ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов общеобразовательной школы с нарушением письма 11
1.3. Характеристика нарушений письма у обучающихся младших классов
общеобразовательной школы 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния устной речи и
письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 23
2.2. Анализ результатов изучения устной речи и письма у обучающихся
младших классов общеобразовательной школы 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 52
3.1. Анализ методик коррекции нарушений письма у обучающихся младших
классов общеобразовательной школы 52
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма
у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Письмо является сложным психофизиологическим процессом. В основе сформированности письма лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение перечисленных компонентов может стать причиной возникновения трудностей в освоении письма у обучающихся младших классов. Среди обучающихся младших классов общеобразовательной школы нарушение письма встречается примерно у 30% и может быть обусловлено легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [2]. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие фонетико-фонематической, лексическо-грамматической сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения, вызывает трудности адаптации в школе.
Согласно данным современной статистики, специфические ошибки письма (дисграфия) наблюдаются у более 37% обучающихся начальной школы, хотя в начале 2000 годов дисграфические ошибки встречались у 30 % обучающихся младших классов [42]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова [42], И. Н. Садовникова [50], А. Ф. Спирова [52], А. В. Ястребова [62] и другие [42, 50, 52, 62]. Кроме того, А. Н. Корневым, Р. Е. Левиной проанализированы механизмы возникновения нарушений письма [23, 29]. Несмотря на то, что существует множество научных трудов, раскрывающих приемы и методы коррекции нарушений письма у младших школьников, в настоящее время отмечается недостаточная разработанность вопросов устранения нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которые учитывали бы не только структуру и механизм нарушений письма, но особенности мотивации к письму у младших школьников.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности структуры и содержания логопедической работы по преодолению нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом мотивационного компонента деятельности.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью раннего выявления и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом формы дисграфии и мотивационных особенностей обучающихся, что способствует дальнейшему предотвращению неусвоения школьной программы.
Объектом исследования является состояние устной речи и письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и проанализировать полученные результаты исследования.
3. Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и провести обучающий эксперимент и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы будет эффективной, если логопедическая работа будет построена не только с учетом структуры речевого дефекта, взаимосвязи устной и письменной речи, индивидуальных особенностей обучающихся, но и с включением в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент; количественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
1. Системный подход к анализу речевых патологий (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Н. С. Жукова);
2. Изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
3. Теория психофизиологии письма (А. Р. Лурия);
4. Изучение коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова);
5. Изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия).
Положения:
У обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы процесс письма формируется и развивается в соответствии закономерностям онтогенеза устной речи и письма, но имеет свои особенности, объясняемые структурой и механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с включением мотивационного компонента деятельности является эффективной.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности состояния письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы, определено содержание логопедической работы по устранению нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на преодоление нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы, учитывает не только механизм и структуру речевого нарушения, но и особенности мотивации обучающихся.
База исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Березовский.
Апробация результатов: публикация статьи «Нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» в сборнике статей по материалам международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 г. [44].
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Письмо - это сложный психофизиологический процесс. В основе сформированное™ навыка лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение составляющих акта письма может привести к появлению дисграфических ошибок. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие всех сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения и вызывает трудности адаптации в школе.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, определение работы по коррекции недостатков письма и проверка ее эффективности.
В первой главе был проведен анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. На основе изучения работы А. Р. Лурия был проанализирован психофизиологический механизм письма. Письмо - это сложный системный психический процесс, состоящий из множества компонентов и имеющий многоуровневую организацию. Благодаря согласованной работе зрительно-пространственной, речеслуховой, речедвигательной и общедвигательной анализаторных систем осуществляется процесс письма. Нарушение работы перечисленных составляющих может привести к возникновению нарушению письма у младших школьников [35]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие [42, 50, 52, 62]. Анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией и нарушением письма позволит эффективно спланировать и осуществить логопедическую работу при коррекции нарушений письма.
Для экспериментального подтверждения связи нарушений устной речи и письма был проведен констатирующий эксперимент на базе БМАОУ СОШ № 9 в городе Березовский. В нем приняло участие 20 обучающихся в возрасте 9-11 лет (обучающиеся вторых классов) с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Констатирующий эксперимент включал в себя экспериментальное изучение общей и мелкой моторики, моторики органов артикуляционного аппарата, состояния фонетико-фонематической стороны речи и состояния письма (письмо на слух, списывание, самостоятельное письмо). На основе анализа полученных результатов был сделан вывод, что у всех обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются нарушения как устной речи, так и письма. Обучающиеся, имеющие низкие показатели развития устной речи, допускают дисграфические ошибки при письме.
С учетом анализа изученной литературы, результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был спланирован и осуществлен обучающий эксперимент, направленный на преодоление нарушений устной речи и письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
С целью оценки эффективности проведенной логопедической работы по преодолению нарушений устной речи и письма был осуществлен контрольный эксперимент, который проводился по тем же направлениям, что и констатирующий эксперимент. Критерии оценивания результатов контрольного эксперимента соответствует критериям констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил эффективность и результативность проведенной коррекционной работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма.
Таким образом, теоретически и экспериментально доказано, что коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы является эффективной, когда логопедическая работа будет построена с учетом включения в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
1. Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 61 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 344 с.
3. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - Москва : ГНОМ, 2001. - 213 с.
4. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход: учеб. пособие / Т. В. Ахутина,
Н. М. Пылаева. - Москва : «Академия», 2015. - 288 с.
5. Барылкина, Л. П. Как помочь ребенку с нарушением процесса письма и чтения / Л. П. Барылкина. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 128 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т. В. Буденная. - Санкт-Петербург. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
7. Бутырева, О. А. Звуки в, в’, ф, ф’. Игры для автоматизации произношения звуков и развития / О. А. Бутырева. - Москва : Сфера, 2016. - 8 с.
8. Венгер, A. Л. Домашняя школа / А. Л. Венгер. -
Москва : Знание, 1994. - 240 с.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
10. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. - Москва : КдУ, 2011. - 400 с.
11. Горбенко, И. А. Мотивация письменной речи младших школьников, ее формирование и изучение / И. А. Горбенко. - Комсомольск- на-Амуре : Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 1999. - 80 с.
12. Дардиг, Д. Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей / Д. Дардиг, У. Хьюард - Москва : Практика, 2016. - 160 с.
13. Деннисон, И. Гимнастика мозга : простые упр. для учения целост. мозгом / И. Деннисон, Г. Деннисон. - Москва : Восхождение, 1998. - 46 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - Москва : Просвещение, 1972. - 206 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2003. - 144 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 224 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда /
Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 239 с.
18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. -
Санкт-Петербург. : Питер, 2008. - 512 с.
19. Иншакова, О. Б. Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у учащихся начальной школы / О. Б. Иншакова // Специальное образование. - 2017. - № 3. - С. 82-90.
20. Иншакова, О. Б. Проблемные вопросы изучения нарушений
письма у младших школьников общеобразовательных школ / О. Б. Иншакова, А. Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. -
№ 1. - С. 37-41.
21. Коноваленко, В. В. Автоматизация сонорных звуков [р], [р’] у детей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2001. - 56 с.
22. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет / С. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ, 2001. - 48 с.
23. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург. : МиМ, 1997. - 286 с.
24. Костюк, А. В. Психолого-педагогические технологии формирования навыков социального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: методические рекомендации / А. В. Костюк, С. В. Соловьева. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. - 62 с.
25. Круазе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практическое пособие / Е. Н. Круазе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
26. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология : учеб. пособие /
Р. И. Лалаева. - Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. - 285 с.
27. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева. - Санкт-Петербург : «Союз», 2004. - 224 с.
28. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их решения у младших школьников / Р. И. Лалаева. - Санкт-Петербург : «Союз» , 1998. - 59 с.
29. Левина, Р. Е. Недостатки речи и письма у детей : из опыта логопед. работы / Р. Е. Левина. - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 127 с.
30. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии /
Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 2001. - 400 с.
31. Логинова, Е. А Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерной программы «Пишем правильно» / Е. А. Логинова // Социосфера. - 2014. - № 35. - С. 313-319.
32. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / Е. А. Логинова ; под ред. Л. С. Волковой. - Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.
33. Лопухина, И. С. Речь, ритм, движение / И. С. Лопухина. - Санкт-Петербург : Дельта, 2001. - 27 с.
34. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
35. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. - Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1950. - 352 с.
36. Мазанова, Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е. В. Мазанова. - Москва : ГНОМ и Д, 2006. - 88 с.
37. Мазанова, Е. В. Учусь не путать звуки : Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. Учебно-практическое пособие / Е. В. Мазанова. - Москва : Гном и Д, 2011. - 32 с.
38. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие
графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. - 2004. -
№ 2. - С. 4-14.
39. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика /
Н. В. Нищева. - Москва : Детство-Пресс, 2009. - 32 с.
40. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 240 с.
41. Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 272 с.
42. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 240 с.
43. Перегудова, Т. С. Тетрадь-тренажер для дифференциации сложных звуков русского языка [р]-[л], [с]-[ш], [з]-[ж] / Т. С. Перегудова. - Москва : Детство-Пресс, 2019. - 32 с.
44. Плешкова, Д. С. Нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Д. С. Плешкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, 22-23 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия / Уральский государственный педагогический университет. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2021. - С. 568-572.
45. Пожиленко, Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков / Е. А. Пожиленко. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 256 с.
46. Полякевич, Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет / Ю. В. Полякевич. - Волгоград: «Учитель», 2013. - 157 с.
47. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. - Москва : КАРО, 2008. - 82 с.
48. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы; перспективы использования /
И. В. Роберт. - Москва : Школа-Пресс, 1994. - 205 с.
49. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. - Москва : АРКТИ, 2005. - 400 с.
50. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1995. - 255 с.
51. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : практическое пособие. - Москва : АРКТИ, 2008. - 60 с.
52. Спирова, Л. Ф. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 256 с.
53. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического слуха у
дошкольников / Т. А. Ткаченко. - Москва : Феникс, 2020. - 56 с.
54. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 96 с.
55. Филатова, И. А. Теоретические аспекты формирования языковой личности дошкольников с дизартрией / И. А. Филатова // Образование и наука. - 2007. - № 4. - С. 40-45.
56. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
57. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. - Москва : «ВЛАДОС», 2013. - 513 с.
58. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. - Москва : 1998. - 128 с.
59. Шапкова, Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Л. В. Шапкова. - Москва : Советский спорт, 2002. - 212 с.
60. Шкавро, Л. В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы. Дифференциация звуков / Л. В. Шкавро. - Москва : Владос, 2014. - 130 с.
61. Щукин, А. В. Особенности неречевых процессов у школьников с нарушениями письма / А. В. Щукин. - Москва : Национальный книжный центр, 2017. - 288 с.
62. Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ / А. В. Ястребова - Москва : АРКТИ, 1997. - 214 с.
63. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - Москва : АРКТИ, 1999. - 120 с.