Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №93750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы104
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Психофизиологические основы письма 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
задержкой психического развития 9
1.3. Дисграфия у младших школьников с задержкой психического
развития 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей младшего
школьного возраста 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 40
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у
младших школьников с задержкой психического развития 43
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его
результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91


Из года в год увеличивается число обучающихся в младшей школе с нарушением чтения и письма (О. В. Елецкая). По мнению А. Р. Лурия, навык письма имеет ведущее значение в любой сознательной деятельности человека. Совершенствование этого навыка сказывается на общем развитии школьника, а от степени овладения им зависит успех продвижения ребёнка в учёбе и его психическое состояние на всех последующих ступенях развития[28].
Согласно общей статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников, причем у многих из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах (более чем у 30% обучающихся среднего звена). Распространённость проблемы объясняется тем, что около половины выпускников дошкольных образовательных организаций поступает в школу с теми или иными нарушениями в речи и психических процессов. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.
Так, по данным Л. Г. Парамоновой дисграфия была выявлена у 53% обучающихся первых классов, у 37% обучающихся вторых классов и у 39% обучающихся седьмых классов.
В современном исследовании А. Н. Даренских приведены следующие статистические данные по подросткам: дисграфия встречается у 24, 4% из них. При этом акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия обнаруживается у 14% подростков, дисграфия на почве несформированного анализа и синтеза у 17%, оптическая - у 28%, аграмматическая - у 7%, смешанная - у 34%.
ФГОС НОО поставил задачу обеспечить равные возможности получения качественного начального общего образования для всех детей, поступающих в школу. В стандарте указывается на обязательный учёт индивидуальных возрастных, особенностей детей.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая детей с ОВЗ, что должно обеспечивать равные возможности получения качественного начального образования. ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО. Следовательно, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, необходимо организовывать обучение детей с нарушениями письма таким образом, чтобы максимально преодолеть дисграфию и обеспечить овладение необходимыми универсальными учебными действиями. Огромная роль в этом принадлежит учителю- логопеду.
Изучением нарушений письма, их причин, механизмов, видов, путей выявления и коррекции занимались многие выдающиеся отечественные учёные XX века: Р. И. Лалаева, А. Н, Корнев, Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Спирова и др. На современном этапе проблемы нарушений письма рассматриваются в трудах таких учёных: И. Н. Садовникова, О. В. Елецкая, Е. В. Мазанова, Л. Н. Ефименкова, Л. С. Цветкова и др.
Учёными давно установлено, что нарушения письма у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия, или что бывает чаще, недоразвития всех её компонентов (фонетико-фонематического и лексико¬грамматического). Однако, нарушения речи являются не единственной причиной возникновения дисграфий.
Актуальность данной работы связана с необходимостью своевременного проведения коррекционной работы по устранению дисграфических ошибок у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования - неречевые процессы, устная речь и письмо у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет - логопедическая технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель данного исследования - определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития, апробировать логопедическую технологию по коррекции дисграфии у школьников данной категории и проанализировать результаты.
В соответствии с целью, были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить состояние навыка письма у младших школьников с ЗПР;
3. Разработать и теоретически обосновать логопедическую технологию, по коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития, провести эксперимент эффективности логопедической технологии.
Методы исследования:
- теоретический метод: анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический метод: анализ деятельности, количественная и качественная обработка полученных данных;
- интерпретационные методы.
Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №1».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенной работы были решены все поставленные задачи, а именно, была изучена психолого-педагогическая и методологическая литература по проблеме исследования (А. Р. Лурия, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, Е. А. Рогожина, В. В. Сорокина, Л.В. Озерова и др.). Рассмотрены теоретические подходы к классификациям и исследованиям дисграфии, изучены психолого¬педагогические особенности младших школьников с задержкой психического развития. Так же был проведен констатирующий эксперимент на выявление нарушений письма у младших школьников с ЗПР.
Результаты констатирующего этапа были проанализированы в качественном и количественном плане. Данные показали, что в начальных классах присутствуют дети со специфическими ошибками на письме. Обработка результатов обследования показала прямую связь между нарушениями устной и письменной речи.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у младших школьников с задержкой психического развития недостаточно сформированными являются моторная сфера, фонематические процессы, зрительно-пространственная ориентировка и графо-моторные навыки. Таким образом, можно сделать вывод, что у младших школьников с ЗПР страдают все компоненты речи, которые приводят к возникновению нарушений письма - различным формам дисграфии.
В ходе исследования было спланировано содержание логопедической работы покоррекции нарушений письма у данной категории детей, также были подобраны необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы.
Обучающий эксперимент проводился с 13 января 2020 г. - 05 марта 2020 г. во вторую половину дня.
Так как контрольный этап эксперимента не был проведен, то сделать выводы об эффективности технологии коррекции дисграфии, которая бы позволила скорректировать специфические ошибки обучающихся при письменных работах у данной категории детей невозможно.
Так, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подтверждена необходимость работы по коррекции дисграфии у детей изучаемой категории, цели и задачи исследования реализованы частично, так как не был проведен контрольный этап исследования.



1. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2012. - № 1. - С. 20-27.
2. Амонашвили, Ш. А. Механизм письменной речи и методика обучения письму / Ш. А. Амонашвили // Научное творчество Л. С. Выготского и современной психологии : тез. докл. Всесоюз. конф., 23-25 июня 1981 г. / отв. ред. В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1981. - С. 154-169.
3. Андреева, Н. Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР: из опыта работы учителя-логопеда / Н. Г. Андреева // Школьный логопед. - 2008. - № 1 (22). - C. 29-41.
4. Бабкина, Н. В. Специфика системы осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР и ее формирование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Бабкина // От истоков к современности : 130 лет орг. Психол. о-ва при Моск. ун-те : юбилейн. конф : в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - Т. 1. - С. 399-401.
5. Безруких, М. М. Обучение первоначальному письму: метод. пособие к прописям / М. М. Безруких. - Москва : Просвещение, 2002. - 34 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
7. Бойко, А. А. Диагностика памяти младших школьников с задержкой психического развития / А. А. Бойко // Проблемы теории и практики современной науки : материалы VI междунар. науч.-практ. конф., 31 мая 2015 г. : сб. науч. тр. / науч. ред. С. В. Галачиева. - Москва : Педагогика, 2016. - 93 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи для детей : учеб. пособие для пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
9. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников : опор. конспекты 16 занятий : комплект для выполнения заданий с ребенком / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. - Москва : АКАЛИС, 1996. - 38 с.
10. Вартапетова, Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций : дис. ... канд. пед. наук : 13 00.03 / Г. М. Вартапетова :Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 242 с.
11. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е. Н. Винарская // Язык и человек : сб. ст. посвящ. памяти П. С. Кузнецова / Моск. гос. ун-т ; под общ. ред. В. А. Звегинцева. - Москва, 1970. - С. 55-62.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. - Москва : Акцидент, 2012. - 164 с.
14. Егоров, Т. Г. Очерки психологии усвоения грамоты / Т. Г. Егоров. - Москва : Учпедгиз, 1950. - 108 с.
15. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 180 с.
16. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46.
17. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - Москва : Просещение, 2003. - 279 с.
18. Зябкина, Е. А. Особенности непроивольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Зябкина, А. А. Сергадеева // Педагогика и психология: перспективы развития : сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф., 16 дек. 2017 г., г. Чебоксары / отв. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2017. - С. 214-216.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ