ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕТСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО 6
1.1. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода в
воспитании детей 6
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.3.Организация совместной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте 17
ГЛАВА 2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих готовность детей к
совместной деятельности 25
2.2. Диагностика готовности детей к совместной деятельности старшего
дошкольного возраста 31
2.3. Рекомендации к развитию у дошкольников готовности к совместной деятельности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольногообразования одними из основных принципов ДО (дошкольного образования) являются: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом своего образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности[46]. Дошкольные образовательные организации должны обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Совместная деятельность педагога и детей в ДОО (дошкольная образовательная организация) - ведущий способ организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Кроме этого, совместная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, решает образовательные задачи, реализует образовательную деятельность.
Именно в дошкольном возрасте зарождается, развивается умение строить совместную деятельность. Дальнейшее социальное и личностное развитие будет зависеть как раз от данного умения. Подрастающее поколение в современном мире стало больше времени проводить за телевизором, компьютером и телефоном. В веке информационных технологий дети всё меньше гуляют, играют, меньше общаются друг с другом. Педагоги отмечают, что сейчас дети не умеют взаимодействовать друг с другом, строить отношения, организовывать общие дела, строить и даже участвовать в совместной деятельности. Это объясняется чрезмерной «технологизацией» нашей жизни и «интеллектуализацией» воспитания [28, с. 132].
Проблема формирования готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками изучалась в контексте организации разныхвидов детской деятельности Т.М.Годовиковой, М.И. Лисиной, Т.И. Зубковой, Т.А. Репиной.
Исследуемая тема актуальная тем, что совместная деятельность является одной из главных моделей реализации обучения и воспитания дошкольников, а также совместная деятельность способствует развитию личности, социализации ребёнка. Несомненно, педагог должен знать, как правильно и эффективно провести занятие или организовать детей. К тому же, он должен уметь делать это так, чтобы детям это было интересно, чтобы у них развивались познавательная активность, творческие способности, нравственные качества и многое другое.
Цель выпускной квалификационной работы - это теоретическое обоснование и подбор соответствующих рекомендаций, которые способствуют формированию готовности у детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности.
Объектом исследования является образовательный процесс в ДОО.
Предметом исследованияявляется совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования былиопределены следующие задачи:
1. Выявление особенностей организации совместной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Подбор диагностик, изучающих готовность детей к совместной деятельности;
3. Рекомендации к развитию готовности к совместной деятельностиу старших дошкольников.
Методы исследования - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по
проблемеисследования; практические: наблюдение, тестирование.
Практическая база исследования - данное исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №40/228 «Капитошка» г. Екатеринбурга, Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Психологами и учёными выделены факторы, которые способствуют становлению личности ребёнка. Благодаря данным факторам происходит развитие и позитивная социализация у детей. Деятельность определена как активное взаимодействие человека со средой, где человек выступает как субъект преобразования действительности для удовлетворения потребностей. Совместная деятельность - активное взаимодействие непосредственно с окружающими людьми разного возраста или сверстниками, с социумом, внутри которого развивается ребёнок. Следовательно, совместная деятельность играет важную роль в формировании личностных качеств детей.
Учёные ипедагоги В.Я. Ляудис, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский определили одним изосновных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности такуюсовместную деятельность, где каждый компонент, от цели и дорезультата, оформляется совместно (педагогом и детьми илисамостоятельно детьми между собой), где образовательное содержание несет в себеэлемент открытой проблемности как для взрослого, так и для ребёнка.
Именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок в большей степени интересуется сверстниками, считается с их мнением. В старшем дошкольном возрасте сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, становится значимым лицом общения. В данном возрасте ребёнок играет не рядом со сверстниками (как это происходит в младшем дошкольном возрасте), а вместе со сверстниками. То есть со старшего дошкольного возраста педагог уже в полной мере может начать организовать, формировать совместную деятельность у детей.
Совместная деятельность способствует воспитанию и становлению личности ребёнка, когда она правильно организована. Для этого педагогу необходимо знать признаки и структуру совместной деятельности. К
признакам совместной деятельности относятся: пространственное и временное соприсутствие участников, наличие единой цели, наличие органов организации и руководства, разделение процесса совместной деятельности между участниками и межличностных отношений, возникших в процессе совместной деятельности. Структура совместной деятельности состоит из общего мотива, совместных действий, общего результата.
В ходе исследования были проанализированы методики, изучающие готовность к совместной деятельности,А.Н. Лутошкиной, Л.Г. Жедуновой, В.С. Синявского и Б.А. Федоришина, О.В. Дыбиной. Мы остановились на методике, предложеннойО.В. Дыбиной, так как именно онаопределяет уровень сформированности личностных качествнеобходимых для эффективной, плодотворной совместнойдеятельности. Диагностика «Необитаемый остров» определяет уровень готовности к совместному продуктивному общению. Диагностика «Помощники» определяет уровень готовности к взаимодействию в процессе совместной деятельности. Диагностика «Не поделили игрушку» определяет уровень включения в конфликтную ситуацию.
В работе с детьми по формированию личностных качеств необходимыхдля плодотворного сотрудничества одним из эффективных средств являются игры. Например, игры «Я хочу с тобой дружить» и «Коробка с секретом». Данные игры способствуют формированию мотивации к общению, налаживанию доброжелательной обстановки в группе детей. Игры «Кенгуру и кенгурёнок», «Дорисуй рисунок» формируют умение взаимодействовать со сверстниками, повышают уровень включения в конфликтную ситуацию.Данные игры помогут детям старшего дошкольного возраста сформировать, повысить или поддержать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Поставленные цели и задачи в ходе проведения исследования выполнены.