ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 7
1.1. Понятие, виды, уровни развития педагогического коллектива.... 7
1.2. Средства развития педагогического коллектива 15
1.3. Развитие педагогического коллектива ДОО посредством деловой
игры 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 35
2.1. Анализ деятельности по развитию педагогического коллектива в
БМАДОУ «Детский сад №18», г. Березовского 35
2.2. Исследование уровня развития педагогического коллектива в
БМАДОУ «Детский сад №18», г. Березовского 43
2.3. Использование комплекса деловых игр как средства развития педагогического коллектива в БМАДОУ «Детский сад №18», г.
Березовского 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
Актуальность исследования. В условиях модернизации системы дошкольного образования главной задачей государственной образовательной политики является обеспечение современного качества дошкольного образования. Новые подходы к развитию системы дошкольного образования требуют обновления данной системы, создания инновационных программ и проектов [22, с. 96].
Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления. При этом основная функция современной дошкольной организации - создание условий для успешной позитивной социализации личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
В современной педагогике рассматриваются вопросы, связанные со средствами формирования и развития профессионально важных качеств педагогов. Особое место среди них принадлежит деловой игре. Именно деловые игры способствуют решению задач формирования профессионально важных качеств педагогов [15, с. 56].
Актуальность применения деловой игры как средства развития педагогического коллектива, заключается в том, что она позволяет ее участникам раскрыть личностные качества, научиться занимать активную позицию, проверять себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Идея о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе, которой приобретаются способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Е.А. Хруцкого.
Проблема развития педагогического коллектива исследовалась педагогами в разные исторические периоды. Она нашла своё отражение в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, в работах известных отечественных педагогов и психологов И.П. Иванова, В.А. Караковского, Я.Л. Коломинского, Л.И. Уманского, В.В. Шпалинского. Педагоги-исследователи выделяли такие факторы развития педагогического коллектива, как инновационные процессы, проектирование как способ реализации творчества педагога [50, с. 134].
Настоящий этап развития педагогической теории и практики характеризуется активными научными поисками, разработками интересных концепций, новых технологий, которые представляют собой методологическую и теоретическую базу для решения возникающих проблем. Как видно решение проблемы развития педагогического коллектива выполняется на основе компетентностного подхода, теории личностноориентированного образования, теории профессионализма [14, с. 98].
В целом, несмотря на научную ценность уже имеющихся исследований проблемы развития педагогического коллектива, многие важные вопросы развития педагогического коллектива дошкольной образовательной организации в современных условиях продолжают оставаться открытыми. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью использовать деловую игру как средство развития педагогического коллектива и недостаточной методической разработанностью данного вопроса. Выявленное противоречие определило проблему настоящего исследования - какова роль деловой игры в развитии педагогического коллектива.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Деловая игра как средство развития педагогического коллектива».
Объектом исследования стало развитие педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - роль деловой игры в развитии педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования выявить и обосновать роль деловой игры как средства развития педагогического коллектива.
Задачи исследования
1. Раскрыть понятие «педагогический коллектив», виды и уровни его развития.
2. Изучить средства развития педагогического коллектива.
3. Раскрыть сущность понятия «деловая игра» и возможности ее использования в развитии педагогического коллектива ДОО.
4. Проанализировать деятельность БМАДОУ «Детский сад №18», г. Березовского по развитию педагогического коллектива.
5. Определить уровень развития педагогического коллектива БМАДОУ «Детский сад №18», г. Березовского.
6. Разработать и реализовать комплекс деловых игр как средства развития педагогического коллектива ДОО.
Для решения поставленных целей и задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение);
• эмпирические (анализ нормативных документов, анкетный опрос, тестирование).
Теоретическое основание исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов по проблеме исследования. В частности теория коллектива отражена в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, впоследствии в работах И.П. Иванова, В.А. Караковского, Я.Л. Коломинского, Л.И. Уманского, В.В. Шпалинского.
В настоящее время вопросами использования деловых игр в педагогическом менеджменте рассматриваются сотрудниками Новосибирского государственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского института методов управления (А.Л. Липшиц). Педагоги-энтузиасты игровых методов образовали ядро современной научной, педагогической и практической управленческой деятельности в нашей стране, продолжающейся и в настоящее время. Стали появляться не только новые деловые игры, но и теоретические работы, возникли имитационные игры на различные направления и темы.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса деловых игр, которые могут использоваться дошкольной образовательной организацией как средство развития педагогического коллектива.
База исследования - БМАДОУ «Детский сад №18», г. Березовского.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема развития педагогического коллектива исследовалась педагогами в разные исторические периоды. Она нашла своё отражение в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, в работах известных отечественных педагогов и психологов И.П. Иванова, В.А. Караковского, Я.Л. Коломинского. Педагоги-исследователи выделяли такие факторы развития педагогического коллектива, как инновационные процессы, проектирование как способ реализации творчества педагога.
Несмотря на научную ценность уже имеющихся исследований проблемы развития педагогического коллектива, многие важные вопросы развития педагогического коллектива дошкольной образовательной организации в современных условиях продолжают оставаться открытыми.
Педагогический коллектив характеризуется признаками нравственности, ответственности, открытости, организованности, эффективности и информативности. К психологическим характеристикам педагогического коллектива относятся: морально-психологический климат, сплоченность. По количеству взаимодействующих между собой членов коллектива, группы можно разделить на большие и малые. Силу всякого коллектива составляет его сплоченность.
На каждом этапе развития педагогического коллектива используются разные формы, методы, средства взаимодействия, позволяющие усовершенствовать процесс обучения, развития и познания. Все формы работы с педагогами можно представить в виде взаимосвязанных групп. Объединяя средства работы с коллективом в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой.
На примере БМАДОУ «Детский сад №18» мы рассмотрели детельность ДОО по развитию педагогического коллектива. В ДОО организована и реализуется в системе работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов, развитию творческого потенциала всего коллектива, 58
повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса. Система работы с педагогическими кадрами ориентируется на выбранную в коллективе педагогов цель, которая определяет средства, формы, методы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогической коллектива по развитию профессионального мастерства и повышения качества образования.
Для установления уровня развития педагогического коллектива дошкольной образовательной организации была использована методика «Определение уровня развития коллектива». Обработка результатов показала что, уровень развития педагогического коллектива низкий. Педагоги не проявляют инициативы в совместном решении поставленных задач, в педагогическом коллективе образовались микрогруппы где люди доверяют друг другу, считаются с интересами других членов педагогического коллектива, но не выходят за рамки своей микрогруппы.
Для определения сплоченности в постоянно обновляющемся педагогическом коллективе проводилась диагностика по методике определения индекса групповой сплоченности Сишора. В результате было выявлено, что сплоченность коллектива находится на недостаточном уровне, педагоги редко обращаются друг к другу за помощью, это можно объяснить тем, что коллектив часто обновляется и поэтому не на должном уровне установлены эмоциональные связи его участников.
Для определения уровня межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе использовался тест - опросник С.В. Максимова, Ю.А. Лобейко.
Обработка результатов определения, что в педагогическом коллективе присутствуют задатки стремления к взаимодействию друг с другом.
В настоящее время образовательная организация ищет новые интересные средства развития педагогического коллектива. Сложность и многообразие целей и задач методической работы с педагогическим коллективом носит разносторонний характер. В систему методической работы входят разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию программ и технологий. Деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с коллективом, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами.
Для организации деятельности направленной на развитие педагогического коллектива, был разрабон комплекс мероприятий с использованием деловой игры как стредства развития педагогического коллектива.
Проведя промежуточную диагностику педагогического коллектива, можно сказать о присутствии положительной динамики в развитии, сплочении и активности взаимодействия.
Таким образом, реализация предложенного комплекса деловых игр, будет способствовать развитию педагогического коллектива, сплочению, его профессиональному становлению.
1. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение / М. А. Аралова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества : Книга для учителя / Ш. А. Амонашвили. - Киев : Освита, 1991. -110 с.
3. Афанасьева, Т. П. Технология развития педагогического коллектива, или как без проблем управлять педагогическим коллективом школы: практическое пособие / Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева. - Москва : АРКТИ, 2007. - 168 с.
4. Андреева, В. И. Социальная психология. - Москва : Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
5. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. - Москва : Знание, 1989. - 243 с.
6. Архипова, И. В. Творчество как сущностная характеристика человека // Творческая педагогика: сборник научных трудов Новосибирского государственного педагогического университета / И.В. Архипова, Г.И. Теребило. - Новосибирск : Издательство Новосибирского го. пед. университета, 2002. - С. 38 - 43.
7. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1992. - 192 с.
8. Бакланова, Н. К. Психологические основы профессионального педагогического мастерства / Н. К. Бакланова. - Москва : Издательство Московского государственного института культуры, 1991. - 54 с.
9. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. - Москва: Издательство «Эгвес», 2010. - 356 с.
10. Басаков, М. И. Управление персоналом : Конспект лекций, пособие для подготовки к экзаменам / М. И. Басаков. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 160 с.
11. Бельчиков, Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. - Рига : Авотс, 2011. - 234 с.
12. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. - СПб. : Издательство РХШ, 2001. - 512 с.
13. Бургат, В. В. Деловая игра как метод активного обучения / В. В. Бургат // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 48 - 54.
14. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 232 с.
15. Виноградова, Г. А. Психологические основы управления педагогическими коллективами : учебное пособие / Г. А. Виноградова, В. К. Елманова, И. А. Скопылатов. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 142 с...