ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Анализ проблемы развития коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Театрализация как одно из педагогических средств развития
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС 34
2.1. Изучение развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс театрализованных игр по развитию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по изучению коммуникативных
умений старших дошкольников средствами театрализации 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального статуса, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно участвуем в коммуникативной деятельности [2, с. 14].
Актуальность обучения коммуникативным умениям возрастает в связи с особенностями социальной среды ребенка, в которой зачастую наблюдается дефицит внимания и воспитанности, доброты, доброжелательности и культуры речи. В дошкольном периоде очень важно уделять большое внимание формированию коммуникативных навыков у детей, потому что именно в этот период закладываются основы моральных принципов, эмоционально-волевая сфера развивается личность и формируется продуктивный опыт повседневного общения.
Успешное развитие навыков общения является частью социальных компетентностей, что означает готовность ребенка сталкиваться с новыми социальными ситуациями. Важность развития коммуникативных умений становится все более очевидной на этапе перехода ребенка к школе, когда отсутствие элементарных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к большей тревоге и прерывает процесс обучения в целом.
Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является «Социальнокоммуникативное развитие», которое направлено на достижение цели овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими [37, с. 5].
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросы формирования коммуникативных умений рассматривали М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, Л. Дубина, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина,
А. К. Маркова, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, М. И. Яшина и др.
М. И. Лисина, А. К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные умения. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Результаты исследований В. С. Мухиной, Т. А. Репиной показывают, что отношения между сверстниками к концу дошкольного возраста полностью сложившиеся и делают ребенка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешным в сфере общения. У детей, отвергаемых сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. В общении главная задача заключается в защите себя: у одних проявляется в яркой агрессии, у других - в замкнутости, застенчивости, ухода в себя.
Это затрудняет общение дошкольника со сверстниками и может в дальнейшем принести массу проблем самому ребенку и окружающим его людям. Решить данную проблему можно путем включения ребенка в совместную деятельность. Вступая во взаимоотношения, дошкольники обмениваются мнениями, обогащают друг друга полученными знаниями, устанавливают контакты. Одним из таких видов взаимоотношений является театрализация. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают театрализацию эффективным средством развитие коммуникативных умений.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психологопедагогической литературе многие аспекты развитие коммуникативных умений остаются мало разработанными.
Недостаточно раскрыты педагогические условия, содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Таким образом возникает проблема исследования - возможности театрализации в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, ее социальная, теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Театрализация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - возможности театрализации в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и проверить посредством теоретического исследования возможности театрализации в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из всего вышесказанного, определены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия и виды развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психологопедагогической литературы.
2. Проанализировать программу ДОО в аспекте проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать театрализацию как метод развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать комплекс театрализованных игр, направленных на развитие коммуникативных умений старших дошкольников.
6. Проанализировать динамику уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Теоретической основой исследования явились разработки:
Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Исходными для исследования явились представления А.В. Запорожца. А.Р. Лурии о ведущих психологических новообразованиях старшего дошкольного возраста, а также работы А.Г. Арушановой, З.М. Истоминой, В.С Мухиной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, А.В. Чулковой и др.
Методы исследования:
• теоретические: анализ и синтез научно-методической, психологопедагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ программ, учебных пособий и методических материалов.
• эмпирические: анализ документов; наблюдение в рамках диагностик
В. И. Яшиной «Изучение уровня речевой коммуникации, «Изучение уровня связной монологической речи»; качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования. Базой исследования является дошкольная образовательная организация МАДОУ Детский сад№30 «Елочка», г. Реж, Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, состоящей из двух глав, заключение, список литературы (всего 59 источников) и 2 приложения.
Проблемы развития коммуникативных умений детей становятся все более актуальными в современном мире.
Теоретическое изучение работ зарубежных и отечественных авторов позволило систематизировать теоретический материал по проблеме педагогических условий развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, выявить и уточнить содержание основного понятия исследования «коммуникативные умения».
Коммуникативные умения - это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению. Коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.
Размышляя над вопросом о повышении уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, мы пришла к выводу, что помочь может театрализация. Театрализация одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства - игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственноэстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Решая первую задачу, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили основные особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст- это сензитивный период для развития детской коммуникации, в этом возрасте у ребенка уже сформированы коммуникативные умения. Дети активно проявляют интерес к общению со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Содержательное общение со сверстниками в этом возрасте является важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В 5-6 лет в коллективной деятельности ребята осваивают умение коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Коммуникативные умения в этом возрасте - неотъемлемый компонент всех других видов деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, музыкальнохудожественной, двигательной, познавательно-исследовательской. Эти моменты являются определяющими при развитии коммуникативных умений.
Решая вторую задачу, нами был проведен анализ программ ДОУ «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой и «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В аспекте проблемы организация деятельности педагога по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав эти примерные
общеобразовательные программы, было установлено, что задачи по формированию коммуникативных умений старших дошкольников решаются в разных видах деятельности как в творческой, так и в познавательной.
В обеих программах выделяют такие коммуникативные умения, как умение высказывать свое мнение, умение различать настроение, эмоциональное состояние окружающих. Умение договариваться и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
В процессе решения третей задачи была дана характеристика тетрализации как метода развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В театрализации наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: «Учить играя». Во время театрализации дети
объединяются в творческие группы для совместной деятельности, которая открывает широкие возможности для сотрудничества, делового общения.
Для решения поставленных задач нашего исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по организации изучения проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализации.
В роли респондентов выступили старшие дошкольники, в количестве 15 человек, посещающие МАДОУ Детский сад №30 «Елочка» г. Реж Свердловской области.
Вся опытно-исследовательская деятельность состояла их трех этапов:
1 этап - констатирующий. На данном этапе мы выявляли уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, с помощью специально подобранных методик:
1. Диагностика В.И. Яшиной: «Изучение уровня речевой
коммуникации».
2. Диагностика В.И. Яшиной: «Изучение уровня связной
монологической речи».
Результаты констатирующего этапа выявили, что у большинства испытуемых старших дошкольников, развитие коммуникативных умений и развитие связной речи на средне - низком уровне. Наиболее затруднения у многих детей возникало в основном в недостаточном понимании речи, иногда даже наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию, так как не могли понять инструкцию исследователя.
Следовательно, нами был разработан и организован 2 этап опытно- исследовательской работы - формирующий, где прошла реализация системы занятий, с применением театрализации, направленной на усовершенствования развития коммуникативных умений и связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
С целью проверки эффективности реализации формирующего этапа опытно-исследовательской работы, нами был организован 3 этап - контрольный. На последнем этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития коммуникативных умений и связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам контрольного этапа, мы увидели положительную динамику развития коммуникативных умений и уровня связной речи у старших дошкольников.
Положительная динамика говорит о том, что проделанная работа была не напрасной. Систематическое и целенаправленное проведение и организация театрализации способствовали развитию коммуникации и связной речевой активности у старших дошкольников. При этом нами были соблюдены и выполнены условия:
1. театрализация была организованна, как поэтапный системно - организованный процесс, направленный на развитие коммуникативных умений и связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Было предусмотрено усложнение театрализации, заключающие в изменении количественных и качественных показателей материала, ее правил, а, следовательно, и самих показателей запоминания и воспроизведения;
3. Обеспечивалось рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.
Однако полноценное овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками коммуникации возможно только в условиях целенаправленного обучения и воспитания.
Таким образом, мы можем констатировать, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Гипотезу можем считать доказанной.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: «Академия», 2015. - 400 с.
2. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е. М. Алифанова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 168 с.
3. Антипова, А. M. Просодия. Лингвистический энциклопедический словарь / А.М. Антипова. - Москва : Гардарики, 2014. - 788с.
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада /Л. В. Артеова. - Москва : Просвещение, 2015. - 98 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2015. - 272 с.
6. Бородин, А. И. Методика развития речи детей : учебное пособие /А. И. Бородин. - Москва : Просвещение, 2014. - 256 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2015. - 224 с.
8. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2016. - № 2. - С. 12 - 16.
9. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт- Петербург : «Детство-пресс», 2014. - 566 с.
10. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2016. - № 2.- С.15 - 17.
11. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. - Москва : Книголюб, 2016. - 64 с.
12. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.А. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 26 - 36.
13. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет : пособие / О. В. Дыбина. - Москва: Изд-во Пресса, 2018. - 64 с.
14. Ермолаева, М. В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников / М. В. Ермолаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 21-27.
15. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н. Ефименкова. - Москва : Педагогика, 2017. - 529 с...