Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии

Работа №93730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой
степенью дизартрии 11
1.3. Характеристика устной речи детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация констатирующего эксперимента 21
2.2. Анализ результатов исследования моторной сферы у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 24
2.3. Анализ результатов исследования речевых функций у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО¬ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 39
3.1. Анализ методической литературы по вопросам подготовке к
обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 39
3.2. Организация, планирование и содержание коррекционной работы
по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85

На рубеже XX-XXI века многие исследователи, например, такие как Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, стали отмечать увеличение роста детей с нарушениями речевого развития [10, 12].
Наиболее частым расстройством у детей является дизартрия, для нее характерно нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность [6].
Известно, что легкая степень дизартрии у детей при поражении нервной системы связана с нарушением звукопроизношения, а также нарушением моторики и речевого дыхания; как следствие это приводит к недоразвитию фонематического слуха и дисграфии.
В дошкольном возрасте важна своевременная организация коррекционной работы с этими детьми, логопедическая помощь, которая включает в себя развитие звуковой стороны речи, развитие фонетической стороны речи с целью формирования у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.
Данные авторы Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина отводят большую роль формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать звуки речи (фонемы).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами по причине недостатков восприятия и произношения фонем. Кроме того, дети с ФФНР часто недостаточно подготовлены к обучению грамоте.
При раннем выявление нарушений, важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет ликвидировать нарушения у дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в будущем поможет в подготовке к обучении грамоте.
Объект исследования - состояние готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Цель - теоретически и экспериментально обосновать содержание коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, включающий исследование речевых и неречевых функций необходимых для подготовки ребёнка к обучению грамоте.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Данный эксперимент проводился в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 9» города Реж. Участие в нем приняли 10 детей, в возрасте 6-7 лет. У всех детей по заключению логопеда ДОУ «фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии».
Методы исследования: исследование методических и педагогических источников в рамках данной проблематики, исследование логопедической документации, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент и обучающий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Готовность к обучению грамоте — это сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Основой для овладения грамотой является достаточная сформированность у детей элементов устной речи, звукопроизношения, просодической стороны речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), анализаторных систем (слух, зрение, моторика), зрительно-двигательной и зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации и мелкой моторики рук.
Проблемы подготовки к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии были изучены теоретически и практически в результате чего мы выяснили, что тема нашего исследования актуальна и в настоящее время.
В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент с участием детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией в результате которого были выявлены нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, а также выявлен разный уровень формирования фонетической стороны речи. Ярко выражены проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия.
По результатам обследования видно, что дети нуждаются в коррекционных логопедических занятиях. Для овладения грамотностью необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел его анализировать. Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение дошкольниками комплекса знаний и развитие ряда умений, но и на общее развитие ребенка.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо автоматизировать двигательные навыки артикуляционного аппарата, а также исправить фонематический слух и восприятие. При этом, учитывался как характер нарушений, так и индивидуальные особенности детей. Занятия с логопедом следует проводить поэтапно и последовательно с применением индивидуально разработанным планом работы для каждого ребенка.
После проведения логопедической работы с применением комплексов заданий и игр установилась положительная динамика формирования новых навыков, направленных на обучение грамотности, направленных на обучение грамотности детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. - АПН РСФСР, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
6. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии / Н. А. Бернштейн, Е. Д. Хомская. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 896 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2008. - 703 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : Астрель, 2010. - 672 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд. Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 304 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2008. - 279 с.
17. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина. - Москва : Дефектология, 1996. - 50 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 27с.
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1972. - 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ