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт. Однако они далеко не всегда могут найти для этого необходимые средства. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
В процессе решения первой задачи мы изучили различные определения понятия адаптации и в качестве рабочего выбрали определение А. Маслоу, где адаптация рассматривается, как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.
В работе рассматривалась социально-психологическая адаптация. Это вид адаптации, связанный с привыканием ребёнка к новой социальной среде: нормам, требованиям среды, режиму дня, педагогам, коллективу сверстников (автор Е.Е. Данилова).
В ходе изучения научной литературы нами были выделены средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, используемые педагогами в детских садах. Учёные относят к ним:
• гибкий график посещения детей детского сада;
• адаптационные игры: общие хороводы, игры-забавы, игры- путешествия, игры с предметами;
• арт-терапия: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия.
Решая вторую задачу, мы дали психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста. Основными особенностями данного возраста являются:
• кризис трёх лет;
• отделение ребёнка от взрослого;
• активизация освоения окружающего мира;
• расширение словарного запаса;
• переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
• память и внимание непроизвольные.
Решение третьей задачи позволило нам раскрыть сущность и содержание подвижной игры как средства адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. Проанализировав понятие «игра» мы взяли в качестве рабочего определение К.Д.Ушинского, где игра определяется как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений.
Подвижная игра представляет собой сознательную, активную деятельность ребёнка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры.
Подвижные игры, используемые в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, можно разделить на две группы:
а) коммуникативные игры. Они направлены на формирование эмоционального контакта педагога с ребёнком и детей между собой.
б) игры на освоение окружающей среды. Игры направлены на знакомство детей с пространством игровой комнаты и помещений детского сада.
В ходе решения четвёртой задачи нами был проведён анализ работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, включающий анализ документов, регулирующих деятельность «МАДОУ д/с № 345», г. Екатеринбург, а также опрос педагогов, работающих в младшей группе.
В результате было выявлено, что педагоги регулярно сталкиваются с проблемами в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, используют разнообразные средства для решения данной проблемы, но не используют для этого целенаправленно подвижные игры.
Решая пятую задачу, мы провели диагностическое исследование, в рамках которого использовались методики:
• методика «Анкета для родителей» (К.Л. Печора);
• методика наблюдений за ребёнком (А.С. Роньжина);
• методика определения степени адаптации ребёнка в ДОУ (К.Л. Печора).
Исследование проводилось на базе «МАДОУ д/с № 345», г.
Екатеринбург, во второй младшей группе (3-4 года), в количестве 24 человек.
На констатирующем этапе было выявлено, что большинство детей воспитанников второй младшей группы (3-4 года) МАДОУ д/с № 345», г. Екатеринбург имеют низкий и средний уровень адаптации к ДОУ.
Решив шестую задачу, мы сделали вывод о том, что степень адаптации у детей младшего дошкольного возраста различна. Наибольшего внимания требуют дети с низким уровнем адаптации, потому что они пребывают в состоянии стресса и самостоятельно справиться с ним не могут.
С этой целью решения данной проблемы был разработан комплекс подвижных игр для адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. После реализации данного комплекса и в процессе повторной диагностики была выявлена положительная динамика в отношении уровня адаптации детей к ДОУ. Это позволило нам сделать вывод о результативности предложенного комплекса и возможностях подвижной игры для адаптации детей младшего дошкольного возраста к образовательному учреждению.
Подвижная игра, как педагогическое средство:
• помогает детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в ДОУ, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми;

самочувствия и активности каждого ребёнка;
• позволяет развивать познавательную активность детей, их любознательность;
• способствует творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности,
• обеспечивает детям комфортные условия пребывания в ДОУ.


1. Абраменкова, В. В. В мире детских игр / В. В. Абраменкова // Воспитание дошкольников. - 2015. - № 7. - С. 16 - 19.
2. Арифулина, Р. У. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации / Р. У. Арифулина, В. Е. Никишин, А.В. Мещенкова // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - № 3. - С. 24 - 29.
3. Барышникова, Е. В. Изучение психологической адаптации детей
к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова ;
Концепт. - 2015. - № 3. - С. 56 - 60. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56973.htm.
4. Белова, О. В. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период / О.В. Белова. - Волгоград : Учитель, 2019. - 154 с.
5. Большой психологический словарь ; отв. ред. А. М. Мещеряков. - Москва : Прайм-Еврознак, 2007. - 409 с.
6. Большой энциклопедический словарь ; отв. ред. А. М. Прохоров.
• Москва : Большая Российская энциклопедия, - 2000. - 1456 с.
7. Бондяева, Е. В. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей младшего дошкольного возраста в период адаптации / Е. В. Бондяева, Н. В. Мыцык // Молодой учёный. - 2019.
• № 37. - С. 138 - 145. - URL: https: // moluch.ru/archive/275/62423/ (дата обращения 03.11.2019).
8. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И. Е. Буршит // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 139
• 141.
9. Велигонова, Т. Н. Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом / Т. Н. Велигонова // Ребёнок в детском саду.
• 2018. - № 9. - С. 28 - 30.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2004. - 512 с.
11. Глаголева, К. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка / К. С. Глаголева // Молодой учёный. - 2017. - № 4. - С. 324 - 326. - URL: https: // moluch.ru/archive/138/38733 (дата обращения 03.11.2019).
12. Григорьева, Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства / Т. Ю. Григорьева // Молодорй учёный. - 2017. - № 47. - С. 50 - 53. - URL: https: // moluch.ru/archive/76/46599 (дата обращения 31.10.2019).
13. Григорян, К. Н. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников / К. Н. Григорян // Молодой учёный. - 2014. - № 17. - С. 474 - 476. - URL: https: // moluch.ru/archive/76/12995/ (дата обращения 03.11.2019).
14. Житникова, А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения / А. А. Житникова // Концепт. - 2016. - Т. 10. - С. 281 - 285. - URL: http:// e- koncept.ru/2015/95100.htm (дата обращения 14.10.2019).
15. Зелёная, Л. В. Проблемы адаптации в педагогической психологии / Л. В. Зелёная // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. - Казань : Бук, 2016. - С. 43 - 45...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ