Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности

Работа №93778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития ценностного отношения к
народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития ценностного
отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии
ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию ценностного отношения к
народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75

Актуальность проблемы развития у детей ценностного отношения к народному искусству состоит в том, что общество нацелено на воспитание гражданина, знающего духовное богатство своего народа и любящего свою Родину. Воспитать человека-гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота своей Родины без опоры на национальную культуру и народное искусство невозможно. Вопросы обновления воспитательного процесса на основе отечественных традиций, что нашло отражение в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р, в котором утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия определяет приоритетную задачу воспитания в Российской Федерации - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает развитие ценностного отношения к родной культуре, народному искусству, к традициям своего народа.
Дошкольный возраст - это самый ответственный период, когда закладывается фундамент личности, формируются его ценностные установки и ориентиры в окружающем мире. Развитие у детей ценностного отношения к народному искусству способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Значимым средством развития у детей ценностного отношения к народному искусству выступает декоративно-прикладная деятельность, т.к. изделия декоративно­
прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передаются от поколения к поколению.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Применяя в воспитании старших дошкольников народное декоративно­прикладное искусство, можно выделить главную идею - воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому на протяжении своего существования отечественная педагогика и ее яркие представители Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие, выделяют главный принцип - воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края. Ученые отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре. Б.М. Неменский говорил о том, что детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций.
В то же время на практике наблюдается противоречие между необходимостью развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно -прикладной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладной деятельности?
Актуальность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности».
Объект исследования: процесс развития ценностного отношения к народному искусству.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию ценностного отношения к народному искусству у старших дошкольников в декоративно - прикладной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию ценностного отношения к народному искусству у старших дошкольников в декоративно-прикладной деятельности.
Задачи исследования:
• на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «ценностного отношения к народному искусству»;
• выявить особенности развития ценностного отношения к народному искусству у детей дошкольного возраста;
• раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста;
• провести диагностику развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста;
• спроектировать содержание работы по развитию ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Теоретической основой исследования явились
• работы о природе ценностного отношения как психического процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.В. Давыдов, С.В. Дерябо, Г.Г. Кравцов);
• современные психолого-педагогические концепции развития дошкольников (О.М. Дьяченко, A.B. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.Г. Рузская);
• исследования в области психологии детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, В.И. Киреенко, Т.Г. Казакова, О.М. Дьяченко);
• исследования о значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников (П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, Р.Н. Смирнов, Т.С. Шацкий);
• методические подходы к организации детской декоративно­прикладной деятельности в работах исследователей (Е.А. Флерина, Т.Н. Доронова, Т.Н. Комарова); исследования о приобщении дошкольников к эстетическим ценностям на основе народного искусства (Т.Н. Доронова, Т.Н. Комарова, О.Л. Князева, М.Д. Маханёва).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 88» г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что ценностное отношение к народному искусству старших дошкольников характеризуется совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности народного искусства, проявлением ответственного и бережного отношения к предметам народного искусства, практическим интересом к нему, сформированным в декоративно-прикладной деятельности.
2. Выявлены особенности развития ценностного отношения к народному искусству у детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем: целостность восприятия, высокий уровень эмоциональности переживаний, развитые способностями к осмыслению и обобщению собственных чувств.
3. Раскрыты возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Декоративное искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, мир доброго и созидающего. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мировоззрение ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть национальной культуры. Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства, что становится основой развития ценностного отношения к народному искусству. Дети учатся уважать труд художника-мастера, ценить культурные региональные традиции, учатся трудолюбию, на примере труда и творчества народных мастеров.
4. Проведена диагностика развития ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. На основе диагностических методик Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, О.А. Соломенниковой, Ю.В. Максимова мы выделили следующие показатели развития ценностного отношения к народному искусству у детей:
• полнота знаний о закономерностях декоративно-прикладной деятельности (верное воспроизведение в представлениях детей предметов народного искусства, их свойств);
• направленность на освоение ценностей народного искусства, интерес к декоративно-прикладной деятельности и ее результатам;
• способность применять знания о закономерностях декоративно­прикладной деятельности в собственной декоративно-прикладной деятельности.
Результаты исходной диагностики показали, что на высоком уровне ценностное отношение к народному искусству у 2 детей, на среднем уровне у 7 детей, на низком уровне у 9 детей. В процентном соотношении: высокий уровень - 11 %; средний уровень - 39 %; низкий уровень - 50 %. Делаем вывод о недостаточном уровне сформированности ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты сориентировали нас в направлении разработки комплекса занятий по декоративно-прикладной деятельности.
5. Спроектировано содержание работы по развитию ценностного отношения к народному искусству у детей старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
В разработанный комплекс входили такие темы, как «Волшебная дымка», «Хохлома», «Голубая гжель», «Городецкие узоры»,
«Филимоновская игрушка», «Русская матрешка», «Веселая ярмарка». В работе мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности, в частности, беседу, занятие, дидактические игры, совместную деятельность, рассматривание альбомов, чтение художественной литературы, рисование и пр.
В процессе частичного проведения занятий у детей обогатились представления, знания о народном декоративно-прикладном искусстве, о его многообразии. Во время занятий дети познакомились с новыми видами народных игрушек, научились видеть и выделять основные средства выразительности игрушки. Например, на занятии «Золотая хохлома» познакомились с элементами хохломской росписи: травинки, капельки, усики, завитки, кустики и т.д.
У дошкольников сформировался интерес к декоративно-прикладному искусству, дети проявляли эмоциональную отзывчивость на изделия народных мастеров, с большим увлечением играли в дидактические игры, которые были включены не только в комплекс занятий, но также в свободную деятельность. Дети продемонстрировали способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания произведений декоративно-прикладного искусства.
Дошкольники с огромным желанием принимали участие в развлечении «Веселая ярмарка», в выставке поделок, выполненных по мотивам народного промысла совместно с родителями.


1. Абишева, А. К. О понятии «ценность» / А.К. Абишева // Вопросы философии. - 2002. - № 3. - С. 139-149.
2. Агарагимова, В. К. Эстетическое воспитание детей 5-6 лет средствами народного искусства : диссертация кандидата педагогических наук / В. К. Агарагимова. - Махачкала, 2005. - 215 с.
3. Андрюкова, М. Ю. Значение художественно-эстетического
воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / М. Ю. Андрюкова // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции. - Буки-Веди, 2012. - URL :
https://moluch.ru/conf7ped/archive/22/2221/ (дата обращения: 19.11.2019).
4. Анисимов, С. Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры) / С. Ф. Анисимов. - Москва : Мысль, 2010. - 183 с.
5. Артеменко, Н. М. Природа и эстетическое воспитание учащихся: учебно-методическое пособие / Н. М. Артеменко. - Москва, 2014. - 80 с.
6. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. редакцией С. В. Астраханцевой, - Ростов на Дону : Феникс, 2006. - 347 с.
7. Ашилов, В. Детям надо помочь влюбиться в красоту / В. Ашилов, С. Ашилова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 22-27.
8. Варкин, И. Ребенок в мире творчества / И. Варкин // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С. 57-67.
9. Васильева, К. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре родного края. / К. В. Васильева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-3. - С. 562-565.
10. Величко, Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия Энциклопедия / В. К. Величко. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.
11. Верб, Л. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / Л. А. Верб. Ленинград, 1981. - 36 с.
12. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское
творчество: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Т. Я.
Шпикаловой, Г. А. Поровской. - Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
13. Горохова, В. А. Развитие изобразительного творчества в традициях искусства хохломской росписи / В. А. Горохова // Воспитатель ДОУ: практический журнал. - 2010. - № 5. - С. 30-36.
14. Грибовская, А. А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством / А. А. Грибовская // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 6. - С. 48-50.
15. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва, 1999. - 344 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ