ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Понятие о лексике и слове как единице языка 7
1.2. Онтогенез речевой деятельности у детей в норме 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением
слуха 14
1.4. Особенности формирования лексики у обучающихся с нарушением
слуха 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 24
2.2. Методики констатирующего эксперимента 28
2.3. Анализ результатов изучения особенностей формирования словаря
у младших школьников с нарушением слуха 35
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 43
3.1. Теоретические обоснования, принципы и направления логопедической
работы с младшими школьниками с нарушением слуха 43
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словарного
запаса у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 46
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность темы. Формирование словарного запаса детей младшего школьного возраста с нарушением слуха - одно из основных направлений коррекционно-развивающего образования. Процессы социализации, становления личности ребенка, самосознания находятся в неразрывной связи с воспитанием интереса к речевой культуре и формированием познавательных функций. Основой владения речью - письменной и устной, выступает лексикон. Речевое развитие учеников с нарушением слуха нуждается в особом внимании, в частности развитие лексикона у учеников. Важнейшим компонентом языковой компетенции выступает словарный запас - организованная система знаний о значениях и правилах употребления слов. Состояние словарного запаса детей с нарушением слуха имеет ряд особенностей, поэтому без специального сопровождения они испытывают затруднения при усвоении программного материала.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожцева, В. В. Виноградова, М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской и других были ориентированы на изучение особенностей формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием с позиции ее обогащения, понимания семантики, точности употребления слов. Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Л. М. Быкова, С. Н. Феклистова, Л. П. Назарова и другие изучали вопрос особенностей развития лексики детей с нарушением слуха. Благодаря их исследованиям были получены выводы о том, что существуют принципиальные отличия в формировании словаря глухих и слабослышащих детей от развития сверстников, не имеющих нарушений слуха. Развитие словаря детей с нарушением слуха отличалось бедностью, недифференцированном использованием слов, расширенными родовыми понятиями, недостаточным различием обобщающих понятий, ошибками соотнесения слова с конкретным и обобщающим значением, применением инфинитивов в речи.
Выбор темы исследования - «Формирование словарного запаса у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе логопедической работы», связан с необходимостью изучения и обобщения данных об особенностях формирования словаря и определения содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением физического слуха.
Проблема исследования - необходимость планирования организации и определения содержания логопедической работы по формированию словарного запаса у младших школьников с нарушением слуха.
Цель исследования - планирование организации и определения содержания логопедической работы по формированию словарного запаса у младших школьников с нарушением слуха.
Объект исследования - формирование словарного запаса у младших школьников с нарушением слуха.
Предмет исследования - организация и содержание логопедической работы по формированию словарного запаса у младших школьников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования - состояние словарного запаса у младших школьников с нарушением слуха требует логопедического воздействия, основанного на тщательной диагностике актуального состояния словаря, с учетом особых образовательных потребностей, созданием специальных условий обучения и в контексте образовательной программы.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировав специальную литературу, обосновать проблему исследования.
2. Изучить уровень сформированности лексики младших школьников с нарушением слуха.
3. Спланировать условия организации логопедического воздействия и осуществить отбор содержания логопедической работы по развитию словарного запаса младших школьников с нарушением слуха.
4. Оценить эффективность логопедической работы по развитию словарного запаса у младших школьников с нарушением слуха.
Методологической основой исследования являются:
- положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития детей в норме и с особенностями развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.);
- теоретические положения о системности языка (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина и др.);
- научные исследования проблемы содержания работы с детьми с нарушением слуха (Ф. Ф. Pay, Э. И. Леонгард и др.).
Теоретические основы исследования: работы Р. Е. Левиной (системный подход к анализу речевых нарушений), А. Н. Гвоздева (теория развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием), Р. М. Боскис, А. Г. Зикеева, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. М. Быковой, С. Н. Феклистовой (теория развития речи у глухих и слабослышащих, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов) и др.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ и обобщение имеющихся научных данных по изучению рассматриваемой проблемы в научных источниках;
- биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных, изучение медицинской и педагогической документации обучающихся;
- эмпирические методы: наблюдения, констатирующий, обучающий эксперименты;
- интерпретационный метод: анализ результатов исследований.
Этапы исследования:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение методологической основы, объекта и предмета исследования, его цели, гипотезы, задач, разработка методик констатирующего эксперимента.
2 этап - проведение констатирующего эксперимента.
3 этап - организация и определение содержания логопедической работы и проведение обучающего эксперимента.
4 этап - проведение контрольного эксперимента и определение эффективности предлагаемой логопедической работы на основе анализа результатов контрольного исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся данных об особенностях формирования словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования позволят расширить представления о лексической стороне речи у данной категории детей, что позволит обосновать и разработать методы и приемы логопедической работы по обогащению номинативного, предикативного и атрибутивного словарей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях образовательной организации.
База и контингент исследования: в исследовании участвовало 12 учащихся начальных классов с нарушением слуха Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», г. Екатеринбург, ул. Белинского, 163.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Особенности лексического развития детей с нарушениями слуха, изучали и описывали в своих работах еще такие авторы, как Р. М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Л. М. Быкова, С. Н. Феклистова, Л. П. Назарова, В. И. Бельтюков и другие.
По сей день изучение особенностей лексики детей с нарушением слуха - одно из самых актуальных направлений коррекционной работы с учащимися этой категории. Оно позволяет применять возможности комплексного подхода к формированию и совершенствованию лексической системы у младших школьников с нарушением слуха.
Слово - это важнейшая языковая единица, служащая для обозначения предметов, процессов, качеств и свойств. Работа над ним важна в общей системе развития речи, а главным свойством слова выступает значение. Понимание разнообразия значений формируется у человека много лет, а потому важно ознакомить ребенка с различными значениями, чтобы он получил возможность семантически точно использовать слова.
Ввиду замедленного овладения словесной речью дети с нарушением слуха имеют особенности мышления. Это можно проследить в развитии вербально-логического мышления. При этом и наглядно-действенное, и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеют свои особенности. Нарушение слуха влияет на формирование мыслительных процессов, что приводит к трудностям при переводе в практическую деятельность полученной теоретической информации. Обучающимся данной категории необходимо большее количество времени для переработки полученных знаний, чем его слышащим сверстникам.
Ситуация осложняется тем, что, в случае имеющихся интеллектуальных нарушений у детей с нарушением слуха (задержка психического развития или умственная отсталость), педагогам еще сложнее добиться необходимых результатов при обучении таких детей, чем при работе с глухими или слабослышащими детьми с сохранным интеллектом, которые часто могут достичь высоких результатов.
Дополнительно к этому, дети с нарушениями слуха имеют особенности воображения, обусловленные замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Его развитие ограниченно возможностями ребенка к усвоению социального опыта, скудным объемом информации об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием, что также оказывает влияние на когнитивную деятельность ребенка.
Овладение языком, усвоение смысловых значений слов в условиях специального обучения ведет к закономерному развитию речевого мышления детей с нарушением слуха, а это означает постепенный переход от свойственного им наглядного конкретного отображения окружающих явлений и событий к более обобщенному осознанию действительности на основе языковых значений.
Главной задачей логопедической работы выступает помощь младшим школьникам с нарушением слуха в их речевом развитии. Кроме того, работа призвана приблизить, насколько это возможно, уровень практического владения словарем к норме, и дать возможность детям пользоваться речью как средством общения.
Целью нашего исследования явилось изучение лексики у младших школьников с нарушением слуха.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», реализующее адаптированные основные образовательные программы г. Екатеринбурга.
Целью нашего исследования явилось изучение словарного запаса у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха.
В исследовании приняло участие 12 детей с нарушением слуха в возрасте от 7 до 11 лет.
Анализ результатов исследования показал, что дети с нарушением слуха имеют состояние лексики ниже возрастной нормы. Замедленность процессов восприятия и переработки поступающей информации у школьников с нарушением слуха отражается на количественных и качественных особенностях лексики. Низкий уровень выполнения заданий продемонстрировал отсутствие умения выделить существенные семантические признаки в значении слов и отсутствие элементарных грамматических навыков. Детальный анализ результатов ответов детей по исследованию объема и качества словаря по основным лексическим темам показал, что дети владеют словарем на низком уровне и уровне ниже среднего.
Полученные в результате исследования данные позволили сделать вывод о необходимости проведения логопедической помощи по развитию лексики у глухих и слабослышащих младших школьников.
При разработке методики формирования словарного запаса учитывались онтогенетическая последовательность формирования лексики, характер трудностей овладения лексикой обучающимися, последовательность изучения лексического материала по программе образовательной организации и этапов логопедической работы.
После проведения обучающего эксперимента нами было организовано повторное обследование детей по той же методике исследования, по той же системе оценок результатов.
В процессе контрольного эксперимента решалась следующая задача - определить эффективность предложенной логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с нарушением слуха.
Сравнивая общие результаты исследования лексики младших школьников с нарушением слуха до и после проведения обучающего эксперимента, мы сделали вывод, что у 100% обучающихся уровень развития лексики стал выше после проведения обучающего эксперимента. Это свидетельствует о том, что предложенная нами коррекционная работа имеет положительный эффект. Данную коррекционную работу по формированию словаря у младших школьников с нарушением слуха необходимо продолжать.
Таким образом, обозначенная цель исследования была достигнута, поставленные задачи были решены, а гипотеза была подтверждена.
1. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1964. 91 с.
2. Богатырева А. О. Понимание слов детьми трех-пяти лет // Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 209.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 202 с.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети : научное издание. М., 2004. 304 с.
5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988. 125 с.
6. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : кн. для логопеда. М., 1989. 160 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2016. 340 с.
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 527 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
10. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2005. 351 с.
11. Горелов И. Н. Основы психолингвистики. М., 1998. 256 с.
12. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. М., 2007. 486с.
13. Жинкин Н. И. Мышление и речь. М., 1963. С. 35-36.
14. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. М., 2011. 288 с.
15. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000. 285 с.
16. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973. 105 с.
17. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. М., 2005. 223 с.
18. Конигсмарк Б. В. Генетические и метаболические нарушения слуха. М., 2002. 424 с.
19. Коровин К. Г. Книга для учителей школы слабослышащих : обучение рус. яз., чтению, произношению. М., 1995. 160 с.
20. Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. М., 2002. 94 с.
21. Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха : руководство для родителей и специалистов. М., 2016. 304 с.
22. Королева И. В. Учусь слушать и говорить : комплект пособий. М., 2014. 752 с.
23. Королева И. В. Учусь слушать и говорить играя : сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с кохлеарными имплантами. М., 2014. 88 с.
24. Кусова М. Л. Формирование словаря дошкольника через призму психолингвистики // Филологический класс. 2003. № 10. С. 28-31.
25. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 2002. 256 с.
26. Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. М., 1980. 310 с.
27. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999. 440 с.
28. Лалаева Р. И., Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999. 36 с.
29. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968. 221 с.
30. Леонгард Э. И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. М., 2009. 144 с.
31. Леонтьев А. А. Психолингвистика. М., 1967. 251 с.
32. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.
33. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном
возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995.
144 с.
34. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1989. 104 с.
35. Лурия А. Г. Язык и сознание. М., 1979. 319 с.
36. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 40-48.
37. Ляховская Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников // Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 223-226.
38. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей : учеб. пособие для студентов / под ред. Л. М. Быковой. М., 2002. 400 с.
39. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001. 288 с.
40. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. 224 с.
41. Никитина М. И. Сурдопедагогика. М., 2001. 240 с.
42. Рау Ф. Ф. Устное слово : метод. пособие по развитию уст. речи и обучению грамоте детей с наруш. слухом. М., 2004. 120 с.
43. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 1981. 168 с.
44. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие. Екатеринбург, 1995. 121 с.
45. Репина З. А. Поле речевых чудес : учеб. пособие по коррекции общ. недоразвития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Екатеринбург, 1996. 95 с.
46. Рубинштейн С. Л. Речь и мышление // Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 28-34.
47. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздрава РФ : офиц. сайт. URL: https://lornii.ru(дата обращения: 01.12.2020).
48. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования семантический полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием. СПб., 1995. 192 с.
49. Серебрякова Н. В. Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы // Лалаева Р. И., Шаховская С. Н. Логопатопсихология. М., 2013. С. 444-449.
50. Стрелкова Л. С. Формирование глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в игре в условиях дома ребенка // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и слушателей, 22 апр. 2010, г. Екатеринбург. / Урал. гос. пед. ун - т. ; науч. ред. И. А. Филатова, Екатеринбург, 2010. С. 173-175.
51. Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы. Мн., 2004. 52 с.
52. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия речи слабослыщаших учащихся в условиях интегрированного обучения и воспитания. Мн., 2008. 69 с.
53. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики : лексика, семантика, грамматика. М., 1999. 215 с.
54. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : крат. очерк. М., 1958. 116 с.
55. Яшина В. И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни // Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 1999. С. 214-222.