Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие и виды социально-коммуникативных умений 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего
дошкольного возраста 18
1.3. Понятие и виды игр как средства развития социально
коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.... 23 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Анализ деятельности МАДОУ ЦРР детский сад №550
«Академия Успеха» по развитию социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Исследование уровня развития социально-коммуникативных
умений у детей среднего дошкольного возраста 35
2.3. Разработка и реализация комплекса игр «Давай дружить» как
средства развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие и виды социально-коммуникативных умений 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего
дошкольного возраста 18
1.3. Понятие и виды игр как средства развития социально
коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.... 23 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Анализ деятельности МАДОУ ЦРР детский сад №550
«Академия Успеха» по развитию социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Исследование уровня развития социально-коммуникативных
умений у детей среднего дошкольного возраста 35
2.3. Разработка и реализация комплекса игр «Давай дружить» как
средства развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Новые социально-экономические условия развития в России обусловили необходимость преобразования различных сфер деятельности. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, О.А. Бизикова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Н.В. Елкина, М.Н. Кожина).
Проведенные специальные исследования и практика
(Т.Н. Колокольцева, С.В. Коноваленко, С.И. Поздеева) позволяют сформулировать определенные выводы, что у детей дошкольного возраста важно, в первую очередь, развивать ту область коммуникативных навыков, которые не могут быть сформированы самостоятельно, а только с помощью и при воздействии взрослого. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, ценностей. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка.
Социально-коммуникативные умения (О.Ю. Багадаева,
Н.А. Воробьёва, О.Б. Сапожникова) детей среднего дошкольного возраста включают в себя:
• умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь;
• умение вступать в диалог и поддерживать его;
• умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику;
• умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику;
• умение использовать разнообразные речевые и языковые средства;
- адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
В целом, социально-коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. По мнению ученых (Ю.Н. Емельянов, С.В. Коноваленко, Н.Г. Куприна), социально-коммуникативное общение детей дошкольного возраста превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень сформированности социально-коммуникативных умений. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых социальнокоммуникативных умений, негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольников. В этом случае исследователи (К.А. Абульханова - Славская, С.И. Мерзлякова, Г.С. Тарасов) ставят перед образовательным дошкольным учреждением особую задачу - сформировать необходимый уровень социально-коммуникативных умений воспитанников на этапе подготовки и перехода к школьной форме обучения.
Большинство исследователей (А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Н.В. Дурова) выделяют средний дошкольный возраст как сензитивный для формирования социально-коммуникативных умений. Благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой [5]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера», каковыми и являются социально-коммуникативные умения [65].
Проблема формирования социально-коммуникативных умений у дошкольников описана в работах А.Г. Арушановой, О.П. Гаврилушкиной, Н.В. Елкиной, А.Н. Леонтьева, Ф.А. Сохина. С точки зрения этих авторов, формирование социально-коммуникативных умений в структуре личности дошкольника происходит в разных видах деятельности детей и, прежде всего, в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и ее влиянию на общение детей посвящены работы Т.И. Бабаевой, А.В. Запорожца, О.В. Хухлаевой, Д.Б. Эльконина и других.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по социальному развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования социальнокоммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Таким образом, актуальность проблемы развития социальнокоммуникативных умений в среднем дошкольном возрасте имеет как теоретическое, так и эмпирическое значение.
Вышесказанное определило выбор темы исследования - «Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль игры как средства развития социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить с помощью эмпирического исследования роль игры, как средства развития социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды социально-коммуникативных умений в педагогике.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность и виды игр как средства развития социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по развитию социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать и реализовать комплекс игр, направленных на развитие социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положение о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в процессе межличностного взаимодействия (Т.Г. Антипина, A.B. Коренева);
• концепция развития коммуникативной компетентности личности (Я.Л. Газмап, В.И. Кабрин, И.С. Кон, В.Н. Куницына, B.K. Манеров, Л.Б. Филонов, Е.А. Хорошелова);
• о коммуникативной компетентности, рассматриваемой в качестве характеристики взаимодействия людей в коллективе, системы социальнокоммуникативных знаний и умений, личностного качества и модели поведения, способности к общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Богачек, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, В.Н. Панкратов, В.Н. Панферов, Г.С. Трофимова, В.М. Шепель).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: анализ и обобщение нормативных документов; анкетный опрос; наблюдение и опрос по методикам: наблюдения за игровой деятельностью детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Стройка» и «Семья», методика «Необитаемый остров», методика «Не поделили игрушку» О.М. Ельцовой; количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад №550 «Академия Успеха», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Советская, д. 8А.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенные специальные исследования и практика
(Т.Н. Колокольцева, С.В. Коноваленко, С.И. Поздеева) позволяют сформулировать определенные выводы, что у детей дошкольного возраста важно, в первую очередь, развивать ту область коммуникативных навыков, которые не могут быть сформированы самостоятельно, а только с помощью и при воздействии взрослого. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, ценностей. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка.
Социально-коммуникативные умения (О.Ю. Багадаева,
Н.А. Воробьёва, О.Б. Сапожникова) детей среднего дошкольного возраста включают в себя:
• умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь;
• умение вступать в диалог и поддерживать его;
• умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику;
• умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику;
• умение использовать разнообразные речевые и языковые средства;
- адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
В целом, социально-коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. По мнению ученых (Ю.Н. Емельянов, С.В. Коноваленко, Н.Г. Куприна), социально-коммуникативное общение детей дошкольного возраста превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень сформированности социально-коммуникативных умений. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых социальнокоммуникативных умений, негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольников. В этом случае исследователи (К.А. Абульханова - Славская, С.И. Мерзлякова, Г.С. Тарасов) ставят перед образовательным дошкольным учреждением особую задачу - сформировать необходимый уровень социально-коммуникативных умений воспитанников на этапе подготовки и перехода к школьной форме обучения.
Большинство исследователей (А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Н.В. Дурова) выделяют средний дошкольный возраст как сензитивный для формирования социально-коммуникативных умений. Благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой [5]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера», каковыми и являются социально-коммуникативные умения [65].
Проблема формирования социально-коммуникативных умений у дошкольников описана в работах А.Г. Арушановой, О.П. Гаврилушкиной, Н.В. Елкиной, А.Н. Леонтьева, Ф.А. Сохина. С точки зрения этих авторов, формирование социально-коммуникативных умений в структуре личности дошкольника происходит в разных видах деятельности детей и, прежде всего, в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и ее влиянию на общение детей посвящены работы Т.И. Бабаевой, А.В. Запорожца, О.В. Хухлаевой, Д.Б. Эльконина и других.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по социальному развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования социальнокоммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Таким образом, актуальность проблемы развития социальнокоммуникативных умений в среднем дошкольном возрасте имеет как теоретическое, так и эмпирическое значение.
Вышесказанное определило выбор темы исследования - «Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль игры как средства развития социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить с помощью эмпирического исследования роль игры, как средства развития социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды социально-коммуникативных умений в педагогике.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность и виды игр как средства развития социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по развитию социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать и реализовать комплекс игр, направленных на развитие социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положение о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в процессе межличностного взаимодействия (Т.Г. Антипина, A.B. Коренева);
• концепция развития коммуникативной компетентности личности (Я.Л. Газмап, В.И. Кабрин, И.С. Кон, В.Н. Куницына, B.K. Манеров, Л.Б. Филонов, Е.А. Хорошелова);
• о коммуникативной компетентности, рассматриваемой в качестве характеристики взаимодействия людей в коллективе, системы социальнокоммуникативных знаний и умений, личностного качества и модели поведения, способности к общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Богачек, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, В.Н. Панкратов, В.Н. Панферов, Г.С. Трофимова, В.М. Шепель).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: анализ и обобщение нормативных документов; анкетный опрос; наблюдение и опрос по методикам: наблюдения за игровой деятельностью детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Стройка» и «Семья», методика «Необитаемый остров», методика «Не поделили игрушку» О.М. Ельцовой; количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад №550 «Академия Успеха», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Советская, д. 8А.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «социальнокоммуникативные умения».
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной по своей сути и природе, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Коммуникативные умения - это комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий человека и его способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Средний дошкольный возраст сенситивен для развития социальнокоммуникативных умений, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. С четырех лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Социально-коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что социально-коммуникативные умения являются необходимым условием успешной реализации личности. Дошкольный возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
Критериями социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста выступают: предпочтение и симпатия, сочувствие и отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться с ними, проявление заботы о товарище, объективность оценок и самооценок.
Педагогическими условиями развития социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей самостоятельности и активности в установлении дружеских взаимоотношений;
2) включение детей в специально организованную совместную игровую деятельность.
Методика работы с детьми по развитию социально-коммуникативных умений должна строиться на проигрывании педагогических ситуаций, решении проблемных ситуаций, выполнении игровых заданий, включении детей в игры-драматизации и беседы, проведении досугов и развлечений.
Успешное решение задачи развития социально-коммуникативных умений зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы использования игры как средства развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста была проведена опытнопоисковая работа, целью которой является изучение уровня развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и создание комплекса игр, направленных на развитие этих умений в условиях ДОУ.
МАДОУ ЦРР - детский сад №550 «Академия Успеха» осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы «Радуга» (под научным руководством Е.В. Соловьёвой), в которой под социальнокоммуникативными умениями понимается: собственно речевые умения; интерактивные умения; перцептивные умения.
В педагогической работе были задействованы средние дошкольники в возрасте 4-5 лет с согласия родителей. В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60 %) находятся на среднем уровне развития собственно речевых умений в игровой деятельности, 6 детей (30%) - на низком уровне развития собственно речевых умений. С высоким уровнем всего лишь 2 ребенка (10 %).
Изучение интерактивных умений в структуре социальнокоммуникативных умений показало, что 45 % (9 человек) детей показали низкий уровень развития интерактивных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35 % (7 человек) детей имеют средний уровень развития интерактивных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20 % детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
По результатам исследования было диагностировано, что:
• у 14 детей (70 %) имеется низкий уровень развития перцептивных умений,
• у 6 детей (30 %) - средний уровень,
• детей с высоким уровнем не было выявлено.
В целом, результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития социальнокоммуникативных умений - 11 детей (55%). Низкий уровень имеется у 8 детей (40%). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5 %). Это говорит о недостаточном развитии социально-коммуникативных умений, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса игр «Давай дружить» с целью развития социальнокоммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. В ходе проектировочной деятельности были отобраны 10 сюжетно-ролевых игр,
каждая из которых имеет определенную цель по темам, представленным в приложении 10. Каждая из сюжетно-ролевых игр включает предварительную работу, организацию предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов и индивидуальную работу с теми детьми, у которых степень овладения ролью находится на низком уровне. Комплекс игр «Давай дружить» также включает театрализованные этюды и дидактические игры, работу с родителями, что позволяет более комплексно и всесторонне развивать социально-коммуникативную сторону, диалогическую и выразительную речь.
После реализации комплекса игр была проведена повторная диагностика уровня развития собственно речевых, интерактивных, перцептивных умений в структуре социально-коммуникативных умений, результаты которой показали: 3 дошкольника (15 %) находятся на высоком уровне развития собственно речевых, интерактивных и перцептивных умений в игровой деятельности, 14 детей (70 %) - на среднем уровне. С низким уровнем представлено 3 ребенка (15 %).
В целом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с применением игровой деятельности. Значительные качественные изменения зафиксированы в сфере выразительной стороны коммуникации при инициации общения и установлении контакта, проявлении эмоциональных переживаний и эмпатии в игровой или театрализованной ситуации.
Таким образом, роль игры в развитии социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что способствует развитию собственно речевых умений, интерактивных и перцептивных умений. Все это способствует формированию готовности детей вступать во взаимодействие с окружающими, управлять собственным личностным развитием.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «социальнокоммуникативные умения».
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной по своей сути и природе, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Коммуникативные умения - это комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий человека и его способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Средний дошкольный возраст сенситивен для развития социальнокоммуникативных умений, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. С четырех лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Социально-коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что социально-коммуникативные умения являются необходимым условием успешной реализации личности. Дошкольный возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
Критериями социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста выступают: предпочтение и симпатия, сочувствие и отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться с ними, проявление заботы о товарище, объективность оценок и самооценок.
Педагогическими условиями развития социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей самостоятельности и активности в установлении дружеских взаимоотношений;
2) включение детей в специально организованную совместную игровую деятельность.
Методика работы с детьми по развитию социально-коммуникативных умений должна строиться на проигрывании педагогических ситуаций, решении проблемных ситуаций, выполнении игровых заданий, включении детей в игры-драматизации и беседы, проведении досугов и развлечений.
Успешное решение задачи развития социально-коммуникативных умений зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы использования игры как средства развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста была проведена опытнопоисковая работа, целью которой является изучение уровня развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и создание комплекса игр, направленных на развитие этих умений в условиях ДОУ.
МАДОУ ЦРР - детский сад №550 «Академия Успеха» осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы «Радуга» (под научным руководством Е.В. Соловьёвой), в которой под социальнокоммуникативными умениями понимается: собственно речевые умения; интерактивные умения; перцептивные умения.
В педагогической работе были задействованы средние дошкольники в возрасте 4-5 лет с согласия родителей. В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60 %) находятся на среднем уровне развития собственно речевых умений в игровой деятельности, 6 детей (30%) - на низком уровне развития собственно речевых умений. С высоким уровнем всего лишь 2 ребенка (10 %).
Изучение интерактивных умений в структуре социальнокоммуникативных умений показало, что 45 % (9 человек) детей показали низкий уровень развития интерактивных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35 % (7 человек) детей имеют средний уровень развития интерактивных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20 % детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
По результатам исследования было диагностировано, что:
• у 14 детей (70 %) имеется низкий уровень развития перцептивных умений,
• у 6 детей (30 %) - средний уровень,
• детей с высоким уровнем не было выявлено.
В целом, результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития социальнокоммуникативных умений - 11 детей (55%). Низкий уровень имеется у 8 детей (40%). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5 %). Это говорит о недостаточном развитии социально-коммуникативных умений, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса игр «Давай дружить» с целью развития социальнокоммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. В ходе проектировочной деятельности были отобраны 10 сюжетно-ролевых игр,
каждая из которых имеет определенную цель по темам, представленным в приложении 10. Каждая из сюжетно-ролевых игр включает предварительную работу, организацию предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов и индивидуальную работу с теми детьми, у которых степень овладения ролью находится на низком уровне. Комплекс игр «Давай дружить» также включает театрализованные этюды и дидактические игры, работу с родителями, что позволяет более комплексно и всесторонне развивать социально-коммуникативную сторону, диалогическую и выразительную речь.
После реализации комплекса игр была проведена повторная диагностика уровня развития собственно речевых, интерактивных, перцептивных умений в структуре социально-коммуникативных умений, результаты которой показали: 3 дошкольника (15 %) находятся на высоком уровне развития собственно речевых, интерактивных и перцептивных умений в игровой деятельности, 14 детей (70 %) - на среднем уровне. С низким уровнем представлено 3 ребенка (15 %).
В целом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей социальнокоммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с применением игровой деятельности. Значительные качественные изменения зафиксированы в сфере выразительной стороны коммуникации при инициации общения и установлении контакта, проявлении эмоциональных переживаний и эмпатии в игровой или театрализованной ситуации.
Таким образом, роль игры в развитии социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что способствует развитию собственно речевых умений, интерактивных и перцептивных умений. Все это способствует формированию готовности детей вступать во взаимодействие с окружающими, управлять собственным личностным развитием.
Подобные работы
- Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020





