Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Становление фонематических процессов в онтогенезе 8
1.2. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 11
1.3. Характеристика состояния устной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента 24
2.2 Методика исследования уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников в рамках констатирующего
эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОНР У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня и дизартрии у младших школьников 44
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами дидактических логопедических
игр 49
З.ЗКонтрольный эксперимент и анализ полученных результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Становление фонематических процессов в онтогенезе 8
1.2. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 11
1.3. Характеристика состояния устной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента 24
2.2 Методика исследования уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников в рамках констатирующего
эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОНР У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня и дизартрии у младших школьников 44
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами дидактических логопедических
игр 49
З.ЗКонтрольный эксперимент и анализ полученных результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
На сегодняшний день происходят веские изменения в социально-экономической, социокультурной, демографической ситуации, воздействующей увеличение детей с нарушениями развития, в т. нарушениями речи. Стабильная динамика роста с общим недоразвитием речи остается и на этапе школьного обучения. что говорит, с одной стороны, о неправильной структуре речевого дефекта, не поддающейся полной компенсации и коррекции в дошкольном периоде, а с другой, с недостаточной эффективностью представленной логопедической практики.
Фонематические процессы играют важную роль в овладении школьниками правильным письмом и чтением. Статистика указывает, что, несформированность фонематических процессов, риск возникновения специфических устойчивых нарушений чтения и письма у младших школьников.
Правильная речь - это признак того,что ребенок готов к успешному обучению в школе, факторэффективного освоения грамоты и чтения, потому какписьменная речьформируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Большинство детей к моменту поступления в школууже полностью овладевают правилами звукопроизношения, обладают развернутым словарным запасом, могут грамматически точно строить предложения. Но несмотря на это, не у всех навыки овладения грамотой протекают одинаково.
В течение последних лет отслеживаетсянежелание поступивших в школу детей полностьюовладеваютчтением и письмомво время букварного периода в первом классе. Эта обусловлено тем, что у учениковслабосформирован фонематический слух (фонематическое восприятие), из -за чего ребенок не имеет представления звукового состава слова и не ощущает звуковой ткани языка.
В исследованиях О. А. Токаревой, Л. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, Л. Ф. Лопатиной, Н. В. Серебряковой дизартрия представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства. Эти расстройства влекут за собой задержку либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что сказывается на формировании и развитии всей языковой личности, то есть человека, способного совершать речевые действия. Все это затрудняет его речевую коммуникацию и, как следствие, социальную адаптацию в обществе.
Объект исследования - уровень сформированности фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Проблема исследования: преодоление нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цельисследования: изучить уровень сформированности
фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также определение направлений, содержание и эффективность работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данных детей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу исследования проявлений общего недоразвития речи у школьного возраста с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и сделать анализ полученных результатов по исследованию фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Методологической основой являются следующие положения:
Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской,
Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ источников литературы по проблеме исследования.
2. Изучение педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Этапы работы:
1. Подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Логопедическое обследование детей.
3. Проведение обучающего эксперимента.
4. Определение эффективности обучающего эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
Введения, в котором обоснована актуальность проблемы, предмет, объект, определены цель, задачи исследовательской работы;
Глава 1, в которой рассматривается становление фонематических процессов в онтогенезе.
Глава 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Глава 3, в которой рассмотрено содержание игровых технологий при организации логопедической работы по коррекции фонематических процессов;
Заключение, где представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
Списка источников и литературы и Приложения.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа» Ирбитского района.
Фонематические процессы играют важную роль в овладении школьниками правильным письмом и чтением. Статистика указывает, что, несформированность фонематических процессов, риск возникновения специфических устойчивых нарушений чтения и письма у младших школьников.
Правильная речь - это признак того,что ребенок готов к успешному обучению в школе, факторэффективного освоения грамоты и чтения, потому какписьменная речьформируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Большинство детей к моменту поступления в школууже полностью овладевают правилами звукопроизношения, обладают развернутым словарным запасом, могут грамматически точно строить предложения. Но несмотря на это, не у всех навыки овладения грамотой протекают одинаково.
В течение последних лет отслеживаетсянежелание поступивших в школу детей полностьюовладеваютчтением и письмомво время букварного периода в первом классе. Эта обусловлено тем, что у учениковслабосформирован фонематический слух (фонематическое восприятие), из -за чего ребенок не имеет представления звукового состава слова и не ощущает звуковой ткани языка.
В исследованиях О. А. Токаревой, Л. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, Л. Ф. Лопатиной, Н. В. Серебряковой дизартрия представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства. Эти расстройства влекут за собой задержку либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что сказывается на формировании и развитии всей языковой личности, то есть человека, способного совершать речевые действия. Все это затрудняет его речевую коммуникацию и, как следствие, социальную адаптацию в обществе.
Объект исследования - уровень сформированности фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Проблема исследования: преодоление нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цельисследования: изучить уровень сформированности
фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также определение направлений, содержание и эффективность работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данных детей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу исследования проявлений общего недоразвития речи у школьного возраста с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и сделать анализ полученных результатов по исследованию фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Методологической основой являются следующие положения:
Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской,
Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ источников литературы по проблеме исследования.
2. Изучение педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Этапы работы:
1. Подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Логопедическое обследование детей.
3. Проведение обучающего эксперимента.
4. Определение эффективности обучающего эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
Введения, в котором обоснована актуальность проблемы, предмет, объект, определены цель, задачи исследовательской работы;
Глава 1, в которой рассматривается становление фонематических процессов в онтогенезе.
Глава 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Глава 3, в которой рассмотрено содержание игровых технологий при организации логопедической работы по коррекции фонематических процессов;
Заключение, где представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
Списка источников и литературы и Приложения.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа» Ирбитского района.
В результате проделанной работы были решены все поставленные задачи, а именно, проанализированы литературные источники по проблеме (З. А Репиной, Н. М. Трубниковой, О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой)подробно изучена и освещена проблема коррекции фонематических процессов.
Проанализированы теоретические подходы и классификации к изучению дизартрии и фонематических процессов, изучены клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем у детей данной категории. Мы также проанализировали результаты
констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном отношении.Определили направления и содержание логопедической работы
по коррекции фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, проведён обучающий эксперимент и проведена оценка его эффективности.
Проанализировав литературные источники данные показали, что вопрос о коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с ОНР III уровня, псевдобульбарной формой дизартрии освещен достаточно полно.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у данной категории детей моторная сфера, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ недостаточно сформированы.
Мы спланировали содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данной категории детей, а также подобрали необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. Всё это было реализовано на формирующем этапе педагогического эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование у детей, выделены несколько групп детей по уровню сформированности фонематических процессов.
Сравнивая результаты обследования на этих этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции фонематических процессов у данной категориидетей.
Так, выполняя выпускную квалификационную работу, была подтверждена актуальность, то есть практически подтверждена необходимость своевременной коррекционной работы по устранению фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как профилактика возникновения трудностей в освоении общеобразовательной программы.
Проанализированы теоретические подходы и классификации к изучению дизартрии и фонематических процессов, изучены клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем у детей данной категории. Мы также проанализировали результаты
констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном отношении.Определили направления и содержание логопедической работы
по коррекции фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, проведён обучающий эксперимент и проведена оценка его эффективности.
Проанализировав литературные источники данные показали, что вопрос о коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с ОНР III уровня, псевдобульбарной формой дизартрии освещен достаточно полно.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у данной категории детей моторная сфера, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ недостаточно сформированы.
Мы спланировали содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данной категории детей, а также подобрали необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. Всё это было реализовано на формирующем этапе педагогического эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование у детей, выделены несколько групп детей по уровню сформированности фонематических процессов.
Сравнивая результаты обследования на этих этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции фонематических процессов у данной категориидетей.
Так, выполняя выпускную квалификационную работу, была подтверждена актуальность, то есть практически подтверждена необходимость своевременной коррекционной работы по устранению фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как профилактика возникновения трудностей в освоении общеобразовательной программы.
Подобные работы
- Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018





