Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью

Работа №93773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Дезадаптивное поведение как предмет психологического
исследования 7
1.2. Формирование дезадаптивного поведения у детей подросткового
возраста 12
1.3. Особенности коррекции дезадаптивного поведения у
обучающихся с умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 28
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 28
2.2. Обоснование выборов методов и методик выявления уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.. 30
2.3. Описание психодиагностической процедуры и анализ результатов
экспериментального изучения уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью 35
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 42
3.1. Составление психологической программы коррекции
дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.. 42
3.2. Методические рекомендации специальному психологу по
апробации психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность изучения адаптивного поведения человека определяется актуальными проблемами современного общества. Нестабильность социальной, экономической и политической жизни вызывает рост различных дезадаптаций в поведении подрастающего поколения. Проблема дезадаптивного поведения подростков, особенно проявления агрессивности, является одной из центральных социально-психологических проблем, которые затрагивают общество в целом, родителей, учителей и привлекают внимание исследователей.
Неадаптивное поведение, содержащееся нарушений интеллектуальной недостаточности, усугубляет и без того непростую ситуацию, которая в последнее время сложилась в нашем обществе. Неспособность умственно отсталого человека воспринимать абстрактные мысли, отсутствие достаточного контроля над поведением, эмоциональная неустойчивость, сниженная потребность в общении, неадекватность целенаправленности поведения, импульсивность и непоследовательность - все это затрудняет адаптацию умственно отсталого человека к жизни.
Повышение качества интеграции умственно отсталых лиц в общество возможно лишь при достаточной степени их социально-психической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетического развития и социализации. Одним из наиболее важных этапов онтогенеза следует рассматривать период школьного обучения и связанные с ним процессы адаптации и дезадаптации.
Эффективность психолого-педагогической деятельности зависит от комплексности и умения специалистов координировать свои действия, правильно выстраивать работу с родителями ребенка, оказывать психолого-педагогическую помощь не только младшему школьнику, но и его семье. Необходимо не забывать, что родители ребенка с агрессивным поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это способно значительно затруднить работу с ними.
Объектом исследования является дезадаптивное поведение обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Целью работы является реализация программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить нарушения в поведении обучающихся с умственной отсталостью как предмет научного исследования.
2. Изучить особенности проявления дезадаптации при умственной отсталости.
3. Рассмотреть направления и содержание профилактики нарушений в поведении у детей с умственной отсталостью.
4. Провести эмпирическое исследование дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Составление программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования были использованы следующие экспериментально-теоретические методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, метод изучения педагогической документации, метод прямого выборочного (стандартизированного) наблюдения, метод тестирования, методы первичной и вторичной статистической обработки данных, методы констатирующего, формирующего эксперимента.
Теоретическую основу исследования составили труды, таких авторов, как: Г. С. Абрамова, Ю. А. Александровский, А. И. Баева, К. Бютнер, И. В. Дубровина, С. Н. Кривцова, Л. Д. Лебедева, А. М. Прихожан, А. Н. Смирнова, Н. Ю. Хрящева.
База исследования: МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая разработка исследования заключается в программе психолого-педагогической коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (50 наименований) и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как отмечают многие психологи и педагоги нашего времени, антисоциальные и неадаптивные поведенческие проявления подросткового возраста очень распространены, общее снижение сложного и проблемного морального порядка, пропаганда нездорового образа жизни, исчезновение эстетики и здоровой культуры, трансляция социальности через СМИ и Интернет, поощрение лидеров общественного мнения в таком поведении - все это происходит из-за отсутствия действий. Социально неадаптивные и антисоциальные симптомы - лишь малая часть всего списка многочисленных причин.
Ребенок с умственной отсталостью - это особенный ребенок, который в силу своих психических особенностей по-другому воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов - когнитивного развития, эмоционально-волевой сферы, восприятия, неустойчивость мышления, внимания, памяти, речи, психики делает такого ребенка уязвимым к действию многих негативных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов.
Дети этой категории сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими людьми, учителя, обычно коллеги, чаще всего знают психические особенности ребенка и не любят такую ситуацию.
Можно выделить структурные, функциональные и клинико-патологические нарушения в поведении умственно отсталых детей.
Структурные поведенческие расстройства - это поведенческие расстройства, возникающие в результате первоначального органического повреждения центральной нервной системы. Эта форма поведенческих расстройств не является диагностическим критерием умственной отсталости у детей. С равной вероятностью нарушения в поведении этой группы могут возникать как у детей с умственной отсталостью, так и у детей с сохраненным интеллектом.
Психическое напряжение у нормального ребенка на начальном этапе адаптации постепенно плавно нарастает, но взрывные эмоциональные реакции характерны для умственно отсталых детей.
Существенные различия наблюдаются в качестве адаптивных психических процессов. В зависимости от типа личности здорового ребенка в адаптацию могут быть включены различные психологические защиты. Например, для беспомощной личности более характерна защита по типу угнетения и угнетения; для духовной - по типу рационализации и интеллектуализации; для демонстративной - по типу перехода, регрессии. Дети с умственной отсталостью часто прибегают к более примитивным защитным мерам, таким как отрицание проблемных ситуаций, бегство от них, отождествление агрессии или поведения с действиями других.
Таким образом, необходимо учитывать тот факт, что социальные факторы являются определяющими в характере дезадаптивного поведения и признавать влияние интеллектуальных дефектов на формирование отклонений в поведении.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13.
В исследовании приняла участие группа, состоящая из 6 обучающихся с умственной отсталостью 4 класса, 10-11 лет.
Цель исследования состояла в определении уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Эксперимент состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный (на основе промежуточного мониторинга).
У 50% испытуемых проявляется средний уровень школьной мотивации, 33% демонстрируют положительное отношение к школе.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что в 4 классе у обучающихся с умственной отсталостью отмечаются: низкая эффективность учебной деятельности, плохая успеваемость, трудности во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками, высокий уровень тревожности, низкая школьная мотивация, вследствие чего можно сделать вывод о низком уровне школьной адаптации.
Формирующий этап эксперимента проводился на базе МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13. В ходе формирующего этапа была произведена частичная апробация психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Всего было реализовано 5 занятий. Для отслеживания эффективности психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью, после ее частичной апробации, был проведен контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга). Оценка эффективности проводилась на основании сравнения результатов до проведения программы и после.



1. Абишева, Э. Д. Диагностика и коррекция дезадаптивного поведения у подростков / Э. Д. Абишева, Б. Т. Туралиева // Образование в XXI веке. - 2019. - С. 525-529.
2. Абуталипова, Э. Н. Проблемы диагностики расстройств аутистического спектра у обучающихся с умственной отсталостью /
Э. Н. Абуталипова, З. А. Аглиуллина, Г. Х. Юсупова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 6-1. - С. 4-6.
3. Альбрехт, Э. Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией : автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Э. Я. Альбрехт. - М., 2016. - 250 с.
4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн.- СПб. : Питер, 2016. - 217 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М., 2016. - 416 с.
6. Бажукова, О. А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис. . канд. псих. наук / О. А. Бажукова. - СПб., 2016. - 20 с.
7. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; перевод с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. - М., 2016. - 237 с.
8. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - М., 2016. - 268 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц ; перевод А. Боричева, Л. Царук, Л. Ордановский. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2017. - 512 с.
10. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн ; перевод с англ. Н. Ф. Цветкова. - СПб. : Братство, 2016. - 224 с.
11. Борякова, Н. Ю. Особенности представлений педагогов и родителей о дезадаптивном поведении первоклассников с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Борякова, Р. Х. Габбасова // Наука и инновации-современные концепции. - 2020. - С. 108-111.
12. Бреслав, Э. Г. Психокоррекция детской и подростковой агрессивности / Э. Г. Бреслав. - СПб. : Речь, 2015. - 144 с.
13. Васягина, Н. Н. Подходы к профилактике дезадаптивных форм поведения обучающихся / Н. Н. Васягина. Н. Б. Сычева // Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации. - 2018. - С. 30-74.
14. Гасилина, М. А. Воспитательно-образовательная работа с детьми с дезадаптивным поведением / М. А. Гасилина // Начальная школа. - 2019. - № 8. - С. 12-16.
15. Гасилина, М. А. Дезадаптивное поведение как путь к будущей девиации / М. А. Гасилина. В. М. Минияров // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. - 2020. - С. 251-256.
16. Деларю, В. В. Коррекция проявлений дезадаптивного поведения пациентов с личностными расстройствами / В. В. Деларю, В. О. Филатова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2019. - № 2. - С. 79-83.
17. Димитрюк, А. А. К вопросу о коррекции дезадаптивного поведения посредством включения в социально-психологический тренинг /
А. А. Димитрюк, В. Г. Смирнова // Редакционная коллегия. - 2021. - С. 34-39.
18. Димитрюк, А. А. Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройством аутистического спектра в условия образовательного процесса / А. А. Димитрюк // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений. - 2020. - С. 154-156.
19. Зайцев, К. А. Ролевая игра как технология работы с дезадаптивными подростками / К. А. Зайцев // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2019. - Т. 1. - № 11. - С. 295-298.
20. Иванова, О. В. Систематическая десенсибилизация как метод коррекции дезатаптивного поведения детей с аутизмом при проведении медицинских процедур / О. В. Иванова // Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании. - 2019. - С. 88-93.
21. Казин, Э. М. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Э. М. Казин // Валеология. - 2017. - № 4. - С. 125-129.
22. Кириллина, Т. Д. Коррекция дезадаптивного поведения в обеспечении безопасности подростков с легкой степенью умственной отсталости / Т. Д. Кириллина // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 111-116.
23. Киселёва, Ю. С. Дезадаптивное поведение подростков: причины и факторы / Ю. С. Киселёва, М. А. Ильина //ModernScience. - 2019. - № 6-3. - С. 220-223.
24. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. - СПб., 2016. - 108 с.
25. Конева, И. А. Психологические особенности умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению, и их коррекция / И. А. Конева, В. И. Надеждина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 308-312.
26. Котикова, И. С. К проблеме необходимости разработки программ коррекции дезадаптивного поведения детей с нарушениями интеллектуального развития в условиях инклюзивного образования / И. С. Котикова // Наука и социум : материалы Всероссийской научно¬практической конференции ; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы». - Новосибирск, 2019. - № XII. - С. 45-51.
27. Липунова, О. В. Взаимосвязь особенностей эмоциональной сферы и типа дезадаптивного поведения личности несовершеннолетних с девиантным поведением / О. В. Липунова // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 167-171.
28. Липунова, О. В. Психологическое сопровождение несовершеннолетних с девиантным поведением / О. В. Липунова // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. - 2017. - С. 73-84.
29. Лучинкина, А. И. Организация системной коррекции личности учащихся с социально дезадаптированным поведением / А. И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2018. - № 4. - С. 29-36.
30. Пахомов, И. А. Повышение эффективности усвоения социального опыта посредством коррекции дезадаптивного поведения ребёнка с РАС / И. А. Пахомов, Л. Н. Макарова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. - 2021. - С. 12-16.
31. Посохова, С. Т. Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков / С. Т. Посохова, А. Е. Колпакова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. - № 3. - С. 108-111.
32. Решкович, А. С. Предупреждение дезадаптивного поведения в
подростковой среде / А. С. Решкович // Международный студенческий
научный вестник. - 2016. - № 5-1. - С. 106-107.
33. Рожков, О. П. Коррекция (профилактика) социальной
дезадаптации детей с нарушением интеллектуального развития в ходе формирующего эксперимента / О. П. Рожков // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. - 2018. - С. 77-84.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2017. - 688 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника / С. Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2015. - 176 с.
36. Рычкова, Н. А. Педагогические условия профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков : дис. ... д. псих. наук / Н. А. Рычкова. - Мурманск. 2017. - 359 с.
37. Самойлюк, Л. А. Особенности проявлений агрессии у подростков с лёгкой умственной отсталостью / Л. А. Самойлюк, К. Г. Логунова,
A. Э. Юшкова // Педагогический имидж. - 2021. - Т. 15. - № 2 (51). - С. 247-259.
38. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : Медгиз, 2016. - 254 с.
39. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. - М., 2015. - 96 с.
40. Семичев, С. Б. Предболезненные психические расстройства / С. Б. Семичев. - М. : Медицина, 2016. - 183 с.
41. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности /
B. Я. Титаренко. - М. : Мысль, 2015. - 351 с.
42. Филиппова, Е. В. Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции / Е. В. Филиппова // Молодой ученый. - 2020. - № 23. -C.570-573.
43. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд ; перевод Г. В. Барышниковой. - М. : Наука, 2016. - 456 с.
44. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения / А. В. Хомич. -
Ростов-на-Дону : ЮРГИ, 2016. - 140 с.
45. Худик, В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте / В. А. Худи. - М., 2016. - 144 с.
46. Чубаров, Б. А. Особенности межличностных отношений в подростковых коллективах вспомогательной школы / Б.А. Чубаров // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. - Л., 2017.-30 с.
47. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та. 2016. - 268 с.
48. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М. : Владос, 2016. - 512 с.
49. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - СПб., 2015. - 477 с.
50. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / О. Шпек ; перевод с нем. А. П. Голубева. - М. : Академия, 2017.-432 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ