ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Становление фонематических процессов в онтогенезе 8
1.2. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся младших
классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 11
1.3. Характеристика состояния устной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Организация, принципы, цель, задачи констатирующего эксперимента 24
2.2 Методика исследования уровня сформированности фонематических процессов у младших школьников в рамках констатирующего
эксперимента 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОНР У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 44
3.1. Организация, принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня и дизартрии у младших школьников 44
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами дидактических логопедических
игр 49
З.ЗКонтрольный эксперимент и анализ полученных результатов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
На сегодняшний день происходят веские изменения в социально-экономической, социокультурной, демографической ситуации, воздействующей увеличение детей с нарушениями развития, в т. нарушениями речи. Стабильная динамика роста с общим недоразвитием речи остается и на этапе школьного обучения. что говорит, с одной стороны, о неправильной структуре речевого дефекта, не поддающейся полной компенсации и коррекции в дошкольном периоде, а с другой, с недостаточной эффективностью представленной логопедической практики.
Фонематические процессы играют важную роль в овладении школьниками правильным письмом и чтением. Статистика указывает, что, несформированность фонематических процессов, риск возникновения специфических устойчивых нарушений чтения и письма у младших школьников.
Правильная речь - это признак того,что ребенок готов к успешному обучению в школе, факторэффективного освоения грамоты и чтения, потому какписьменная речьформируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Большинство детей к моменту поступления в школууже полностью овладевают правилами звукопроизношения, обладают развернутым словарным запасом, могут грамматически точно строить предложения. Но несмотря на это, не у всех навыки овладения грамотой протекают одинаково.
В течение последних лет отслеживаетсянежелание поступивших в школу детей полностьюовладеваютчтением и письмомво время букварного периода в первом классе. Эта обусловлено тем, что у учениковслабосформирован фонематический слух (фонематическое восприятие), из -за чего ребенок не имеет представления звукового состава слова и не ощущает звуковой ткани языка.
В исследованиях О. А. Токаревой, Л. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, Л. Ф. Лопатиной, Н. В. Серебряковой дизартрия представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства. Эти расстройства влекут за собой задержку либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что сказывается на формировании и развитии всей языковой личности, то есть человека, способного совершать речевые действия. Все это затрудняет его речевую коммуникацию и, как следствие, социальную адаптацию в обществе.
Объект исследования - уровень сформированности фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Проблема исследования: преодоление нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цельисследования: изучить уровень сформированности
фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также определение направлений, содержание и эффективность работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данных детей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу исследования проявлений общего недоразвития речи у школьного возраста с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент и сделать анализ полученных результатов по исследованию фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью игротерапии.
4. Оценить эффективность проведенной логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Методологической основой являются следующие положения:
Положение Л. С. Выготского о системном и динамическом подходе к выявлению нарушений в развитии речи ребенка.
Положение Л.С. Выготского и А. А. Леонтьева о необходимости реализации деятельностного подхода в коррекции нарушений в развитии.
Концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Нейролингвистическое и нейропсихологическое изучение дизартрии Е. Н. Винарской,
Исследование взаимодействия анализаторных систем В. И. Бельтюкова, Т. Б. Филичевой, О. В. Правдиной и др.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ источников литературы по проблеме исследования.
2. Изучение педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Этапы работы:
1. Подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Логопедическое обследование детей.
3. Проведение обучающего эксперимента.
4. Определение эффективности обучающего эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
Введения, в котором обоснована актуальность проблемы, предмет, объект, определены цель, задачи исследовательской работы;
Глава 1, в которой рассматривается становление фонематических процессов в онтогенезе.
Глава 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Глава 3, в которой рассмотрено содержание игровых технологий при организации логопедической работы по коррекции фонематических процессов;
Заключение, где представлено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;
Списка источников и литературы и Приложения.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа» Ирбитского района.
В результате проделанной работы были решены все поставленные задачи, а именно, проанализированы литературные источники по проблеме (З. А Репиной, Н. М. Трубниковой, О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой)подробно изучена и освещена проблема коррекции фонематических процессов.
Проанализированы теоретические подходы и классификации к изучению дизартрии и фонематических процессов, изучены клинические и психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем у детей данной категории. Мы также проанализировали результаты
констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном отношении.Определили направления и содержание логопедической работы
по коррекции фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, с псевдобульбарной дизартрией, проведён обучающий эксперимент и проведена оценка его эффективности.
Проанализировав литературные источники данные показали, что вопрос о коррекции нарушений фонематических процессов у младших школьников с ОНР III уровня, псевдобульбарной формой дизартрии освещен достаточно полно.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у данной категории детей моторная сфера, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ недостаточно сформированы.
Мы спланировали содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у данной категории детей, а также подобрали необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. Всё это было реализовано на формирующем этапе педагогического эксперимента. В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование у детей, выделены несколько групп детей по уровню сформированности фонематических процессов.
Сравнивая результаты обследования на этих этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции фонематических процессов у данной категориидетей.
Так, выполняя выпускную квалификационную работу, была подтверждена актуальность, то есть практически подтверждена необходимость своевременной коррекционной работы по устранению фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием третьего уровня и с псевдобульбарной дизартрией, как профилактика возникновения трудностей в освоении общеобразовательной программы.
1. Александровская, М. А. Приемы коррекции недостатков произношения / М. А. Александровская / Спец. шк., 1966. - С. 95-101.
2. Александровская, М. А. Применение сопоставлений при коррекции недостатков произношения : из опыта лог. работы / М. А. Александровская / Спец. шк., 1963. - № 1. - С. 66-70.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 159 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319с.
5. Бардышева, Т. Ю. Я учусь говорить : формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2013. - 91 с.
6. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва : Медицина, 1981. - 288 с.
7. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие длявузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
9. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей: (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) : монография / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. - 530 с.
10. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- Москва : АРКТИ, 1996. - 120 с.
11. Бессонова, Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения /Т. П. Бессонова. -Москва : АПК и ППРО, 2010. - 56 с.
12. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики : учеб. пособие для студентов филол. спец. вузов / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина ; С-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - 153 с.
13. Вакуленко, Л. С. Организация работы дошкольного логопедического пункта : метод. пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 174 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии :периодика ран. развития : эмоц. предпосылки освоения яз. :кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. -Москва : Просвещение, 1987. - 159 с.
15. Власова Е. В. Использование ИКТ в работе по развитию
фонематического восприятия у учащихся с нарушением речи[Электронный ресурс] // https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-po-razvitivu- fonematichesko go-vosprij atij a-u-uchaschihsj a-s-narusheniem-rechi.html (дата
обращения 22.07.2019).
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 2003. - 415 с.
17. Гайворонская, Е. А. Проблемы педагогической и логопедической коррекции псевдобульбарной дизартрии / Е. А. Гайворонская, Н. А. Гордина// Психология и педагогика: методика и проблемы педагогического применения. 2013. - № 29. - С. 133-137.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
19. Гилева Е. А . "Развитие фонематических процессов у младших школьников"[Электронный ресурс] // Вестник педагога. 2017. URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisv/publik/publ?id=11091 (дата обращения: 22.07.2019).
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
...