ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Развитие эстетического отношения к природе у детей как
педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
эстетического отношения к природе у детей 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения к
природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность темы исследования на современном этапе определяется повышенным вниманием к проблеме развития эстетического отношения к природе у детей. Природа является средой обитания человека. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из базовых национальных ценностей определена природа [14]. Развитие у детей способности восхищаться совершенством ее форм, гармонией красок, потребности к общению с красотой окружающего мира - является залогом их бережного и ответственного отношения к природе в их будущей взрослой жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, включает в себя содержание пяти образовательных областей. В содержательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагается, в частности, «становление эстетического отношения к окружающему миру» [41].
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития эстетического отношения растущего человека к миру природы. Красота природы, совершенство ее форм способствуют созданию значимых эмоций, пробуждению интереса ребенка к окружающей жизни, развитию его психических процессов: любознательности, памяти, мышления и др.
Природа является содержанием изобразительного искусства. Через изобразительную деятельность дети дошкольного возраста получают возможность отражать образы и явления природы, передавать свое отношение к ним в рисунках.
На сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях представлены и успешно реализуются программы, ориентированные на знакомство детей с миром природы в опоре на художественные образы и изобразительную деятельность детей: «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста» Т.С. Комаровой, «Воспитание и обучение детей в детском саду» М.А. Васильевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой. В то же время на практике существует противоречие между возможностями обращения к изобразительной деятельности для развития у детей эстетического отношения к природе и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в дошкольных образовательных организациях.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каким образом развивать эстетическое отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы нашей работы: «Развитие эстетического отношения к природе у старших дошкольников в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития у детей эстетического отношения к природе.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе планируется решить следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в психологопедагогической литературе.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у детей.
4. Провести диагностику начального уровня развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий, направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, классификация, систематизация и обобщение теоретических данных.
Эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, педагогическое проектирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили:
• работы по эстетическому воспитанию дошкольников:
Н.А. Ветлугиной, А.А. Мелик-Пашаева, Э.В. Никитиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой и др.;
• исследования по проблеме развития эстетического отношения к природе у дошкольников: А.А. Адаскина, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, П.Г. Саморуковой, В.А. Ясвина;
• исследования о потенциале изобразительной деятельности в развитии личности дошкольников: Г.Г. Григорьевой, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Г.В. Лабунской, Б.М. Теплова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретического и практического материала (комплекса занятий по изобразительной деятельности) в работе по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 37 комбинированного вида» г. Первоуральска, дети старшей группы (12 чел).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Теоретический анализ литературы и проведенное практическое исследование подтвердили актуальность выбранной темы. Развитие эстетического отношения к природе в настоящее время является одним из важных аспектов дошкольной педагогики, поскольку очень важно научить детей бережно и с любовью относиться к природе.
В ходе исследования были решены поставленные задачи.
1. Рассмотрев в теоретической части работы сущность понятия «эстетическое отношение», мы пришли к выводу, что эстетическое отношение к природе это - система индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего. Содержание процесса развития у детей эстетического отношения к природе включает: развитие чувства сопричастности природе, способности воспринимать ее красоту и потребности в созидательной деятельности в окружающем мире на основе гармонии и равновесия.
2. Старший дошкольный возраст является важным периодом для развития личности и ее качеств, ценностных и эстетических установок. Дети в этом возрасте учатся наблюдать, развивают любознательность, у них формируются экологические знания о сезонных явлениях природы. Происходит знакомство детей с многообразием родной природы, с растениями и животными различных климатических зон. Формируются представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как
патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых,
охраняющих и умножающих природные богатства.
3. Средством для развития эстетического отношения к природе в старшем дошкольном возрасте может выступать изобразительная деятельность - особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Ознакомление детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет эстетическое отношение к природе.
4. Показателями эстетического отношения к природе являются когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.
Проведенная диагностика (выявление уровня развития эстетического отношения детей к природе) показала, что большинство детей обладает средним уровнем развития эстетического отношения к природе. На этой основе был разработан комплекс занятий и наблюдений на природе, способствующих повышению уровня эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Комплекс занятий построен на основе изобразительной деятельности с использованием разных видов техники, включая нетрадиционное рисование, пластилинографию, лепку, бумагопластику, элементы декоративно-прикладного искусства. В разработку занятий были включены темы, направленные на раскрытие особенностей проявлений природы и явлений природы в разное время года.
Применение разнообразных техник изодеятельности на занятиях усиливает интерес детей к возможностям изображения наблюдаемых в природе предметов, объектов и явлений при помощи разных способов и приемов, способствует развитию эстетического восприятия, формирования эстетических потребностей и способностей, способствует формированию эстетической оценки в соответствии с возрастом.
На занятиях дети получили массу положительных эмоций, была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить и показать свое эстетическое отношение к природе. Были представлены выставочные вернисажи с детскими работами.
6. Наблюдения за детьми в процессе проведения занятий показали, что у детей систематизировались представления о природных объектах, об эстетике окружающего мира, развились эмоциональная отзывчивость к образам природы, эмпатия по отношению к природе в её разных состояниях, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свое отношение к природе в художественно-творческой деятельности.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены. Материалы нашего исследования: теоретические и практические (разработку комплекса занятий по изобразительной деятельности) могут использовать в своей работе по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста воспитатели дошкольных учреждений, методисты, педагоги.
1. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А. А. Адаскина. - Москва : Просвещение, 2008. - 285 с.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва : Просвещение, 1964. - 304 с.
3. Беляев, А. А. Эстетика: Словарь [Электронный ресурс] /Под общей редакцией А. А. Беляева // Москва : Политиздат, 1989. - 447 с. - URL : https://litlife.club/books/241266/read?page=95 (дата обращения: 04.05.2019).
4. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - Москва : Искусство, 1956. - 292 с.
5. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников - экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград : Учитель, 2019. - 157 с.
6. Варкки, Н. А. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. А. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 57-67.
7. Васина, О. Н. Психолого-педагогические механизмы формирования
эмоционально-ценностного отношения к природе с использованием традиций народной экологии [Электронный ресурс] / О. Н. Васина // Известия высших учебных заведений: Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4. - С. 111-117. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/v/psihologo-pedagogicheskie-mehanizmy- formirovaniya-emotsionalno-tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode-s- ispolzovaniem-traditsiy-narodnoy (дата обращения: 23.07.2019).
8. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др.; под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1989. - 79 с.
9. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1972. - 156 с.
10. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 2011. - 244 с.
11. Гончарова, Е. В. Теория и методика педагогического исследования : учебное пособие. / Е. В. Гончарова, Т. С. Телегина. - Нижневартовск : НВГУ, 2016. - 220 с.
12. Гончарова, Е. В. Формирование эстетического отношения к
природе у детей старших дошкольников средствами музыки /
Е. В. Гончарова. - Нижневартовск, 2002. - 457 с.
13. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва : Академия, 1997. - 272 с.
14. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.
15. Дерябо, С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Москва : ЦКФЛ РАО, 1995. - 147 с...