Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии

Работа №93732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Становление фонематических процессов в онтогенезе 8
1.2. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 11
1.3. Характеристика состояния устной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента 24
2.2 Методика исследования уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников в рамках констатирующего
эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОНР У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня и дизартрии у младших школьников 44
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами дидактических логопедических
игр 49
З.ЗКонтрольный эксперимент и анализ полученных результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83

На сегодняшний день происходят веские изменения в социально-экономической, социокультурной, демографической ситуации, воздействующей увеличение детей с нарушениями развития, в т. нарушениями речи. Стабильная динамика роста с общим недоразвитием речи остается и на этапе школьного обучения. что говорит, с одной стороны, о неправильной структуре речевого дефекта, не поддающейся полной компенсации и коррекции в дошкольном периоде, а с другой, с недостаточной эффективностью представленной логопедической практики.
Фонематические процессы играют важную роль в овладении школьниками правильным письмом и чтением. Статистика указывает, что, несформированность фонематических процессов, риск возникновения специфических устойчивых нарушений чтения и письма у младших школьников.
Правильная речь - это признак того,что ребенок готов к успешному обучению в школе, факторэффективного освоения грамоты и чтения, потому какписьменная речьформируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Большинство детей к моменту поступления в школууже полностью овладевают правилами звукопроизношения, обладают развернутым словарным запасом, могут грамматически точно строить предложения. Но несмотря на это, не у всех навыки овладения грамотой протекают одинаково.
В течение последних лет отслеживаетсянежелание поступивших в школу детей полностьюовладеваютчтением и письмомво время букварного периода в первом классе. Эта обусловлено тем, что у учениковслабосформирован фонематический слух (фонематическое восприятие), из -за чего ребенок не имеет представления звукового состава слова и не ощущает звуковой ткани языка.
В исследованиях О. А. Токаревой, Л. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, Л. Ф. Лопатиной, Н. В. Серебряковой дизартрия представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства. Эти расстройства влекут за собой задержку либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что сказывается на формировании и развитии всей языковой личности, то есть человека, способного совершать речевые действия. Все это затрудняет его речевую коммуникацию и, как следствие, социальную адаптацию в обществе.
Объект исследования - уровень сформированности фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Проблема исследования: преодоление нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цельисследования: изучить уровень сформированности
фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также определение направлений, содержание и эффективность работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данных детей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 
1. Проанализировать научную литературу исследования проявлений общего недоразвития речи у школьного возраста с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и сделать анализ полученных результатов по исследованию фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Методологической основой являются следующие положения:
Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской,
Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ источников литературы по проблеме исследования.
2. Изучение педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Этапы работы:
1. Подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Логопедическое обследование детей.
3. Проведение обучающего эксперимента.
4. Определение эффективности обучающего эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
Введения, в котором обоснована актуальность проблемы, предмет, объект, определены цель, задачи исследовательской работы;
Глава 1, в которой рассматривается становление фонематических процессов в онтогенезе.
Глава 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Глава 3, в которой рассмотрено содержание игровых технологий при организации логопедической работы по коррекции фонематических процессов;
Заключение, где представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
Списка источников и литературы и Приложения.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа» Ирбитского района.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы были решены все поставленные задачи, а именно, проанализированы литературные источники по проблеме (З. А Репиной, Н. М. Трубниковой, О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой)подробно изучена и освещена проблема коррекции фонематических процессов.
Проанализированы теоретические подходы и классификации к изучению дизартрии и фонематических процессов, изучены клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем у детей данной категории. Мы также проанализировали результаты
констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном отношении.Определили направления и содержание логопедической работы
по коррекции фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, проведён обучающий эксперимент и проведена оценка его эффективности.
Проанализировав литературные источники данные показали, что вопрос о коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с ОНР III уровня, псевдобульбарной формой дизартрии освещен достаточно полно.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у данной категории детей моторная сфера, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ недостаточно сформированы.
Мы спланировали содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данной категории детей, а также подобрали необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. Всё это было реализовано на формирующем этапе педагогического эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование у детей, выделены несколько групп детей по уровню сформированности фонематических процессов.
Сравнивая результаты обследования на этих этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции фонематических процессов у данной категориидетей.
Так, выполняя выпускную квалификационную работу, была подтверждена актуальность, то есть практически подтверждена необходимость своевременной коррекционной работы по устранению фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как профилактика возникновения трудностей в освоении общеобразовательной программы.



1. Александровская, М. А. Приемы коррекции недостатков произношения / М. А. Александровская / Спец. шк., 1966. - С. 95-101.
2. Александровская, М. А. Применение сопоставлений при коррекции недостатков произношения : из опыта лог. работы / М. А. Александровская / Спец. шк., 1963. - № 1. - С. 66-70.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 159 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319с.
5. Бардышева, Т. Ю. Я учусь говорить : формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2013. - 91 с.
6. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва : Медицина, 1981. - 288 с.
7. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие длявузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей: (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) : монография / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. - 530 с.
10. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- Москва : АРКТИ, 1996. - 120 с.
11. Бессонова, Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения /Т. П. Бессонова. -Москва : АПК и ППРО, 2010. - 56 с.
12. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики : учеб. пособие для студентов филол. спец. вузов / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина ; С-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - 153 с.
13. Вакуленко, Л. С. Организация работы дошкольного логопедического пункта : метод. пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 174 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии :периодика ран. развития : эмоц. предпосылки освоения яз. :кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. -Москва : Просвещение, 1987. - 159 с.
15. Власова Е. В. Использование ИКТ в работе по развитию
фонематического восприятия у учащихся с нарушением речи[Электронный ресурс] // https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-po-razvitivu- fonematichesko go-vosprij atij a-u-uchaschihsj a-s-narusheniem-rechi.html (дата
обращения 22.07.2019).
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 2003. - 415 с.
17. Гайворонская, Е. А. Проблемы педагогической и логопедической коррекции псевдобульбарной дизартрии / Е. А. Гайворонская, Н. А. Гордина// Психология и педагогика: методика и проблемы педагогического применения. 2013. - № 29. - С. 133-137.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
19. Гилева Е. А . "Развитие фонематических процессов у младших школьников"[Электронный ресурс] // Вестник педагога. 2017. URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisv/publik/publ?id=11091 (дата обращения: 22.07.2019).
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ