Формирование нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия
общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви
1.1. Формирование нравственной устойчивости у обучающихся 6-7
классов как педагогическая проблема 16
1.2. Условия эффективности взаимодействия общеобразовательной
школы с организациями Русской Православной Церкви по формированию нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов 28
1.3. Функциональная модель формирования нравственной
устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной
Церкви 42
Выводы по 1 главе 51
ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа по формированию нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в общеобразовательной школе на начальном этапе опытно-поисковой
работы 53
2.2. Ход и содержание работы по формированию нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия
общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви 60
2.3. Диагностическое исследование уровня сформированности нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в общеобразовательной школе на итоговом этапе опытно-поисковой работы 65
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Актуальность исследования. В рамках решения актуальных задач образования, определенных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования [1] перед педагогическим сообществом акцентируется внимание на необходимости формирования и развития компонентов личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, среди которых, выделим: «воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению; формирование уважительного отношения к труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» [1].
Акцентируем внимание на том, что начало обучения школьника в основной школе совпадает с изменением его психического развития, когда с позиции возрастной психологии, у ребенка завершается период детства, и начинается новый период - подростковый. Данный период сопровождается активным процессом социализации, у подростка формируется его миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры и принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках. При этом на формирование внутреннего мира подростка начинают оказывать влияние внешние относительно школьного воспитательного процесса, и, зачастую, деструктивные факторы. Это служит причиной девиантного поведения обучающихся, снижением успеваемости в освоении общей образовательной программы. Практический воспитательный опыт образовательных организаций показывает, что значительное отступление от традиционных норм нравственного поведения у подростков начинает наблюдаться с периода среднего школьного возраста, а именно в 6-7 классе. Одним из важных направлений противодействия этим деструктивным факторам, является формирование у обучающихся нравственной устойчивости, как способности противостоять их сбивающему воздействию. Что актуализирует перед педагогическим сообществом поиск путей формирования нравственной устойчивости обучающихся 6-7 классов, как одним из важных способов достижения целей духовно-нравственного воспитания.
Укажем, что для решения данных задач, нормативные документы уровня Концепций [2],[3], ориентируют образовательную организацию на взаимодействие с другими субъектами социализации, в том числе, религиозными объединениями традиционных для Российской Федерации религий. Это позволяет образовательной организации при работе в этом направлении обращаться к воспитательному опыту Русской Православной Церкви.
Отметим, что необходимость обращения к педагогическому наследию Русской Православной Церкви подчеркивается рядом современных исследований в области педагогики духовно-нравственного воспитания (Ф.Н.Козырев, И.В.Королькова, И.В.Метлик, С.Т. Погорелов, Т.В.Склярова, В.И.Слободчиков, И.А.Соловцова и др.), в которых указывается, что взаимодействие Русской Православной Церкви и государственной системы образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения является логичным, исторически оправданным и педагогически обоснованным процессом. При этом государственная система образования и Русская Православная Церковь выступают в роли социальных партнеров [2], [3], [4], [5], [6], [7].
Таким образом, необходимость решения образовательной организацией задач современного образования обуславливает актуальность постановки проблемы формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви.
Нормативные документы уровня ФЗ, ФГОС, Концепции [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9] формулируют перед государственной системой образования социальный заказ на формирование в личности обучающегося свойств воспитательного идеала (или приближение к нему), которое должно быть обеспечено в процессе духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия с традиционными религиозными организациями - как социальными партнерами. При этом реализация самого процесса формирования нравственной устойчивости обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви обуславливает необходимость проведения предварительного исследования условий данного взаимодействия. Это определяет актуальность исследования проблемы на социальнопедагогическом уровне.
Реализация процесса формирования нравственной устойчивости обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви предусматривает необходимость проведения исследования понятия «нравственная устойчивость». Это определяет актуальность рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Формирование нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви обуславливает необходимость разработки методических аспектов включения в содержание учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной организации знаний о духовно-нравственных ценностях, традиционных нравственных установках православной культуры. Это определяет актуальность исследования проблемы на научно-методическом уровне...
В данной диссертационной работе, в рамках решения актуальных задач образования, определенных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования [1] была выявлена проблема формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви, обоснована актуальность ее исследования и выявлены противоречия исследуемой проблемы на социально-педагогическом, на научно-теоретическом и на научно-методическом уровнях. Это позволило сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование нравственной
устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви». Была обозначена проблема исследования: определение повышения эффективности процесса формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви. Были определены объект исследования: процесс формирования нравственной устойчивости обучающихся 6-7 классов; предмет исследования: модель формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви. Была сформулирована цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы модели формирования нравственной устойчивости у обучающихся 67 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви. Была принята гипотеза исследования с предположение о том, что процесс формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви должен стать более результативным. Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы задачи исследования.
В соответствии с целью и задачами было проведено исследование повышения эффективности формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви, в рамках которого было выполнено следующее:
• изучена педагогическая проблема формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов;
• раскрыто содержание понятия «нравственная устойчивость»;
• выявлены условия эффективности взаимодействия
общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви по формированию нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов;
• Разработана структурно-функциональная модель формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви;
• Разработаны критерии нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов;
• Разработана диагностика определения нравственной
устойчивости личности обучающегося;
• Внедрена и проверена в работе структурно-функциональная модель формирования нравственной устойчивости у обучающихся 6-7 классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы с организациями Русской Православной Церкви.
В целом, проведенное исследование, качественный и количественный анализ результатов подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Российская Федерация. Министерство образования и науки.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования:[Гарант]. - 2019 - URL:
https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.08.2019).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России в сфере общего образования: [ГМЦ]. - 2019-URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-
shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i- vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения
10.04.2019).
3. Концепция государственной политики в области духовно - нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности: [б.и.]. -2019. - URL: http://www.state-religion.ru/files/concept01.pdf (дата обращения 20.04.2019).
4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273- ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.11.2019).
5. Погорелов, С.Т. Теория и практика духовно-нравственного воспитания детей и подростков: монография / С.Т. Погорелов. - Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2016. - 147 с. - текст непосредственный.
6. Метлик, И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы
теории, методологии и практики в российской школе./И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников. Под ред .д.п.н. И.В. Метлика. - Москва.: ПРОПРЕСС, 2012.- 264 с.
7. Слободчиков В.И. Отечественное образование - генетическая
матрица ценностей и смыслов Русского Мира:[HPSY.RU]. - 2019. - URL:http://hpsy.ru/authors/x193.htm (дата обращения: 10.09.2019).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования: [Гарант]. - 2019. - URL:
https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.08.2019).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт
полного (среднего) общего образования: [Гарант]. - 2019. - URL:
https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.08.2019).
10. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е
изд., перераб. и доп. - Москва: Юрист, 1997. - с.344.- текст :
непосредственный.
11. Абраменкова В. В._Агиологическая психология_ детская
святость/ В.В. Абраменкова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология.- 2005.-Вып.1. С. 103-113.- URL:
http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/278 (дата обращения 15.09.2019).
12. Слепухин, А.В. Информационная ценностно-воспитательная
среда как компонент процесса совместной деятельности школы и Русской Православной Церкви по духовно-нравственному воспитанию обучающихся/ А.В. Слепухин, И.Н. Семенова, Е.В. Калашников// Общеобразовательная школа: новые методики и технологии:
коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 227 с.)
13. Педагогический словарь: [Вокабула]. -2019.- URL:
http://www.вокабула.рф/словари/педагогический- словарь/нравственность (дата обращения 15.09.2019).
14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - Москва: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. — 896 с.
15. Большой психологический словарь/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко 4-е изд., расш. -. Москва: АСТ, - 2009.- 811 с...