ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИХ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ 12
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми
нарушениями речи 12
1.2. Роль ближайшего окружения в речевом развитии детей с нормальным
речевым развитием и тяжелыми нарушениями речи 17
1.3. Компетентность ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями
речи в вопросах коррекции речевого недоразвития у детей 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 34
2.1. Организация и принципы логопедического обследования детей и
изучения компетентности ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи 34
2.2. Методика и анализ результатов логопедического обследования
детей 36
2.3. Методика и анализ результатов изучения компетентности ближайшего
окружения детей с тяжелыми нарушениями речи в вопросах коррекции речевого недоразвития у детей 44
ГЛАВА 3. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА С БЛИЖАЙШИМ ОКРУЖЕНИЕМ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 53
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и содержание логопедической
работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 53
3.2. Содержание работы логопеда с ближайшим окружением детей с
тяжелыми нарушениями речи в процессе консультативной деятельности 59
3.3. Анализ результатов логопедической работы и взаимодействия логопеда с
ближайшим окружением детей с тяжелыми нарушениями речи 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность исследования. Концепция модернизации образования в России подчеркивает выдающуюся роль семьи в решении проблем воспитания и развития детей (Закон РФ «Об образовании» [54]). Разнообразие семейной жизни, безграничность и многообразие воздействий, и критерий, сознательно лежащих в основе развития личности, проявляется в деталях семейного воспитания. Нравственные ценности, нравственные идеалы, мировоззрения, убеждения, характер, манеры и привычки - основа всего этого лежит в семье.
Безусловно, одной из важнейших задач главного направления языкового развития считается создание критерий, поддерживающих удовлетворенность образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи на протяжении дошкольного образования. В проблеме речевого развития детей остроактуальная проблема родительской некомпетентности приобретает особую остроту (А. И. Максакова, Л. В. Лопатина) [31].
Семья как социальный институт помогает становлению процесса социализации ребенка. Не иначе как в семье дети приобретают ключевые познания об окружающем мире, формируют культуру поведения, нравственные и культурные ценности. Но в тоже время дети с тяжелыми нарушениями речи ощущают потребность не только в родительском внимании, любви и заботе, но и в помощи.
Многие ученые занимались проблемами в семьях с детьми с отклонениями в развитии, включая языковые проблемы. Т. Г. Богданова, В. А. Вишневский, Б. А. Воскресенский и другие. В их трудах отражены бесценные учебные материалы, для работы родителей со своими детьми. Проблема детей с тяжелыми нарушениями речи привлекала внимание многих исследователей. Результаты их научного поиска основаны на исследовании коррекционного образования (Г. Л. Андросова, Г. В. Васенков, А. А. Венгер, В. В. Воронкова, Н. М. Галимова, О. Б. Дудко, С. Д. Забрамная, А. Б. Закрепина, М. А. Егорова, Э. И. Леонхард, Г. А. Мишина, Н. В. Москоленко, Ж. И. Назамбаева, Е. А. Стребелева, Л. Ф. Хайртдинова, О. О. Шацкая, Н. Д. Шматко и другие).
Однако, несмотря на значительный объем исследований, проблема включения способностей родителей и опекунов, а также ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи в процесс языкового развития разработана недостаточно. Нет ни теоретических, ни методологических доказательств, как и комплексных образовательных программ поддержки таких семей. Не разработаны практические рекомендации для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи и для специалистов, оказывающим коррекционную и образовательную поддержку.
Необходимость преодоления существующих и научно-практической разработки модели консультативной поддержки семей с детьми с тяжелыми нарушениями речи на дошкольном этапе определила актуальность исследования.
Приведенные выше противоречия позволили сформулировать задачу исследования: внедрение консультаций по образовательной поддержке для семей с детьми с тяжелыми нарушениями речи для оптимизации процесса языкового развития детей, повышения качества жизни и эффективной интеграции в общество.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель консультативного сопровождения семей, имеющих детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе дошкольного периода их жизни.
Объект исследования: речь детей и компетентность ближайшего окружения детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе дошкольного обучения и воспитания.
Предмет исследования: процесс педагогического консультирования и поддержки ближайшего окружения как одно из средств развития речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что организация консультативной поддержки ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи положительно повлияет на их языковое развитие при условии:
- учета педагогами индивидуальных возможностей каждого ребенка, предоставление ближайшему окружению помощи и разъяснений;
- систематической педагогической поддержки ближайшего окружения детей с опорой на личностные достижения ребёнка, имеющего тяжелые нарушения речи;
- привлечения ближайшего окружения детей для взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением по вопросам развития речи детей с тяжелыми нарушениями
- оказания консультативной помощи ближайшему окружению детей с тяжелыми нарушениями речи в получении профессиональных рекомендаций и советов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современной специальной учебной литературы для определения научных основ консультативной поддержки ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Провести экспериментальное исследование семьи и определить условия, способствующие оптимизации процесса языкового развития ребенка с ТНР.
3. Теоретически обосновать необходимость организации консультативной работы логопеда с ближайшим окружением детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Разработать и экспериментально протестировать модель консультационной поддержки логопеда ближайшему окружению детей с тяжелым нарушением речи. Оцените эффективность педагогического эксперимента на основе полученных экспериментальных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные положения культурно-исторической теории Л. C. Выготского о роли социальной среды в развитии психики ребенка, включая идеи о зоне ближайшего и актуального развития, сложной, структуре дефекта;
- философские и социально-педагогические концепции личностно-ориентированного подхода к образованию, представленные в трудах отечественных ученых (А. Я. Варга, А. И. Захаров, П. Ф. Лесгафт,
A. C. Макаренко, A.C. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, В.М. Целуйко и др.) и зарубежных авторов (А. Адлер, Аристотель, Гераклит, Т. Гордон, X. Джайнотт, Демокрит, Р. Дрейкус, М.Ф. Квинтилиан, Я.А. Коменский, Д. Локк, А. Маслоу, И. Г. Песталоцци, К. Роджерс, Ж. Ж. Руссо, Ю. Хямяляйнен и других);
- теории системного построения процесса воспитания (Л. В. Голованов, B. А. Караковский, Ф. Ф. Королев, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников, Э. И. Сокольникова, Э.Г. Эйдемиллер);
- деятельностный подход к развитию и воспитанию (А. Н. Леонтьев, Л. С.-Выготский, С.Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков);
- теория неразрывности психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);
- теоретические основы специальной педагогики и психологии для оказания образовательной поддержки семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии (A. A. Венгер, С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, B. В. Ткачева, Н. Д. Шматко);
- концепция интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (H. H. Малофеев, Э. В. Миронова, Н. М. Назарова, Г. Н. Пеннин);
- положения специальной педагогики о нормальном и аномальном развитии (Г. Я. Трошин, Л. С. Выготский), положения специальной педагогики и специальной психологии о единстве общих и специфических закономерностей аномального развития (В. И. Лубовский).
При разработке теоретических основ нашего исследования мы опирались на работы ведущих специалистов в области специального образования и психологии: Т. А. Власовой, В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, В. В. Лебединского, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовского, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, O. E. Шаповаловой.
Методы исследования определялись с учетом целей, объекта, предмета, задач, тематики и гипотез исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической специальной литературы;
- биографические: сбор и анализ анамнестических данных; изучение медико-психолого-педагогической документации детей, (протоколов ПМПК и ПМПк, медицинских карт);
- эмпирические: беседы с детьми, их ближайшим окружением, воспитателями, наблюдения за детьми в образовательной и игровой деятельности; анализ продуктов их деятельности;
- социально-педагогические: анкетирование с помощью авторских анкет «Потребности семьи, воспитывающей ребенка с тяжёлыми нарушениями речи»;
- педагогические: педагогический эксперимент по изучению, построению и развитию содержания консультативной поддержки ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи на дошкольном этапе жизни;
- психологические: «Фильм-тест» Р. Жиля в адаптированном варианте И. Н. Рильяшевой и Н. Д. Игнатьевой; методика «Два дома» И. Вандвика, П. Экбланда; рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»; сочинения на темы «Моя мама» и «Моя семья»; анкета «Психологический тип родителя» В. В. Ткачевой, методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера; методика «Адаптированный тематический апперцептивный тест» (ATAT) B. B. Ткачевой.
Исследовательская организация. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного детского сада образовательного учреждения «Детский сад № 19» в г. Верхотурье Свердловской области. В исследовании приняли участие 10 семей (30 человек), в том числе дети старшей группы (10 человек) и родители (20 человек). Дети экспериментальной группы имеют тяжелые дефекты речи, общее недоразвитие речи 3 уровня - 4 девочки и 6 мальчиков. Исследование проводилось в 4 этапа (2020-2021г.г.).
I этап (2020-2020 г. г.) - поисково-теоретический - анализ и исследования специальной; общей, психолого-педагогической литературы по проблемам исследования, определения методических подходов к исследованию, объекта, предмета, цели, задачи, гипотезы, выбор диагностических методик.
II этап (2020г.) диагностический - проведение констатирующего эксперимента на базе МА ДОУ «Детский сад №19» г. Верхотурья Свердловской области, разработка консультативной работы для ближайшего окружения детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Ш этап (2020-2021 гг.) экспериментально - педагогический - разработка и апробация консультативного сопровождения ближайшего окружения детей с тяжёлыми нарушениями речи.
IV этап (2021г.) заключительно - обобщающий - оценка эффективности консультативной поддержки ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи, анализ полученных данных, обобщение и систематизация результатов, формулирование теоретических положений и выводов исследования.
Научная новизна исследования. В данном исследовании на теоретико-методическом уровне продемонстрирована комплексная система
действий по реализации консультативной поддержки в ближайшем окружении детей с тяжелыми нарушениями речи в пространстве дошкольного периода. Получены новые эмпирические данные об особенностях эмоционального и личностного развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Выявлены социально-образовательные условия в семье, оптимизирующие процесс языкового развития у детей с тяжелыми нарушениями речи. Полученные экспериментальные данные продемонстрировали необходимость консультативной поддержки ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость данного исследования способствовала развитию проблемы консультационной поддержки логопедами в непосредственной обстановке детей с тяжелыми нарушениями речи, а также были предоставлены теоретические и методологические обоснования содержания данного вида поддержки, включающие направление, форму работы, цели и задачи. В результате оказания всесторонней поддержки ближайшего окружения предложен концептуальный и организационный подход к прогнозированию успешности социальной адаптации у детей с тяжелыми нарушениями речи. Специальная (коррекционная) педагогика дополняется обоснованием необходимости освоения ближайшего окружения процесса социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи. Описана теоретическая модель и сформулированы принципы построения консультативной поддержки ближайшего окружения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования:
- разработаны и апробированы диагностические комплексы, позволяющие изучить особенности жизни в семье и окружении детей с тяжелыми нарушениями речи; комплекс содержит авторские анкеты для изучения различных сторон семейной жизни детей с тяжелыми нарушениями речи: «Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи»;
- разработаны и апробированы необходимые условия для оказания консультативной поддержки ближайшему окружению детей с тяжелыми нарушениями речи. Эти условия представлены в форме содержания, структуры, направления и консультирования для ближайшего окружения ребенка с тяжелым нарушением речи;
- результаты исследования могут быть использованы для подготовки психолого-педагогических кадров в образовательных вузах, систем переподготовки и повышения квалификации педагогов, практической деятельности логопедов в детских садах, а также при организации оперативной консультативной работы с ближайшим окружением детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается:
- теоретическим и методологическим подтверждением исследования, репрезентативность выборки участников эксперимента;
- использованием набора методов, соответствующих предмету, цели и задачам;
- комплексный и динамичный характер экспериментальной работы, выполняемой в сочетании с реальной образовательной деятельностью;
- сочетание количественного и качественного анализа результатов исследования.
Структура и объем ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, приложений.
Дошкольное детство - является одним из важнейших этапов речевого развития ребенка. Языковая система в этом возрасте наиболее уязвима, поэтому многие факторы играют важную роль в формировании языка, особенно социальные и психологические. Родители должны учитывать этот факт. Семьи играют большую роль в процессе языкового воспитания. Ближайшее окружение и семья могут создать для своих детей благоприятную речевую среду дома, которая будет частью единого языкового пространства. Именно поэтому важнейшим звеном коррекционной работы является взаимодействие логопеда и семьей ребенка с нарушением речи.
Направление исследований было определено на этапе констатирующего эксперимента. Изучение уровня речевого развития детей, изучение образовательных условий речевого воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и семьях, обработка и анализ полученных результатов.
Исследования уровня речевого развития у детей показали, что у всех детей, экспериментальной группы отмечены нарушения всех речевых компонентов. Сравнивая результаты опроса с заключениями Психолого- медико-педагогической комиссии, уровень речевого развития детей данной группы был определен как общее речевое недоразвитие 3 уровня.
Исследование педагогических условий речевого обучения детей в образовательных учреждениях показало, что работа дошкольных образовательных учреждений соответствует требованиям СанПиНов и ФГОС ДО, зафиксировано в акте аттестационной комиссии и наличием лицензии на образовательную деятельность у МАУДО д/с№19 г. Верхотурье.
Логопед применяет утвержденные методики развития речи дошкольников и взаимодействует с воспитателями. Однако взаимодействие с родителями детей с дефектами речи невысокое и ограничивается индивидуальными беседами и официальными встречами, проводимыми заинтересованными родителями.
Исследования семей показывают, что 70% ближайшего окружения детей не признают и не отрицают речевые проблемы своих детей, а также ничего не знают о наличии структуры дефекта у ребенка. Только 30% родителей готовы активно работать с логопедом.
В результате констатирующего эксперимента мы смогли грамотно спланировать работу с ближайшим окружением детей по коррекции у них речевых нарушений. Вся работа по коррекции речи имела два тесно взаимосвязанных направления: преодоление общего недоразвития речи 3 уровня и взаимодействие с семьями детей с дефектами речи.
В рамках организации дошкольного образования проводилась работа по исправлению всех компонентов языка: развитию лексико-грамматической, фонетико-фонематической сторон языка и развитию связной речи.
В коррекционной работе использовались различные формы сотрудничества с ближайшим окружением детей с дефектами речи с учетом психологических типов родителей и детско-родительских отношений.
Итоги контрольного эксперимента засвидетельствовали предположение о том, что качественное выполнение работы логопедом с привлечением ближайшего окружения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отягощенными тяжелыми нарушениями речи в коррекционный процесс приводит к сокращению условных временных рамок работы логопеда с детьми, то есть достижению положительного результата. Динамика в лучшую сторону наблюдается раньше, чем без этой работы.
Общие итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи реализованы.
1. Азбука общения : развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына [и др.]. СПб., 2000. 380 с.
2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д, 2015. 45 с.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / Л. С. Цветкова [и др.] ; под ред. Л. С. Цветковой. М. ; Воронеж,2010. 318 с.
4. Артамонова С. В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.
5. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2007. 224 с.
6. Белопольская Н. Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. № 5. С. 15-20.
7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе.
М., 1997. 298 с. URL:http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#(дата
обращения: 06.04.2021).
8. Бородина В. А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : монография. Челябинск, 2017. 248 с.
9. Бородина В. А. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов в работе по социализации детей с нарушением интеллекта : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург,
2011. 21 с.
10. Быховская А. М., Казакова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. СПб., 2012. 156 с.
11. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи // Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2008. С. 8-16.
12. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003. 654 с.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рекомендаций / сост. В. П. Балобанова [и др.]. СПб., 2001. 238 с.
14. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60-69.
15. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. Екатеринбург, 2013. 237 с.
16. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы
психолого-педагогического исследования : учеб. пособие. М., 2005. 208 с.
17. Зальцман Л. М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта // Дефектология. 2006. № 2. C. 31-35.
18. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования : (теоретико- методолог. аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
19. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2017. 279 с.
20. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое, медикосоциальное сопровождение развития ребенка : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 01-03 апр. 1998 г. СПб., 1998. С. 45-51.
21. Калагина Л. С. Организационно-педагогические основы социальной работы с семьей в муниципальном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 23 с.
22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
23. Кашина М. П. Историко-педагогические особенности творческого наследия А. С. Макаренко. URL:http://makarenko-museum.ru(дата обращения: 07.06.2021).
24. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений : курс лекций. М., 2016. 461 с.
25. Коменский Я. А. Материнская школа. URL:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/komen/ (дата обращения:
03.04.2020).
26. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003. 240 с.
27. Королева О. Л., Мазеина О. В. Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. 2016. Т. 8. С. 69-73. URL:http://e-koncept.ru/2016/56123.htm(дата обращения: 16.03.2021).
28. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания : метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2004. 127 с.
29. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. Вып. 2. С. 122-127.
30. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
31. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок : кн. для воспитателя дет.сада. М., 1988. 159 с.
32. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. М., 1998. 160 с.
33. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003. 327 с.
34. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2003. 239 с.
35. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Эйдос. 2010. № 9. С. 25-31.
36. Миронцева С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. СПб., 2012. 202 с. URL: http://uchebnie-knigi.net(дата обращения: 23.09.2020).
37. Молчанов С. Г. Здоровьесбережение в образовательном процессе. URL:http ://journals.uspu.xn--rui-ks0a/inst/ spec/spec10/spec10 10.pdf(дата обращения: 06.06.2021).
38. Молчанов С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие. Челябинск, 2010. 216 с.
39. Нагорная В. А. Коррекционное педагогическое взаимодействие как средство снижения ограничений здоровья детей с аллергопатологией в условиях ДОУ : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 217 с.
40. Нагорная В. А. Я + мир = ? : метод. пособие. Челябинск, 2006. 146 с.
41. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи : учеб.-метод. попбие. М., 2006. 136 с.
42. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи. М., 2007. 128 с.
43. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи : (от 4 до 7 лет) : нагляд.-метод. пособие. СПб., 2015. 112 с.
44. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007. 128 с.
45. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб., 2014. 97 с.
46. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон
№ 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/-
cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.07.2020).
47. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи : метод. пособие / Л. С. Вакуленко [и др.] ; под ред. Л. С. Вакуленко. СПб., 2011. 153 с.
48. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие / М. Ф. Фомичева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. М., 2002. 200 с.
49. Петухова А. В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя - логопеда и педагога-психолога // Научные труды SWORLD. 2012 Т. 17, № 3. С. 3-5.
50. Подласый И. П. Воспитание детей в семье // Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студентов сред. учеб. заведений. М., 2002. С. 329-331.
51. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и
инновационные подходы : сб. ст. / под ред. Л. С. Вакуленко. СПб., 2012. 170 с.
52. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями / авт. -сост. Н. В. Рыжова. Ярославль, 2016. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/- met86/met86.pdf(дата обращения: 06.09.2020).
53. Симонов В. П. Педагогический менеджмент : учеб. попбие. М., 1997. 226 с.
54. Суханова Л. П. Динамика показателей здоровья рождённого потомства и перинатальная демография в России. М., 2006. 272 с.
55. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2006. 320 с.
56. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие. М., 2007. 318 с.
57. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб:, 1997.
112 с.
58. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. М., 1948. URL:
http:ZZelib.gnpbu.ru/text/ushinskiy sobranie-sochineniy t2 1948/ (дата
обращения: 26.06.2020).
59. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. URL: https://normativ.kontur.ru/-
document?moduleId=1&documentId=330197 (дата обращения: 06.07.2020).
60. Филичева Т. Б. Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы
дошкольной логопедии. М., 2015. 320 с.
61. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы
логопедии : учеб. пособие. М., 1989. 223 с.
62. Филичева Т. возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991. 44 с.
63. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : в 2 ч. М., 1993. Ч. 1. 103 с.
64. Харитонова Т. Н. Система коррекционно-развивающих заданий для совместной работы с детьми // Логопед. 2009. № 2. С. 85-95.
65. Циулина М. В. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие. Челябинск, 2014. 117 с.
66. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. М., 2012. 168 с.
67. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. Великий Новгород, 2000. 88 с.
68. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. М., 1997. 131 с.