Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии

Работа №93768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 7
1.1. Определение понятия «посттравматическое стрессовое
расстройство» в психологической литературе 7
1.2. Описание наиболее распространенных сложных жизненных
ситуаций, в которые могут попадать дети в современных условиях 18
1.3. Психологические особенности детского возраста. Возрастные
девиации 24
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 34
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей, принявших
участие в эксперименте (испытуемых) 34
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария для
выявления проявлений посттравматического стрессового расстройства у испытуемых 37
2.3. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента и
анализ его результатов 38
ГЛАВА 3. КИНЕЗИОТЕРАПИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 45
3.1. Определение понятия «кинезиотерапия». Применение
кинезиотерапии в работе специального психолога
3.2. Процесс составления и содержание программы преодоления
посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии 50
3.3. Методические рекомендации в адрес специального психолога по созданию условий для апробации программы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65

Актуальность исследования. В современном мире с каждым годом возрастает число детей, испытывающих стресс на постоянной основе. Кроме этого ребенок может оказаться в ситуации, вызывающей у него шок, аффект, иные сильные эмоции. Дети могут оказаться в местах военного конфликта, также могут подвергаться различного рода насилию, то есть их психологическое состояние отягощается дополнительными стрессовыми ситуациями.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует единой методики диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) - таких методик множество. При этом применение критериев диагностики ПСТР у взрослых может привести к неправильной диагностике посттравматических стрессовых реакций у детей, так как детская психика обладает особыми, отличными характеристиками. Именно поэтому актуальность темы обусловлена, во-первых, необходимостью подробного исследования диагностики посттравматического стресса на ранних этапах его развития, что на практике дает возможность предотвратить у ребенка последующие проблемы в психоэмоциональной сфере.
Также в данном исследовании анализируются вопросы, касающиеся эффективной коррекции посттравматического стресса у детей на разных этапах развития, рассматриваются нейробиологические, когнитивные и другие факторы, которые теоретически повышают риск посттравматического стрессового расстройства у детей, подвергшихся стрессам, и оцениваются современные психотерапевтические и фармакотерапевтические методы. Особое внимание уделяется кинезиотерапии, как одному из наиболее эффективных методов воздействия на нервную систему человека параллельно с общим оздоровительным воздействием на организм человека. Отмечается необходимость более систематических исследований по реабилитации детей с посттравматическим стрессовым расстройством посредством кинезиотерапии (в частности, путем сочетания совокупности методик), что также обуславливает актуальность данного исследования.
Объект исследования: посттравматическое стрессовое расстройство у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию
Предмет исследования: кинезиотерапия как одно из средств преодоления посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию
Цель исследования: составление и апробация программы преодоления посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы изучения проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария для выявления в экспериментальных условиях проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
3. Организовать и провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты.
4. Дать определение понятию «кинезиотерапия» и определить возможности применения кинезиотерапии в работе специального психолога.
5. Составить программу преодоления посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, с помощью кинезиотерапии и описать её содержание.
6. Частично апробировать программу и провести промежуточный мониторинг её результатов.
7. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования: общие и частные научные методы познания объективной действительности. В данном исследовании были использованы: сравнительный метод, метод анализа и синтеза, конкретно-социологический метод, статистический метод и исторический метод.
База исследования. В рамках работы были проведены два поэтапных эмпирических исследования на основе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Изначально была проведена экспериментальная работа специального психолога по выявлению детей с посттравматическим расстройством, попавших в сложную жизненную ситуацию. В результате работы были определены личностные особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их особенности психики, уровень депрессивных расстройств, а также уровень влияния посттравматического стрессового расстройства на психологическое состояние.
Далее на этой основе было проведено исследование эффективности использования методов кинезиотерапии у детей с ПТСР (путем анализа отчетов учителя физической культуры, педагога-психолога, школьного медицинского работника и опроса испытуемых).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух практических), заключения, списка источников и литературы (в списке 43 наименования).
В целом работа имеет объём 70 машинописных страниц. В работе выполнено 12 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение нашего исследования можно сделать следующие выводы:
В ходе исследования мы проанализировали литературу по проблеме диагностики посттравматического стрессового расстройства и особенностям его протекания у детей, дали характеристику понятию сложных жизненных условий. Провели констатирующий этап эксперимента, который показал, что посттравматическому стрессовому расстройству подвержены дети не только с нормальным уровнем интеллекта. Также мы увидели, что проживание детей в школе-интернате усугубляет влияние посттравматического стрессового расстройства вызванного другими психологическими травмами.
Первый этап диагностики состоял из четырех методик, две из которых были направлены на выявление личностных особенностей испытуемых, две на диагностику наличия посттравматического стрессового расстройства.
Технология проведения психодиагностических процедур описана в тексте работы. Анализ полученных данных проведён с количественно-качественных точек зрения. Текст проиллюстрирован таблицами.
Второй этап диагностики касался анализа применения кинезиотерапии для коррекции проявлений посттравматических стрессовых расстройств у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Было установлено, что преодоление посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию посредством кинезиотерапии, возможно в любом состоянии здоровья ребенка, даже при полном отсутствии двигательной активности.
Результаты анализа свидетельствуют о повышении на одну ступень / или о сохранении прежнего результата первичного замера для каждого испытуемого в адаптационных резервах основных физиологической и психической систем. Это означает, что кинезиотерапия в совокупности с иными методами реабилитации является эффективным средством.
Полученные результаты при вторичном замере подтверждают положительное влияние физических упражнений с учетом индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, на преодоление посттравматических стрессовых расстройств и на состояние ребенка в целом. На основе данного анализа планируется дальнейшее исследование психического состояния испытуемых по прошествии 6 месяцев на основе методик теста Айзенка (подростковый вариант), шкалы прогрессивных матриц Джона Равена, шкалы депрессии Бека (подростковый вариант) и Миссисипской шкалы ПТСР (подростковый вариант).
Цели и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.



1. Алексеева, Л. С. О насилии над детьми в семье / Л.С. Алексеева // Социс: Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. - 2003. - № 4. - С. 78-85.
2. Амбалова С.А., Калабекова, М.Р. Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков / С.А. Амбалова, М.Р. Калабекова // Проблемы научной мысли. - 2017. - № 1. - Т. 1. - С. 133-141.
3. Басовская, Е. Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ / Е.Н. Басовская // Критика и семиотика. - 2004. - Вып. 7. - С. 257-263.
4. Батышева, Т.Т., Быкова, О.В., Квасова, О.В., Шиошвили, В.А., Ногова, Е.В., Платонова, А.Н., Ахадова, Л.Я., Шатилова, Н.Н. Лечение и реабилитация детей со спастическими формами церебрального паралича // Методические рекомендации № 26 ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения г. Москвы. - 2016. - 60 с.
5. Бережкова, Е. И. Воздействие агрессии в СМИ на ребенка с точки зрения возрастных особенностей младших школьников / Е. И. Бережкова // VII Царскосельские чтения: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. - СПб. - Т. III. - 2003. - С. 84-87.
6. Бескова, Т. В. Особенности агрессивности и враждебности субъектов зависти и соперничества / Т.В. Бескова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - №3. - С.43-51.
7. Борисова, Е. В. Направления психокоррекции агрессии в спорте / Е.В. Борисова // Психология XXI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ. - 2000. - С.200-201.
8. Брушлинская, Л. В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. - М.: РИП Холдинг, 2002. - С. 72-86.
9. Булекбаева, Ш.А., Дарибаев, Ж.Р., Жылкыбаев, Г.Л., Аманжол, Д., Калиясов, М.М. Применение Войта-терапии в комплексной реабилитации неврологических больных детского возраста в филиале КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации // Клиническая медицина. - 2016. - №3(41). - С. 37-40.
10. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб : Питер, 2011. - 352 с.
11. Вишневская, Б. И., Бутовская, М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / Б.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 2. - С. 55-68.
12. Воробьева, К.А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2011. - №6. - С. 55-58.
13. Гаранян, Н.Г. Когнитивно бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства / Н.Г. Гаранян // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - №3. - С.1-27.
14. Давиденко, С. В. Детско-родительские отношения в формировании агрессивности и тревожности / С.В. Давиденко // Ананьевские чтения-2004: Тезисы научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 381-382.
15. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 22-33.
16. Дамадаева, А.С. Принципы и методы психологической реабилитации детей из зон боевых действий / А.С. Дамадаева // Методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов - психологов, социальных педагогов, руководителей ОУ. - Махачкала, 2019. - 31 с.
17. Киркитадзе, Э.Е., Халфина, Р.Р. История происхождения ПТСР / Э.Е. Киркитадзе, Р.Р. Халфина // Образовательный процесс.- 2018. - №4. - С. 20-25.
18. Коррекция эмоциональных и поведенческих проблем детей: практикум / сост. Е. Г. Руновская; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2019. - 60 с.
19. Лисовский, Е.В., Кусаинова, К.К. Метод динамической проприоцептивной коррекции в реабилитации пациентов с детским церебральным параличом / Е.В. Лисовский, К.К. Кусаинова // Клиническая медицина. - 2016. - №3(41). - С. 31-35.
20. Мантрова, М.С., Степаненко, Н.А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей / М.С. Мантрова, Н.А. Степаненко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 6. -2017. - № 1 (18).- С. 113-116.
21. Марценковский, И.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: поиск нового смысла / И.А. Марценковский // Медицинский портал Health.UA. - URL: http://health-ua.com/article/17604- posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstrojstvo-u-detej-poisk-novogo-smysla(дата обращения: 25.09.2021).
22. Мищенко, Л. В. Психическая травма. Практическое пособие. - Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2018. - 156 с.
23. Опросник Айзенка (подростковый) // Научно-популярный психологический портал. - URL: https://5psy.ru/testi/harakterologicheskii- oprosnik-aizenka.html(дата обращения: 15.09.2021).
24. Психическое здоровье подростков // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health(дата обращения: 15.09.2021).
25. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс / Психология / авторы-составители О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. - Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. - 204 с.
26. Пушкарев, А.Л., Доморацкий, В.А., Гордеева, Е.Г.
Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика,
психофармакотерапия, психотерапия/ А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 28 с.
27. Разумова, Е.М., Ярыгина, А.В. Связь семейных взаимоотношений и агрессивности подростков / Е.М. Разумова, А.В. Ярыгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Т. 7. - 2018. - № 1 (22). - С. 305-307.
28. Рипа, М.Д. Кинезотерпия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. - М.: КНОРУС, 2013. - 378 с.
29. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб: Питер, 2001. - 272 с.
30. Фарапонова, О.В. Проблема изучения психологической устойчивости личности / О.В. Фарапонова// CORE. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287180489.pdf(дата обращения: 24.09.2021).
31. Чернякова, А.А. Исследование агрессивности подростков сельской местности / А.А. Чернякова // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ Нацразвитие: Материалы Международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 29¬31 июля 2019 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. - С. 189-194.
32. Юрьева, Л. Н. Кризисные состояния / Л.Н. Юрьева. - Днепропетровск: Арт-пресс, 1998. -164 с.
33. Erichsen F.E. On railway and other injuries of the nervous system. - London, 1866. - 139 р.
34. Freud S. Vorlesungen zur Einfbhrung in die Psychoanalyse. Wien, 1916. - 545 p.
35. Goldstein J.M., Simpson J. С. Validity : definitions and applications to psychiatric research // Textbook in psychiatric epidemiology / M.T.Tsuang, M.Tohen, Y. E.Zahner (Eds.). - New York, 1995. - 230 p.
36. Hay D, Castle J, Davies L. Toddlers’ use of force against familiar peers: a precursor of serious aggression? // Child Development, 2000. - Р. 457¬467.
37. Kucmin T., Kucmin A., Nogalski A.,Sojczuk S., Jojczuk M. History of trauma and posttraumatic disorders in literature // Psychiatria Polska. - 2016. - Vol. 50(1). - С. 269-281.
38. Li B.Y., Zhou Y., Chen X., Fan F., Musa G., Hoven C. Post- Traumatic Stress Disorder in Children and Adolescents // IntechOpen Book Series. - URL: https://www.intechopen.com/chapters/72157 (accessed: 21.09.2021).
39. Lindemann, E. Symtomatology and Management of Acute Grief. American Journal of Psychiatry, vol. 101 (2). - 1944. - Р. 141-148
40. Liu, J., Lewis, G. Understanding aggressive behaviour across the lifespan // Journal of psychiatric and mental health nursing, 2013. - Р. 156-168.
41. Nagin D.S., Tremblay R. Trajectories of boys’ physical aggression, opposition, and hyperactivity on the path to physically violent and non-violent juvenile delinquency // Child Development, 1999. - Р. 1181-1196.
42. Necati Serkut Bulut, Gresa Qarkaxhiu Bulut, Ne§e Yorguner Kupeli, Herdem Aslan Gene, ilter Aktas, Vacide Yasar, Mehmet Can Aktas, Volkan Topguoglu Living in difficult conditions: an analysis of the factors associated with resilience in youth of a disadvantaged city // Psychiatry and Clinical Psychopharmacology. - 2019. - Р. 587-596.
43. Raven J. The Raven Progressive Matrices: A Review of National Norming Studies and Ethnic and Socioeconomic Variation Within the United States (англ.) // Journal of Educational Measuremen, 1989. - Т. 26. - № 1. - С. 1¬16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ