Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией

Работа №93766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Онтогенез становления произносительной стороны речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи и дизартрией 14
1.3. Характеристика устной речи у детей с общим недоразвитием речи и
дизартрией 17
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация, принципы, цели, задачи, методики логопедического
обследования детей с общим недоразвитием речи и дизартрией 23
2.2. Анализ результатов логопедического обследования старших
дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией 29
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 45
3.1. Основные направления и принципы логопедической работы по
коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 45
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

На сегодняшний день среди детей дошкольного возраста неуклонно растет количество детей, имеющих речевые нарушения, среди которых большую часть составляет логопедическое заключение общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка с дизартрией.
Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста и имеет тенденцию к существенному увеличению. Ведущее нарушение в структуре речевого дефекта при дизартрии - стойкое нарушение звукопроизношения, обуславливающее недоразвитие фонематического слуха и восприятия, а также трудности в формировании грамматического строя речи, что в свою очередь ведёт, в дальнейшем, к снижению успеваемости в период школьного обучения и служит причиной дисграфии и дислексии, что подтверждается в работах Р.Е. Левиной [8,24].
Е.Ф. Архипова отмечает, что нарушение звукопроизношения у детей с дизартрией связано с органической недостаточностью иннервации мышц (периферического речевого аппарата), проявляющееся в искажении, смешении, замене или пропусках звуков [1,3].
Изучением общего недоразвития речи (ОНР) занимались такие известные авторы как Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие исследователи.
В своих работах Р.Е. Левина [24] указывает на недоразвитие фонематических процессов у детей с дизартрией. При нормотипичном развитии, овладение ребенком звукопроизношением его сенсорные и моторные компоненты речи представляют собой единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесном взаимодействии. При дизартрии речедвигательный анализатор в процессе восприятия устной речи играет тормозящую роль. Нарушения в нем создают вторичные осложнения в дифференциации звуков и звуковом анализе, что приводит к смазанной, непонятной речи у детей с дизартрией, которая не даёт возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля и звукового анализа
В работе с данной категорией детей необходима своевременная логопедическая помощь. Для успешного преодоления перечисленных нарушений логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Игровые технологии приобретают важное значение в коррекционно-развивающем процессе детей дошкольного возраста с ОНР при дизартрии. В трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.С. Выготского, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др., указывается, что игра направлена на всестороннее развитие ребенка. Коррекционная работа с детьми с ОНР и дизартрией требует разнообразных игровых приемов коррекции, вызывающих интерес к занятиям и учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. [7, 25, 33, 43].
Воспитание речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для полноценного развития личности. Важно своевременно выявить детей с ОНР, организовать логопедическое воздействие для исправления первичного дефекта и предупреждения вторичного, а также подготовить их к дальнейшему обучению в школе. Поэтому проблема изучения формирования звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией является актуальной. [17].
В этой работе мы рассмотрим коррекционную роль использования логопедических средств воздействия на логопедических занятиях в развитии звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирование звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией средствами логопедического воздействия.
Цель исследования: на основе изучения литературы и анализа результатов логопедического обследования старших дошкольников с ОНР и дизартрией разработать содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Подготовить констатирующий эксперимент и провести анализ полученных результатов.
3. Подобрать содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при дизартрии.
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
Методы исследования:
- теоретический метод: анализ психологической, педагогической,
клинической и методической отечественной и зарубежной литературы;
- экспериментальный метод: проведение констатирующего эксперимента и анализа полученных результатов исследования состоит в разработке и систематизации методов диагностики данной проблемы.
Теоретическая значимость: в работе представлено теоретико -
методологическое обоснование проблемы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией.
Практическая значимость работы заключается в подборе логопедической литературы по содержанию логопедической работы по формированию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией.
Методологической основой и теоретической базой данной работы являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются следующие вопросы:
- процесс развития речи в онтогенезе (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др.);
- особенности развития речи детей с ОНР (Т.В. Волосовец, О.Н. Жовницкая, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и, др.);
- методические рекомендации по коррекции общего недоразвития речи (Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец, Г.Г. Голубева, Е.Н. Кутепова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина и др.).
Исследование осуществлялось на базе МБДОУ № 31 комбинированного вида в городе Нижний Тагил. В период с 15 сентября по 10 октября 2021 года. В эксперименте принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с ОНР при дизартрии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы мы рассмотрели онтогенез становления произносительной стороны речи детей дошкольного возраста, рассмотрели функции речи с точки зрения различных авторов и выяснили, что развитие речи неразрывно связано с ведущей деятельностью ребёнка и высшими психическими функциями.
Также мы проанализировали психолого-педагогические особенности детей с ОНР и дизартрией, понятие «ОНР» и дизартрия, а также уровни речевого развития, выделенные Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой.
Мы выяснили, что при ОНР отмечаются нарушения в формировании всех компонентов речевой системе (недоразвитие фонематического слуха, нарушения звукопроизношения, отставание формирования лексико-грамматического строя речи) у детей с сохранным слухом и интеллектом. Проявления дефекта по степени тяжести могут иметь общее недоразвитие речи трех уровней. Данные три уровня подробно описала в своей работе Р.Е. Левина.
Анализ источников по коррекции ОНР показал, что у данной категории детей формирование звукопроизношения не возможно без коррекции других процессов. Кроме того, дети нуждаются в длительной, систематической логопедической помощи, направленном на развитие всех компонентов речевой системы.
В ходе эксперимента, мы выявили, что у абсолютного числа исследуемых нами детей (100%) нарушено звукопроизношение. И наибольшее количество нарушений выявлено в группе сонорных звуков. Наименьшие нарушения в группе свистящих и шипящих. Произношение звуков группы переднеязычных, заднеязычных, губно-зубных звуков у детей старшего возраста с ОНР и с дизартрией не нарушено.
Основные виды нарушений по типу искажений, отсутствие звуков, замена и горловой ротацизм.
Так же мы выявили, что у большинства детей (70%) полиморфное нарушение звукопроизношения, а мономорфный вариант нарушения звукопроизношения выявлен у 30 % детей.
Проведенное исследование показало, что у всех исследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией имеются нарушения общей моторики. Наиболее ярко выражены такие нарушения, как нарушение объема, нарушение произвольных движений, скорости, переключаемости и амплитуды движений невозможность удержания поз, нарушен самоконтроль, недостаточное понимание инструкций. Все это указывает на необходимость коррекционной работы общей моторики у исследуемой группы детей.
Анализируя полученные результаты по диагностике мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и дизартрией, можно сделать вывод, что мелкая моторика рук у исследуемых детей недостаточно развита.
Их движения напряжены, скованны, замедленны, нарушена переключаемость от одного движения к другому, отмечаются содружественные движения пальцев рук. Особые затруднения у детей вызвали задания, при которых необходимы различные манипуляции с пальцами рук. Большая часть детей нуждаются в развитии мелкой моторики.
Таким образом, у большинства детей характеризуются нарушенные стороны моторики рук.
Изучение фонематического восприятия у наших исследуемых показало, что фонематическое восприятие развито недостаточно у всех детей. Большинство из них испытывает затруднения при дифференциации свистящих и шипящих звуков, при анализе звукового состава слова. Так, дети испытывали затруднения и делали ошибки в воспроизведении сложных ритмов, но могли исправить свои ошибки со второго предъявления. При повторении за логопедом цепочки слов, такие как почка - бочка - почка, у детей так же возникали затруднения. Как и при фонемном анализе слов и звуковом синтезе.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что нарушения звукопроизношения влияют на формирование фонематического слуха и к овладениям навыкам звукового синтеза.
Проанализировав результаты обследования исследуемых детей мы определили основные моменты логопедической работы с каждым ребёнком, что позволило на индивидуальных занятиях отработать слабые стороны речевого и общего развития ребёнка, которые больше всего нуждаются в коррекции.
Нами была составлена логопедическая программа на основе программы Лопатиной Л.В., Голубевой Г.Г., Баряевой Л.Б.
В нашей работе мы разработали такие направления как:
- Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
Особая роль в работе отводится активной помощи воспитателя и родителей, что способствует значительному сокращению срока работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Таким образом, в процессе специально - организованного обучения с дошкольниками с дизартрией, имеющими нарушения звукопроизношения, удается не только преодолеть эти нарушения, но и овладеть системой практической грамматики, что позволит преодолеть трудности в дальнейшем школьном обучении и постепенно сформировать базу для успешного обучения в школе.



1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2009. 124 с.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008. 320 с.
4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) : монография. М., 1977. 176 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
6. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2007. 223 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М., 2004. С. 222-234.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 45 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. 472 с.
10. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие. СПб., 2000. 62 с.
11. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М., 2010. 64 с.
12. Жинкин Н. М. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.
13. Жукова Н. С. Формирование устной речи. М., 1994. 96 с.
14. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда. Екатеринбург, 1998. 320 с.
15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973. 222 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. М., 2005. 279 с.
17. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты. СПб., 2006. 380 с.
18. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М., 2006. 16 с.
19. Леонтьев А. Н. Слово в речевой деятельности. М., 1965. 245 с.
20. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. метод. рекомендаций / Л. В. Лопатина [и др.]. СПб. ; М., 2006. 271 с.
21. Логопедия : учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003. 680 с.
22. Лопатина Л. В., Голубева Г. Г., Баряева Л. Б. Программа
логопедической работы в ДОУ. URL:
http://gendocs.ru/v37422/лопатина л.в., голубева г.г., баряева л.б. программа логопедической работы в доу(дата обращения: 20.10.2021).
23. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2003. 240 с.
24. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968. 367 с.
25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994. 526 с.
26. Правдина О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. М., 1973. 272 с.
27. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии : учеб. пособие : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с.
28. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии : учеб. пособие : в 2 т. М., 1989. Т. 2. 328 с.
29. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. СПб., 2014. 64 с.
30. Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2005. 96 с.
31. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты.: учеб. - метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
32. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М., 1999. 60 с.
33. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1970. 208 с.
34. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. М., 1993. 232 с.
35. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2008. 32 с.
36. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М., 2019. 320 с.
37. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2000. 80 с.
38. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / сост. М. Ф. Фомичева. М., 1996. 80 с.
39. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
40. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ. М., 1989. 240 с.
41. Шашкина Р. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003. 240 с.
42. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М., 2004. С. 113-143.
43. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
44. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ