ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Характеристика содержания понятия «творческое воображение» 6
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Возможности занятий аппликацией в развитии творческого
воображения у дошкольников 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 27
2.1. Диагностика творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников на занятиях аппликацией 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
Актуальность исследования. Развитие творческого воображения у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. В ФГОС ДО развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями выступает одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития воображения. Ценность развитого воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Это особенно важно в дошкольном возрасте, где знаний и опыта еще не достаточно.
Уникальные возможности развития творческого воображения у дошкольников открываются в процессе художественной деятельности на занятиях аппликацией. Аппликация представляет собой метод создания художественных изображений из различных фигур и форм, вырезанных из какого-либо материала и нанесенных разным способом на соответствующий фон.
Аппликация, способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, трудолюбия у ребенка. В процессе занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник, дети знакомятся с простыми формами различных предметов с их частями и силуэтами, что усиливает интерес ребёнка к данной деятельности. Работая над аппликацией, дети планируют собственную деятельность, проявляют значительную активность и изменчивость, независимость, уникальность в творческом процессе, рационально применяя ранее имеющийся навык.
Согласно работам Т.С. Комаровой, аппликация представляет собой простой и доступный способ создания художественного образа, отличающегося сохранностью реалистичной основы изображения. Благодаря этому, аппликация широко используется в различных целях: для изготовления наглядных пособий, флажков, игрушек, сувениров, стенгазет, выставок помещений и т.д. [21, 22].
Таким образом, проблема развития творческого воображения старших дошкольников является одной из актуальных.
В практике развития творческого воображения старших дошкольников имеется ряд противоречий:
• между признанием важности творческого воображения в воспитании личности ребенка старшего дошкольного возраста и формальным подходом к развитию творческого воображения на занятиях по аппликации;
• между возможностями занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточностью соответствующего методического обеспечения работы в этом направлении;
На основе выделенных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических методов и приёмов, обеспечивающих развитие творческого воображения старших дошкольников на занятиях по аппликации.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможностей занятий по аппликации для развития творческого воображения старших дошкольников.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий аппликацией, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий аппликацией в развитии творческого воображения у дошкольников.
4. Провести диагностику развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников).
Практическая база исследования: детский сад «Ромашка» - филиал казенного дошкольного образовательного учреждения Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка». В исследовании приняло участие 22 ребёнка старшего дошкольного возраста подготовительной группы детского сада.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящего из 42 источников, приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «творческое воображение». Суть творческого воображения состоит в способности замечать и акцентировать в предметах и явлениях характерные черты, качества и переносить их на другие предметы, то есть создание нового образа. Главной задачей творческого воображения считается представление прогнозируемого результата до его реализации.
Выявлены особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте важно развивать творческое воображение, так как именно в этом возрасте идет подготовка к школьному обучению, более интенсивно развиваются познавательные функции. Отмечая особенности развития творческого
воображения старших дошкольников, можно сказать следующее. Творческое воображение складывается на протяжении жизни ребенка, зависит от воспитания, полученных впечатлений и не может формироваться само по себе. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий. В наибольшей степени воспитание содействует формированию творческого воображения ребенка. Оно помогает реализовывать новые образы, отличные от тех, которые находятся в памяти человека. Творческое воображение предполагает активный познавательный процесс, итогом которого стает возникновение новых образов и продуктов деятельности.
В ходе практической работы выделены показатели развития творческого воображения детей: легкость (беглость) воображения; гибкость воображения; глубина и проработанность (детализированность) образов; оригинальность.
Для диагностики уровня развития творческого воображения у старших дошкольников мы использовали следующие методики: методика
«Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко; тест творческого воображения П.Торренса; методика «Необычное дерево» (Н.Е. Веракса).
Диагностическое исследование уровня развития творческого воображения детей подготовительной группы детского сада «Ромашка» показало, что уровень их развития оказался преимущественно средний. Дети с высоким уровнем развития отличаются оригинальностью воображения, детально прорабатывают даже мельчайшие детали, используют различные формы, цвета для передачи образа, и, главное, хотят, чтобы их образ отличался от рисунков других детей. Дети с низким уровнем развития творческого воображения не отличаются оригинальностью, выполняют задания, не используя оригинальные образы, рисуют легко узнаваемые предметы, как правило, простые по форме и цветовой гамме. Основная доля старших дошкольников со средним уровнем развития отличаются наличием творческого начала в своих работах, но в большинстве случаев образы детально не проработаны.
Таким образом, было установлено, что уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста оказался преимущественно средний. С низким уровнем развития 9% детей. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной
педагогической работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В практической части нашей работы был разработан комплекс занятий по аппликации. Особенностью занятий является использование нетрадиционных техник аппликации, таких как аппликации с использованием природного материала, пластилиновые аппликации (пластилинография), квиллинг, объемные аппликации из гофрированной бумаги, создание аппликаций из пазл, картона, ваты и других материалов. Также некоторые занятия сочетали в себе изготовление аппликации совместно с дорисовкой гуашью, красками, фломастерами. Использование нетрадиционных техник аппликации позволит создать условия для более интенсивного развития творческого воображения старших дошкольников.
Кроме того проведена работа с родителями и воспитателями других групп детского сада. Целью работы с родителями было - познакомить с нетрадиционными техниками аппликации и привить желание совместного творчества с детьми дома для развития их творческого воображения. Работа с родителями проведена в форме: мастер-класса для родителей по
нетрадиционным техникам аппликации, оформлена папка-передвижка, размещенная в холе подготовительной группы детского сада, а также организован стенд выставочных работ детей по аппликации. Цель работы с педагогами стала передача опыта по использованию нетрадиционных способов аппликации для развития творческого воображения детей. Работа с педагогами проведена в форме мастер-класса.
Цель и задачи достигнуты.
1. Амоков, В. Б. Искусство аппликации / В. Б. Амоков. - Москва : Школьная Пресса, 2017. - 48 с.
2. Андреева, А. Ю. Уроки творчества / А. Ю. Андреева, Н. П. Воронкина, Е. М. Зайцева, Л. А. Турова. - Фрунзе : Мектеп, 2016. - 40 с.
3. Басина, Н. Э., Суслова, О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. - Москва : Линка-Пресс, 2017 - 144 с.
4. Богатеева, 3. А. Занятие аппликацией в детском саду /3. А. Богатеева. - Москва : Просвещение, 2018. - 224 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2012. - 320 с.
6. Боровик, О. В. Развитие воображения /
О. В. Боровик. - Москва : ООО «ЦГЛ «РОН», 2017. - 112 с.
7. Борчиков, С. А. Творческое воображение воображения / С. А. Борчиков. - Москва : МАКС Пресс, 2016. - 83 с.
8. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 2018. - 335 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2017. - 96 с.
10. Гнайкова, Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ [Электронный ресурс] / Н. В. Гнайкова. - URL : https://moluch.ru/archive/145/40627/.
11. Гомозова, Ю. Б, Гомозова, С. А. Страна чудесных ремесел и веселых мастеров / Ю. Б. Гомозова, С. А. Гомозова. - Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2009. - 143 с.
12. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. - Москва : Аеайешха, 2017. - 342 с.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : РИПОЛ Классик, 2016. - 3140 с.
14. Дьяченко, O. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. - Москва : Мозаика-Синтез, 2018. - 126.
15. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. - Москва : МПСИ, 2015. - 302 с...