Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №93777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
эмоциональной сферы у детей 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89

Актуальность исследования. Проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является актуальной в современном образовании. Приказом Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [51] обозначены обязательные требования к дошкольному образованию. В этом документе целевыми ориентирами являются развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [51]. Важность развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста отмечена и Федеральным Законом «Об образовании», где в качестве приоритетного направления определено создание условий эмоционально-нравственного воспитания детей [68].
Значение эмоциональной сферы понимается как важнейший аспект всестороннего гармоничного развития ребенка. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А.В. Запорожец констатировал, что «эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности» [21, с. 114]. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, его поведения, как основы формирования высших психических функций, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его психики.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития эмоциональной сферы. В этот период ребенок способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять сочувствие (эмпатию) к окружающим. Ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми: родителями, воспитателями, сверстниками.
Большим потенциалом в развитии эмоциональной сферы дошкольников обладает изобразительная деятельность, представленная в дошкольном образовании рисованием, лепкой и аппликацией. Основным назначением изобразительной деятельности является образное отражение действительности. Здесь перед ребенком открываются широкие возможности для выражения того, что взволновало, заинтересовало, вызвало в душе целый спектр эмоций.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса в условиях изобразительной деятельности.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Все вышеизложенное определило тему исследования: «Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию
эмоциональной сферы у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику исходного уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Теоретическая основа исследования.
Проблема развития эмоциональной сферы раскрыта в трудах отечественных педагогов, психологов: Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [9], А.Н. Леонтьева [42], С.А. Рубинштейна [58], А.П. Усовой [67], Д.Б. Эльконина [79]. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста изучались В.К. Вилюнасом [8], А.В. Запорожцем [21], М.С. Неймарк [49], Я. Рейковским [57], Л.П. Стрелковой [63], Б.М. Тепловым [65] и др. Развитие ребенка в процессе изобразительной деятельности изучали Н.А. Ветлугина [7], Г.Н. Пантелеев [53], Л.В. Пантелеева [54], В.Б. Косминская и Н.Б. Халезова [36], P.M. Чумичева [72] и др. Актуальные проблемы интеграции различных видов изобразительной деятельности, ее взаимосвязи с другими видами детской деятельности были рассмотрены в исследованиях Т.Г. Казаковой [29] и Т.С. Комаровой [34]. Методические разработки, касающиеся развития эмоциональной сферы в процессе художественной деятельности, связаны с именами А.С. Галанова [12], А.Г. Гогоберидзе [13], В.А. Деркунской [19], Г.А. Прасловой [55], Л.Н. Кряжевой [38], Л.В. Школяр [75].
Методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, педагогическое проектирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности может быть использован в образовательном процессе детских дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МБДОУ ПГО «Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Полевской.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе теоретического анализа литературы раскрыто понятие «эмоциональная сфера», которое означает систему психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Эмоциональная сфера представляет собой сложную систему взаимодействующих и взаимообуславливающих аффектов, настроений, состояний и чувств. Она развивается на протяжении всего дошкольного детства, усложняясь и расширяясь с каждым годом, по мере взросления ребенка и возникновения новообразований в социальном взаимодействии.
2. Выявлены особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в повышении уровня понимания детьми эмоционального состояния; различии в понимании разных эмоций у старших дошкольников становятся все менее значимыми; восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки эмоционального состояния человека; увеличении активного, а также и пассивного, словаря обозначений эмоционального состояния. Основными взаимосвязанными направлениями (линиями) развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте можно назвать эмоционально-экспрессивное направление, эмоциональное регулирование поведения и общения, развитие социальных эмоций.
3. Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать изобразительную деятельность, в которой происходит создание произведений, специфически отображается объективная реальность в форме художественных образов. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребенка, когда он получает возможность воспринимать разнообразие эмоций и воплощать свои эмоциональные переживания в творчестве. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности; ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие; ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Для развития личности ребенка важны разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, нетрадиционное рисование, лепка, вырезание из салфеток фигурок и наклеивание их и т.д. Задача педагога заключается в создании всех необходимых условий для эмоционального, образного восприятия действительности, формировании эстетических чувств и представлений, развитии образного мышления и воображения, формировании навыков и умений, способов создания изображений. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
4. Результаты исходной диагностики показали преобладание среднего уровня развития эмоциональной сферы у дошкольников, что позволило сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников. С этой целью осуществлялось проектирование работы по развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет, предусматривающей разработку и апробирование комплекса занятий на основе изобразительной деятельности и применения игровых заданий.
5. Комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности включал знакомство с эмоциями радости и грусти, гнева и злости, удивления и страха, зависти и доброжелательности. На занятиях дети учились контролировать свои эмоции, развивали навыки самоконтроля, учились управлять своим эмоциональным состоянием, понимать свои и чужие чувства, выражать их с помощью рисования; учились преодолевать негативные эмоциональные состояния, навыкам конструктивного социального взаимодействия, осваивали понятия дружбы и общения, взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи. После проведения проектировочной работы и апробация комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет выявлена положительная динамика и эффективность проведения проектировочной работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Результаты исследовательской работы могут применять в практике своей работы педагоги, воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений.


1. Атарова, А. Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие /
A. Н. Атарова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4 (40). - С.104­112.
2. Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому
регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками : диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08 /
B. Н. Белкина ; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского - Ярославль, 2000. - 381 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1986. - 278 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности /
Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн. - Санкт-Петербург : Речь, 2009 - 352 с.
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - Москва : Педагогика, 1990. - 144 с.
6. Васильева, Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста / Е. Н. Васильева // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 15-25.
7. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1974. - 175 с.
8. Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. - Санкт- Петербург : Питер, 2004. - 288 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1991. - 184с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. : в 6 т. - Москва : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 295 с.
11. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Т. П. Гаврилова ; АПН научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - Москва, 1977. - 216 с.
12. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А. С. Галанов. - Москва : ТЦ «Сфера», 2000.
13. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - Москва : Академия, 2005. - 320 с.
14. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева. // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 137-149.
15. Гребенщикова, Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально- экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. В. Гребенщикова ; Кузбасская государственная педагогическая академия - Новокузнецк, 2011. - 209 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ