Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе

Работа №93765

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
330
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В
УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1. Характеристика развития устной и письменной речи младших
школьников с задержкой психического развития 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 15
1.3. Основные понятия инклюзивного образования 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Цель, принципы и задачи констатирующего эксперимента 28
2.2. Методики проведения логопедического обследования письменной речи
обучающихся с задержкой психического развития в рамках
констатирующего эксперимента 29
2.2.1. Обследование уровня сформированности экспрессивной речи у младших школьников с задержкой психического развития 29
2.2.2. Обследование уровня сформированности импрессивной речи у младших школьников с задержкой психического развития 30
2.2.3. Обследование письменной речи у младших школьников с задержкой
психического развития 31
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 48
3.1. Цель, принципы, задачи, этапы логопедической работы по коррекции
нарушений письменной речи у экспериментальной группы младших школьников с задержкой психического развития 48
3.2. Методики коррекции письма младших школьников с задержкой
психического развития в условиях инклюзивного образования 51
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72

В настоящее время у детей с задержкой психического развития существуют проблемы в освоении норм письменной речи. Школьные трудности, испытываемые такими детьми, усиливаются еще и наличием психосоматических расстройств, неврозов, нарушением поведения, которые ухудшают воспитание, обучение и социальную адаптацию.
Термины «задержка психического развития» и «школьная неуспеваемость» тесно между собой связаны, хотя являются неравнозначными. М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский отмечали в своих исследованиях, что низкий уровень развития аналитико-синтетической деятельности (операций сравнения, обобщения), перцептивных процессов, внимания, снижение памяти, незрелая эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития влекут за собой своеобразие речевого развития обучающихся данной категории на начальном этапе обучения в школе. Исследователи отмечают: недостаточность динамической организации речи, выраженную в трудностях развернутого высказывания, низкой речевой активности у детей, ограниченный словарь, примитивные грамматические конструкции, непонимание значений слов. Нарушения в развитии познавательной деятельности и недостатки в развитии устной речи - главные факторы неуспеваемости детей с задержкой психического развития и напрямую определяют, в частности, проблемы изучения русского языка учащимися рассматриваемой категории.
В настоящий момент из-за повышенных требований к начальному образованию, важными становятся психолого-педагогические проблемы, связанные с подготовкой детей для обучения в школе. Успех обучения в школе напрямую связан от овладения навыками письма. Решение этой проблемы является очень важным для младших школьников с задержкой психического развития.
Коррекционная работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития должна быть ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении детей с задержкой психического развития. Решение этой проблемы подготавливает школьников с данным нарушением к успешной социализации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического логопедического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходима своевременная диагностика и изучение особенностей проявления нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Таким образом, тема исследования: «Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе» является актуальной.
Объект исследования - письменная речь у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - предполагается, что логопедическая работа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования будет эффективной, если ее содержание будет учитывать характер речевых нарушений и состояние высших психических процессов у детей данной категории, а также, если будут соблюдены следующие условия:
• своевременное выявление проблем в усвоении норм письменной речи;
• правильный подбор методик коррекционной работы, учитывающий индивидуальные особенности и возможности детей;
• систематичность и последовательность логопедических занятий;
• комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития с включением всех специалистов (учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда), а также родителей.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать содержание логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования и охарактеризовать особенности устной и письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития; изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Выбрать способы диагностики состояния письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития;
3. Подобрать методики проведения логопедического обследования письменной речи обучающихся с задержкой психического развития в рамках констатирующего эксперимента;
4. Экспериментально апробировать и проанализировать эффективность выбранных методик преодоления нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
5. Сопоставить и проанализировать результаты экспериментальной группы обучающихся с задержкой психического развития для выявления динамики обучения и эффективности коррекционной работы.
В соответствии с целью и задачами работы в исследовании применялись следующие методы:
• теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в работе логопедов, педагогов начальной школы, психологов, изучающих и занимающихся проблемой задержки психического развития у детей, и родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития.
Методологические и теоретические основы исследования:
• системный подход к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Г. В. Чиркина);
• изучение взаимосвязи особенностей устной речи и других психических функций со специфическими нарушениями письма у обучающихся (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
• изучение механизмов нарушения письма (А. Н. Корнев, Р. Е. Левина, О. Б. Иншакова);
• изучение коррекции нарушений письма у обучающихся образовательных школ (И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова).
Педагогический эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 26, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие 10 обучающихся 4 класса, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии, согласно которого детям рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время у детей с задержкой психического развития существуют проблемы в освоении норм письменной речи. Школьные трудности, испытываемые такими детьми, усиливаются еще и наличием психосоматических расстройств, неврозов, нарушением поведения, которые ухудшают воспитание, обучение и социальную адаптацию.
Речь детей с задержкой психического развития пригодна для повседневного общения, но грамотно выражать свои мысли таким детям очень трудно, речь их бессвязна, нелогична, невыразительна и порой неясна окружающим. Речь таких детей характеризуется бедностью словаря и грамматических конструкций, фонематический слух развит недостаточно.
В благоприятных условиях обучения неготовность детей с задержкой психического развития к обучению письму может быть скомпенсировано более долгими сроками овладения этим учебным навыком, продуманной и разработанной особой программой при участии педагога, психолога и логопеда, что немаловажно индивидуальным подходом к каждому ребенку. Эти условия в большинстве случаев могли бы способствовать щадящему, но в то же время быстрому развитию незрелых психических функций и процессов, и как следствие помогли бы детям в преодолении трудностей в овладении письмом и не допустить появления дисграфии. Большое количество обучающихся с задержкой психического развития часто не получают своевременную необходимую помощь, и трудности в овладении письмом, перерастают в стойкие дисграфии.
Целью выпускной квалификационной работы было теоретически обосновать, разработать и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Для достижения цели работы изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература, проведены констатирующий и обучающий эксперименты и сделаны соответствующие выводы. В ходе проведенной работы решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по вопросам исследования, охарактеризованы особенности устной и письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития; изучена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Прочитана и изучена литература известных ученых: Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурии А. Н. Леонтьева, Р. Е. Левиной, З. А. Репиной, Г. В. Чиркиной, И. Н. Садовниковой Л. Ф. Спировой, О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнева, А. В. Ястребовой, Т. В. Ахутиной и других. На основании работ перечисленных авторов раскрыты вопросы о психофизиологических предпосылках письма в онтогенезе, представлены современные подходы, методики и этапы коррекции нарушений письма, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.
2. Для проведения констатирующего эксперимента выбраны способы диагностики состояния письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 26, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие 10 обучающихся 4 класса, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии, согласно которого детям рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Для обследования письменной речи нами была использована методика О. Б. Иншаковой и Т. В. Ахутиной «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников», позволяющая комплексно оценить трудности в овладении навыками письма у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах.
Обследование письменной речи проводилось в группах по 5 человек. Всем обучающимся были предложены одинаковые задания. С каждой группой было проведено по два занятия.
Обучающимся 4 класса были предложены тексты для 3 класса (конец обучения): слуховой диктант, списывание с печатного текста, списывание с рукописного текста.
Кроме обследования письменной речи нами было проведено исследование экспрессивной и импрессивной речи. Для этого нами была использована методика Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», сочетающей традиционные для логопедической практики приемы с нейропсихологическими методами обследования речи.
3. Подобраны методики проведения логопедического обследования письменной речи обучающихся с задержкой психического развития в рамках констатирующего эксперимента. В качестве основного направления и содержания логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза выбрана методика Р. И. Лалаевой, так как она рассматривала коррекционную работу именно с такими детьми, учитывая особенности речевых нарушений и состояние высших психических функций. На протяжении 16 недель были проведены групповые занятия по преодолению нарушений письма 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут и по одному индивидуальному занятию 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут с целью автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков. Для того, чтобы добиться успеха в коррекционной работе с этими обучающимися необходимо постоянное взаимодействие всех сотрудников коллектива школы: учителя-логопеда, учителя начальных классов, педагога-психолога, медицинского работника, поддержки руководства образовательной организации, а также оказание посильной помощи со стороны родителей.
4. Экспериментально апробированы и проанализированы эффективность выбранных методик преодоления нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Сопоставлены и проанализированы результаты экспериментальной группы обучающихся с задержкой психического развития для выявления динамики обучения и эффективности коррекционной работы. После проведенной логопедической работы по коррекции письменной речи младших школьников с задержкой психического развития был проведен контрольный эксперимент, цель которого - сравнить полученные результаты с начальными данными. Для контрольного эксперимента была использована та же методика обследования письменной речи О. Б. Иншаковой и Т. В. Ахутиной, что и на констатирующем этапе. Детям были предложены для списывания те же самые тексты, и тот же слуховой диктант. Система оценки работ осталась прежней. По результатам сравнения данных констатирующего и контрольного эксперимента было выявлено, что у 50 % обучающихся благодаря оказанной коррекционной работе снизилось количество допущенных ошибок, тем самым улучшились результаты письменных работ.
Таким образом, после проведенного экспериментального исследования в работах обследуемых обучающихся количество дисграфических ошибок немного уменьшилось, что и было целью нашей логопедической работы. То есть по праву можно считать, что направления работы были выбраны правильно.
Нарушения речи имеют стойкий характер, поэтому для получения наиболее эффективного результата коррекционный процесс должен быть длительным и направлен не только на исправление конкретных речевых нарушений, но и на развитие всех высших психических функций.



1. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология.
2003. № 6. С. 46-50.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.-метод. пособие. М., 2002. 164 с.
3. Борякова Н. Ю., Матросова Т. А. Исследование лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР // Логопедия. 2005. № 1. С. 47-51.
4. Буковцова Н. И., Макарова И. Н. Овладение системой фонем языка учащимися с задержкой психического развития на подготовительном этапе коррекционно-логопедической работы при дисграфии // Логопедия. 2004. № 1. С. 32-36.
5. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 175 с.
6. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. 1975. № 6. С. 8-17.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб., 2017. 432 с.
8. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М.,1949. 268 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
10. Граник Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 28-37.
11. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. М., 1973. 150 с.
12. Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб., 2006. 176 с.
13. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954. № 6. С. 16-22.
14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.
15. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999. № 8. С.16-24.
16. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2014. 342 с.
17. Иншакова О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. СПб., 2007. 319 с.
18. Капустина Г. М. Обучение детей с задержкой психического развития. М., 1991. 198 с.
19. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. М. ; СПб., 2005. 224 с.
20. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003. 330 с.
21. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2004. 224 с.
22. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие. М., 2004. 223 с.
23. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие. М., 1985. 167 с.
24. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961. 311 с.
25. Леонтьев А. А. Психология общения : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Психология». М., 2007. 365 с
26. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : избр. психол. тр. М. ; Воронеж. 2001. 448 с.
27. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. СПб.,
2004. 208 с.
28. Логопедия : учеб. для студентов дефектологов фак. пед. вузов / под.
ред. Л. С. Волковой. М., 2008. 703 с.
29. Лубовский В. И. Обучение детей с задержкой психического развития : пособие для учителей. М., 1981. 119 с.
30. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. М., 1973. 374 с.
31. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М., 2002. 346 с.
32. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза : конспекты занятий для логопедов. М., 2006. 184 с.
33. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников : учеб.-метод. пособие для вузов / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. М., 2008. 128 с.
34. Обучение детей с задержкой психического развития : пособие для учителей / В. И. Лубовский [и др.]. М., 1981. 119 с.
35. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е Левиной. М., 1968. 367 с.
36. Парамонова Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2006. 128 с.
37. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2011. 140 с.
38. Приступа Г. Н. Основы методики орфографии в средней школе : учеб. пособие для студентов и учителей-словесников. Рязань, 1973. 319 с.
39. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие. Екатеринбург, 2008. 140 с.
40. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963. 96 с.
41. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. М., 1993. 482 с.
42. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997. 269 с.
43. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : кн. для учителя. Минск, 1989. 64 с.
44. Спирова Л. Ф. Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 2001. № 2. С. 19-23.
45. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход и проявления нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1998. № 5. С. 34-37.
46. Тлюстен Л. Ш. Орфографическая зоркость и ее роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. № 5. С. 151-156.
47. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольни¬ков : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей дет. садов. М., 2001. 48 с.
48. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
49. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
50. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов. М., 2002. 136 с.
51. Хватцев М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей. М. ; СПб., 1996. 384 с.
52. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учреждений : в 2 т. / под. ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Т. 2. 656 с.
53. Чвякин В. А., Киселева Н. С. Психология детей с задержкой психического развития : учеб.-метод. пособие. М., 2014. 92 с.
54. Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей. М., 1993.
232 с.
55. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984. 138 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ