ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой
степенью дизартрии 11
1.3. Характеристика устной речи детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация констатирующего эксперимента 21
2.2. Анализ результатов исследования моторной сферы у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 24
2.3. Анализ результатов исследования речевых функций у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО¬ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 39
3.1. Анализ методической литературы по вопросам подготовке к
обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 39
3.2. Организация, планирование и содержание коррекционной работы
по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
На рубеже XX-XXI века многие исследователи, например, такие как Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, стали отмечать увеличение роста детей с нарушениями речевого развития [10, 12].
Наиболее частым расстройством у детей является дизартрия, для нее характерно нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность [6].
Известно, что легкая степень дизартрии у детей при поражении нервной системы связана с нарушением звукопроизношения, а также нарушением моторики и речевого дыхания; как следствие это приводит к недоразвитию фонематического слуха и дисграфии.
В дошкольном возрасте важна своевременная организация коррекционной работы с этими детьми, логопедическая помощь, которая включает в себя развитие звуковой стороны речи, развитие фонетической стороны речи с целью формирования у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.
Данные авторы Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина отводят большую роль формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать звуки речи (фонемы).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами по причине недостатков восприятия и произношения фонем. Кроме того, дети с ФФНР часто недостаточно подготовлены к обучению грамоте.
При раннем выявление нарушений, важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет ликвидировать нарушения у дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в будущем поможет в подготовке к обучении грамоте.
Объект исследования - состояние готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Цель - теоретически и экспериментально обосновать содержание коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, включающий исследование речевых и неречевых функций необходимых для подготовки ребёнка к обучению грамоте.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Данный эксперимент проводился в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 9» города Реж. Участие в нем приняли 10 детей, в возрасте 6-7 лет. У всех детей по заключению логопеда ДОУ «фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии».
Методы исследования: исследование методических и педагогических источников в рамках данной проблематики, исследование логопедической документации, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент и обучающий.
Готовность к обучению грамоте — это сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Основой для овладения грамотой является достаточная сформированность у детей элементов устной речи, звукопроизношения, просодической стороны речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), анализаторных систем (слух, зрение, моторика), зрительно-двигательной и зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации и мелкой моторики рук.
Проблемы подготовки к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии были изучены теоретически и практически в результате чего мы выяснили, что тема нашего исследования актуальна и в настоящее время.
В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент с участием детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией в результате которого были выявлены нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, а также выявлен разный уровень формирования фонетической стороны речи. Ярко выражены проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия.
По результатам обследования видно, что дети нуждаются в коррекционных логопедических занятиях. Для овладения грамотностью необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел его анализировать. Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение дошкольниками комплекса знаний и развитие ряда умений, но и на общее развитие ребенка.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо автоматизировать двигательные навыки артикуляционного аппарата, а также исправить фонематический слух и восприятие. При этом, учитывался как характер нарушений, так и индивидуальные особенности детей. Занятия с логопедом следует проводить поэтапно и последовательно с применением индивидуально разработанным планом работы для каждого ребенка.
После проведения логопедической работы с применением комплексов заданий и игр установилась положительная динамика формирования новых навыков, направленных на обучение грамотности, направленных на обучение грамотности детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. - АПН РСФСР, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
6. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии / Н. А. Бернштейн, Е. Д. Хомская. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 896 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2008. - 703 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : Астрель, 2010. - 672 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд. Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 304 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2008. - 279 с.
17. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина. - Москва : Дефектология, 1996. - 50 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 27с.
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1972. - 192 с.
...