Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста

Работа №93782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО­
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие и виды социально-коммуникативных умений 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего
дошкольного возраста 18
1.3. Понятие и виды игр как средства развития социально­
коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.... 23 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО­
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Анализ деятельности МАДОУ ЦРР детский сад №550
«Академия Успеха» по развитию социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Исследование уровня развития социально-коммуникативных
умений у детей среднего дошкольного возраста 35
2.3. Разработка и реализация комплекса игр «Давай дружить» как
средства развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Актуальность исследования. Новые социально-экономические условия развития в России обусловили необходимость преобразования различных сфер деятельности. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, О.А. Бизикова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Н.В. Елкина, М.Н. Кожина).
Проведенные специальные исследования и практика
(Т.Н. Колокольцева, С.В. Коноваленко, С.И. Поздеева) позволяют сформулировать определенные выводы, что у детей дошкольного возраста важно, в первую очередь, развивать ту область коммуникативных навыков, которые не могут быть сформированы самостоятельно, а только с помощью и при воздействии взрослого. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, ценностей. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка.
Социально-коммуникативные умения (О.Ю. Багадаева,
Н.А. Воробьёва, О.Б. Сапожникова) детей среднего дошкольного возраста включают в себя:
• умение вести диалоговое взаимодействие; умение воспринимать (слушать) и понимать обращенную речь;
• умение вступать в диалог и поддерживать его;
• умение отвечать на заданные вопросы и самостоятельно задавать вопросы собеседнику;
• умение объяснить (донести) свою мысль собеседнику;
• умение использовать разнообразные речевые и языковые средства;
- адекватно вести себя с учетом коммуникативно-диалогической ситуации.
В целом, социально-коммуникативными умениями являются: умение слушать, умение передать информацию, умение понять другого, умение сопереживать, сочувствовать, умение адекватно оценить себя и других, умение принять мнение другого, умение решать конфликт, умение взаимодействовать с членами коллектива.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. По мнению ученых (Ю.Н. Емельянов, С.В. Коноваленко, Н.Г. Куприна), социально-коммуникативное общение детей дошкольного возраста превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень сформированности социально-коммуникативных умений. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых социально­коммуникативных умений, негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольников. В этом случае исследователи (К.А. Абульханова - Славская, С.И. Мерзлякова, Г.С. Тарасов) ставят перед образовательным дошкольным учреждением особую задачу - сформировать необходимый уровень социально-коммуникативных умений воспитанников на этапе подготовки и перехода к школьной форме обучения.
Большинство исследователей (А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Н.В. Дурова) выделяют средний дошкольный возраст как сензитивный для формирования социально-коммуникативных умений. Благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой [5]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) записано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера», каковыми и являются социально-коммуникативные умения [65].
Проблема формирования социально-коммуникативных умений у дошкольников описана в работах А.Г. Арушановой, О.П. Гаврилушкиной, Н.В. Елкиной, А.Н. Леонтьева, Ф.А. Сохина. С точки зрения этих авторов, формирование социально-коммуникативных умений в структуре личности дошкольника происходит в разных видах деятельности детей и, прежде всего, в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и ее влиянию на общение детей посвящены работы Т.И. Бабаевой, А.В. Запорожца, О.В. Хухлаевой, Д.Б. Эльконина и других.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по социальному развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования социально­коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Таким образом, актуальность проблемы развития социально­коммуникативных умений в среднем дошкольном возрасте имеет как теоретическое, так и эмпирическое значение.
Вышесказанное определило выбор темы исследования - «Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль игры как средства развития социально­коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить с помощью эмпирического исследования роль игры, как средства развития социально­коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды социально-коммуникативных умений в педагогике.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность и виды игр как средства развития социально­коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по развитию социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать и реализовать комплекс игр, направленных на развитие социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положение о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в процессе межличностного взаимодействия (Т.Г. Антипина, A.B. Коренева);
• концепция развития коммуникативной компетентности личности (Я.Л. Газмап, В.И. Кабрин, И.С. Кон, В.Н. Куницына, B.K. Манеров, Л.Б. Филонов, Е.А. Хорошелова);
• о коммуникативной компетентности, рассматриваемой в качестве характеристики взаимодействия людей в коллективе, системы социально­коммуникативных знаний и умений, личностного качества и модели поведения, способности к общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Богачек, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, В.Н. Панкратов, В.Н. Панферов, Г.С. Трофимова, В.М. Шепель).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: анализ и обобщение нормативных документов; анкетный опрос; наблюдение и опрос по методикам: наблюдения за игровой деятельностью детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Стройка» и «Семья», методика «Необитаемый остров», методика «Не поделили игрушку» О.М. Ельцовой; количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР - детский сад №550 «Академия Успеха», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Советская, д. 8А.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «социально­коммуникативные умения».
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной по своей сути и природе, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Коммуникативные умения - это комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий человека и его способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Средний дошкольный возраст сенситивен для развития социально­коммуникативных умений, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. С четырех лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Социально-коммуникативные умения рассматриваются как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что социально-коммуникативные умения являются необходимым условием успешной реализации личности. Дошкольный возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
Критериями социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста выступают: предпочтение и симпатия, сочувствие и отзывчивость, интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться с ними, проявление заботы о товарище, объективность оценок и самооценок.
Педагогическими условиями развития социально-коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей самостоятельности и активности в установлении дружеских взаимоотношений;
2) включение детей в специально организованную совместную игровую деятельность.
Методика работы с детьми по развитию социально-коммуникативных умений должна строиться на проигрывании педагогических ситуаций, решении проблемных ситуаций, выполнении игровых заданий, включении детей в игры-драматизации и беседы, проведении досугов и развлечений.
Успешное решение задачи развития социально-коммуникативных умений зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
На основании проведенного теоретического анализа проблемы использования игры как средства развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста была проведена опытно­поисковая работа, целью которой является изучение уровня развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и создание комплекса игр, направленных на развитие этих умений в условиях ДОУ.
МАДОУ ЦРР - детский сад №550 «Академия Успеха» осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы «Радуга» (под научным руководством Е.В. Соловьёвой), в которой под социально­коммуникативными умениями понимается: собственно речевые умения; интерактивные умения; перцептивные умения.
В педагогической работе были задействованы средние дошкольники в возрасте 4-5 лет с согласия родителей. В ходе исследования было установлено, что 12 детей (60 %) находятся на среднем уровне развития собственно речевых умений в игровой деятельности, 6 детей (30%) - на низком уровне развития собственно речевых умений. С высоким уровнем всего лишь 2 ребенка (10 %).
Изучение интерактивных умений в структуре социально­коммуникативных умений показало, что 45 % (9 человек) детей показали низкий уровень развития интерактивных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу; 35 % (7 человек) детей имеют средний уровень развития интерактивных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера; 20 % детей (4 человека) показали высокий уровень развития интерактивных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
По результатам исследования было диагностировано, что:
• у 14 детей (70 %) имеется низкий уровень развития перцептивных умений,
• у 6 детей (30 %) - средний уровень,
• детей с высоким уровнем не было выявлено.
В целом, результаты диагностики дошкольников показали, что у большинства из них имеется средний уровень развития социально­коммуникативных умений - 11 детей (55%). Низкий уровень имеется у 8 детей (40%). Высокий уровень представлен у 1 ребенка (5 %). Это говорит о недостаточном развитии социально-коммуникативных умений, что затрудняет социализацию и личностное развитие детей.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса игр «Давай дружить» с целью развития социально­коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. В ходе проектировочной деятельности были отобраны 10 сюжетно-ролевых игр,
каждая из которых имеет определенную цель по темам, представленным в приложении 10. Каждая из сюжетно-ролевых игр включает предварительную работу, организацию предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов и индивидуальную работу с теми детьми, у которых степень овладения ролью находится на низком уровне. Комплекс игр «Давай дружить» также включает театрализованные этюды и дидактические игры, работу с родителями, что позволяет более комплексно и всесторонне развивать социально-коммуникативную сторону, диалогическую и выразительную речь.
После реализации комплекса игр была проведена повторная диагностика уровня развития собственно речевых, интерактивных, перцептивных умений в структуре социально-коммуникативных умений, результаты которой показали: 3 дошкольника (15 %) находятся на высоком уровне развития собственно речевых, интерактивных и перцептивных умений в игровой деятельности, 14 детей (70 %) - на среднем уровне. С низким уровнем представлено 3 ребенка (15 %).
В целом, результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей социально­коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста с применением игровой деятельности. Значительные качественные изменения зафиксированы в сфере выразительной стороны коммуникации при инициации общения и установлении контакта, проявлении эмоциональных переживаний и эмпатии в игровой или театрализованной ситуации.
Таким образом, роль игры в развитии социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста заключается в том, что способствует развитию собственно речевых умений, интерактивных и перцептивных умений. Все это способствует формированию готовности детей вступать во взаимодействие с окружающими, управлять собственным личностным развитием.


1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. - Москва : МИГУ : Прометей, 2013. - 135 с.
2. Актуальные вопросы теории и практики социально-
коммуникативного развития дошкольников : материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции (25 апреля 2015 г.). - Иркутск : Иркутский государственный университет, 2016. - 473 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
4. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2018. - 160 с.
5. Антонова, Т. В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир? ; под ред. Т. В. Антоновой. - Москва : Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2015. - С.10-26.
6. Арушанова, А. Г. Истоки диалога / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова, Н. В. Дурова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 82­90.
7. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 51-61.
8. Ахьямова, И. А. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе театральной деятельности: диссертация ... канд. пед. наук / И. А. Ахьямова. - Екатеринбург, 2016. - 140 с.
9. Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2018. - 237 с.
10. Бодалёв, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А. Бодалёв. - Москва : Международная педагогическая академия, 2014. - 438 с.
11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2016. - 355 с.
12. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2014. - 255 с.
13. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста : учебное пособие / Л. Н. Вахрушева. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 187 с.
14. Волков, Б. С. Психология развития человека / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Москва : Академический проект, 2016. - 224 с.
15. Воробьёва, Н. А. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н. А. Воробьёва, О. Б. Сапожникова. - Москва : Интеллект- Центр, 2016. - 128 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ