Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства

Работа №93745

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 7 ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Возможности изобразительного искусства в воспитании
трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ
ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1. Диагностическое исследование по выявлению уровня
сформированности компонетов трудолюбия у старших
дошкольников 31
2.2. Содержание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста на материале изобразительного искусства 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75

Труд является для человека не только средством удовлетворения его потребностей, но и составляющей основой для развития его физических и духовных способностей. В положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что трудовые навыки дошкольника должны быть направлены на «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества» [38]. В Законе РФ «Об образовании» прописан один из основополагающих принципов государственной образовательной политики: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [32].
Именно дошкольное детство является благоприятным для развития трудового воспитания, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, в том числе и посредством трудовых действий. В процессе трудовой деятельности формируется потребность ребенка в планировании и собственной реализации определенных умений и навыков, необходимых в практической и духовной сферах развития человека. Развитие способности к трудовому воспитанию на материале изобразительного искусства способно привить детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить.
Искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. Полноценное освоение предметов искусства, способность понимать главное, различать средства выразительности художественных произведений можно формировать с помощью материалов изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что проблемам формирования трудолюбия на материале изобразительного искусства в ДОУ уделяется недостаточно внимания, приоритетным направления остается интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по использованию материалов по искусству с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание у них трудолюбия.
Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанности данной педагогической задачи на материале изобразительного искусства.
Все выше сказанное объясняет актуальность проблемы исследования, заключающейся в поиске путей воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства .
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблематики определили выбор темы исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Объектом исследования выступает процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале
изобразительного искусства, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий на материале изобразительного искусства, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, на основании этого уточнить понятие «воспитание трудолюбия» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности изобразительного искусства в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста .
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностическое исследование исходного уровня трудолюбия у старших дошкольников.
5. Разработать содержание занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования: о месте труда в педагогическом процессе детского сада (С.В. Бабенко, Е.И. Корзакова, Е.И. Радина, Д.А. Шингаркина и др.); методические работы по организации детей в трудовой деятельности (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); исследования о формировании у детей положительного отношения к труду взрослых (Е.Г. Монахова, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, О.В. Ситникова, Н.Г. Тагильцева и др.); исследования о влиянии труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по обозначенной проблеме, сравнительно­аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, количественный и качественный, сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по воспитанию трудолюбия у детей. Также следует отметить практическую значимость продукта исследовательской деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение МБДОУ - Детский сада № 80 г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 20 воспитанников подготовительной группы «Цветики» в возрасте от 6 до 7 лет.
Исследование по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников на материале изобразительного искусства осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме воспитания трудолюбия у старших дошкольников; определялись психолого­педагогические особенности старших дошкольников; определялись возможности материалов изобразительного искусства при воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня трудолюбия у старших дошкольников; разрабатывалось содержание комплекса занятий по воспитанию трудолюбия у детей старшего
дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев трудолюбия у старших дошкольников, осуществлялось
проведение разработанного комплекса занятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Трудолюбие дошкольников связано с различными качествами личности. Оно является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Материалы изобразительного искусства выступают одним из ключевых методов воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования были решены поставленные задачи.
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволило уточнить и определить понятия «трудолюбие» и «воспитание трудолюбия» применительно к детям старшего дошкольного возраста, а также выделить основные показатели трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: познавательный, эмоционально - мотивационный, поведенческо-деятельностный.
2. Была проведена опытно-поисковая работа по выявлению уровней трудового воспитания на материале изобразительного искусства у старших дошкольников, в ходе которой были использованы диагностические задания, направленные на выявление показателей трудолюбия: познавательного, эмоционально-мотивационного, поведенческо-деятельностного.
3. Разработан комплекс занятий «Формирование трудолюбие в картинах русских и советских художников» для старших дошкольников по воспитанию трудолюбия на материале изобразительного искусства с учетом особенностей их возрастного развития.
Было подобрано содержание (зрительный компонент, творческий компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), творческие методы организации деятельности, что может обеспечить положительный результат при решении задач по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства.
Благодаря реализации поставленных задач, были сформулировали следующие выводы.
1. Трудолюбие представлено различными трудовыми умениями, проявляющимися при работе с материалами изобразительного искусства.
2. Важную роль в воспитании трудолюбия у старших дошкольников играют правильно простроенные беседы, которая особенно важна для организации занятий по материалам изобразительного искусства.
3. Опытно-поисковое исследование показало, что у большинства
детей показатели трудолюбия находятся на среднем уровне (60 %).
Полученный показатель объясняется возрастными особенностями детей, так как в старшем дошкольном возрасте психические процессы (память, внимание, воображение, восприятие, мышление) все еще находятся в стадии активного формирования, что не дает возможности цельно и комплексно воспринимать, анализировать материалы изобразительного искусства.
Материалы исследования могут быть использованы в курсе дошкольной педагогики, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, при проведении специальных курсов для студентов и курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
4. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску педагогических условий по реализации преемственности воспитания трудолюбия в системе «детский сад - начальная школа», изучению волевых и социальных аспектов воспитания трудолюбия детей младшего школьного возраста на материалах изобразительного искусства.


1. Бабенко, С. В. Анализ, диагностика и планирование трудовой
деятельности детей дошкольного возраста / С. В. Бабенко. - Санкт-
Петербург. : Сатка, 2013. - 27 с.
2. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы
ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И.
Божович. - Москва : Педагогика, 1972. - 351 с.
3. Вавилова, И. Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Н. Вавилова ; Шадрин. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 2009. - 242 с.
4. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольников / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. - С. 18-26.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. /
Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - Т. 5 : Основы дефектологии.
• 369 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для вузов / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
7. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва : Издательский центр «Академия»,1998. - 269 с.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. - Москва : Академия, 1999. - 344 с.
9. Добродомова, Т. М. Взаимодействие педагога и ученика в художественном образовании / Т. М. Добродомова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 7.
• С. 34-36
10. Дубровская, Н. В. Конспекты занятия по художественно­творческой деятельности / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. -
2009. - № 7. - С. 24-26.
11. Житко, И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста : дис. . канд. пед. наук : 13.00.07 / И. В. Житко ; Тольяттинский. гос. пед. ин-т. - Тольятти, 2009. - 207 с.
12. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец : В 2-х т. - М., 1986.
13. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - Москва : Акад. Пед. Наук РСФСР, 1959. - 190 с.
14. Ильницкая, И. Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка / И. Л. Ильницкая, Л. Д. Остапенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 49-53.
15. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / под ред. Н. В. Микляевой. - Москва : Сфера, 2013. - 125 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ