ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностного отношения к
народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития ценностного
отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии
ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию ценностного отношения к
народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Актуальность проблемы развития у детей ценностного отношения к народному искусству состоит в том, что общество нацелено на воспитание гражданина, знающего духовное богатство своего народа и любящего свою Родину. Воспитать человека-гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота своей Родины без опоры на национальную культуру и народное искусство невозможно. Вопросы обновления воспитательного процесса на основе отечественных традиций, что нашло отражение в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, в котором утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия определяет приоритетную задачу воспитания в Российской Федерации - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает развитие ценностного отношения к родной культуре, народному искусству, к традициям своего народа.
Дошкольный возраст - это самый ответственный период, когда закладывается фундамент личности, формируются его ценностные установки и ориентиры в окружающем мире. Развитие у детей ценностного отношения к народному искусству способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Значимым средством развития у детей ценностного отношения к народному искусству выступает декоративно-прикладная деятельность, т.к. изделия декоративно
прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передаются от поколения к поколению.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Применяя в воспитании старших дошкольников народное декоративноприкладное искусство, можно выделить главную идею - воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому на протяжении своего существования отечественная педагогика и ее яркие представители Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие, выделяют главный принцип - воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края. Ученые отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре. Б.М. Неменский говорил о том, что детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций.
В то же время на практике наблюдается противоречие между необходимостью развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно -прикладной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладной деятельности?
Актуальность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности».
Объект исследования: процесс развития ценностного отношения к народному искусству.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию ценностного отношения к народному искусству у старших дошкольников в декоративно - прикладной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию ценностного отношения к народному искусству у старших дошкольников в декоративно-прикладной деятельности.
Задачи исследования:
• на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «ценностного отношения к народному искусству»;
• выявить особенности развития ценностного отношения к народному искусству у детей дошкольного возраста;
• раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста;
• провести диагностику развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста;
• спроектировать содержание работы по развитию ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Теоретической основой исследования явились
• работы о природе ценностного отношения как психического процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.В. Давыдов, С.В. Дерябо, Г.Г. Кравцов);
• современные психолого-педагогические концепции развития дошкольников (О.М. Дьяченко, A.B. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.Г. Рузская);
• исследования в области психологии детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.И. Киреенко, Т.Г. Казакова, О.М. Дьяченко);
• исследования о значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников (П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, Р.Н. Смирнов, Т.С. Шацкий);
• методические подходы к организации детской декоративноприкладной деятельности в работах исследователей (Е.А. Флерина, Т.Н. Доронова, Т.Н. Комарова); исследования о приобщении дошкольников к эстетическим ценностям на основе народного искусства (Т.Н. Доронова, Т.Н. Комарова, О.Л. Князева, М.Д. Маханёва).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 88» г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 источников), приложений.
В процессе исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что ценностное отношение к народному искусству старших дошкольников характеризуется совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности народного искусства, проявлением ответственного и бережного отношения к предметам народного искусства, практическим интересом к нему, сформированным в декоративно-прикладной деятельности.
2. Выявлены особенности развития ценностного отношения к народному искусству у детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем: целостность восприятия, высокий уровень эмоциональности переживаний, развитые способностями к осмыслению и обобщению собственных чувств.
3. Раскрыты возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Декоративное искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, мир доброго и созидающего. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мировоззрение ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть национальной культуры. Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства, что становится основой развития ценностного отношения к народному искусству. Дети учатся уважать труд художника-мастера, ценить культурные региональные традиции, учатся трудолюбию, на примере труда и творчества народных мастеров.
4. Проведена диагностика развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. На основе диагностических методик Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, О.А. Соломенниковой, Ю.В. Максимова мы выделили следующие показатели развития ценностного отношения к народному искусству у детей:
• полнота знаний о закономерностях декоративно-прикладной деятельности (верное воспроизведение в представлениях детей предметов народного искусства, их свойств);
• направленность на освоение ценностей народного искусства, интерес к декоративно-прикладной деятельности и ее результатам;
• способность применять знания о закономерностях декоративноприкладной деятельности в собственной декоративно-прикладной деятельности.
Результаты исходной диагностики показали, что на высоком уровне ценностное отношение к народному искусству у 2 детей, на среднем уровне у 7 детей, на низком уровне у 9 детей. В процентном соотношении: высокий уровень - 11 %; средний уровень - 39 %; низкий уровень - 50 %. Делаем вывод о недостаточном уровне сформированности ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по декоративно-прикладной деятельности.
5. Спроектировано содержание работы по развитию ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
В разработанный комплекс входили такие темы, как «Волшебная дымка», «Хохлома», «Голубая гжель», «Городецкие узоры»,
«Филимоновская игрушка», «Русская матрешка», «Веселая ярмарка». В работе мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности, в частности, беседу, занятие, дидактические игры, совместную деятельность, рассматривание альбомов, чтение художественной литературы, рисование и пр.
В процессе частичного проведения занятий у детей обогатились представления, знания о народном декоративно-прикладном искусстве, о его многообразии. Во время занятий дети познакомились с новыми видами народных игрушек, научились видеть и выделять основные средства выразительности игрушки. Например, на занятии «Золотая хохлома» познакомились с элементами хохломской росписи: травинки, капельки, усики, завитки, кустики и т.д.
У дошкольников сформировался интерес к декоративно-прикладному искусству, дети проявляли эмоциональную отзывчивость на изделия народных мастеров, с большим увлечением играли в дидактические игры, которые были включены не только в комплекс занятий, но также в свободную деятельность. Дети продемонстрировали способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания произведений декоративно-прикладного искусства.
Дошкольники с огромным желанием принимали участие в развлечении «Веселая ярмарка», в выставке поделок, выполненных по мотивам народного промысла совместно с родителями.
1. Абишева, А. К. О понятии «ценность» / А.К. Абишева // Вопросы философии. - 2002. - № 3. - С. 139-149.
2. Агарагимова, В. К. Эстетическое воспитание детей 5-6 лет средствами народного искусства : диссертация кандидата педагогических наук / В. К. Агарагимова. - Махачкала, 2005. - 215 с.
3. Андрюкова, М. Ю. Значение художественно-эстетического
воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / М. Ю. Андрюкова // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции. - Буки-Веди, 2012. - URL :
https://moluch.ru/conf7ped/archive/22/2221/ (дата обращения: 19.11.2019).
4. Анисимов, С. Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры) / С. Ф. Анисимов. - Москва : Мысль, 2010. - 183 с.
5. Артеменко, Н. М. Природа и эстетическое воспитание учащихся: учебно-методическое пособие / Н. М. Артеменко. - Москва, 2014. - 80 с.
6. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. редакцией С. В. Астраханцевой, - Ростов на Дону : Феникс, 2006. - 347 с.
7. Ашилов, В. Детям надо помочь влюбиться в красоту / В. Ашилов, С. Ашилова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 22-27.
8. Варкин, И. Ребенок в мире творчества / И. Варкин // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С. 57-67.
9. Васильева, К. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре родного края. / К. В. Васильева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-3. - С. 562-565.
10. Величко, Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия Энциклопедия / В. К. Величко. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.
11. Верб, Л. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / Л. А. Верб. Ленинград, 1981. - 36 с.
12. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское
творчество: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Т. Я.
Шпикаловой, Г. А. Поровской. - Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
13. Горохова, В. А. Развитие изобразительного творчества в традициях искусства хохломской росписи / В. А. Горохова // Воспитатель ДОУ: практический журнал. - 2010. - № 5. - С. 30-36.
14. Грибовская, А. А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством / А. А. Грибовская // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 6. - С. 48-50.
15. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва, 1999. - 344 с...