РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «коммуникативная деятельность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Приемы и методы развития коммуникативной деятельности у
дошкольников 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Характеристика диагностик, изучающих коммуникативные умения
детей дошкольного возраста 26
2.2. Данные диагностики по коммуникативному развитию детей
старшего дошкольного возраста 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию коммуникативной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «коммуникативная деятельность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Приемы и методы развития коммуникативной деятельности у
дошкольников 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Характеристика диагностик, изучающих коммуникативные умения
детей дошкольного возраста 26
2.2. Данные диагностики по коммуникативному развитию детей
старшего дошкольного возраста 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию коммуникативной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность темы исследования.
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Коммуникативные навыки - это средства, обеспечивающие успешную деятельность человека в сфере в коммуникации. Более того, конструктивное общение - показатель культуры современной личности в целом.
Важность коммуникативных навыков становится очевидной, когда их отсутствие затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и приводит к повышению тревожности и нарушает процесс общения в целом.
Мнение ученых сводится к тому, что нарушение общения в детском возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов, к нарушению функций речи, к низкому уровню взаимоотношений с окружающими и возникновению трудностей в обучении.
Практика показывает, что коммуникативное развитие дошкольников - это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы со стороны педагогов, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. ФГОС дошкольного образования предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, коммуникативное развитие дошкольника выделено в образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Это направление развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы приемы и методы в развитии коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определила тему выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель: теоретически и практически обосновать продуктивность
приемов и методов, развивающих коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является приемы и методы, развивающие коммуникативную деятельность детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
2. Провести анализ развития коммуникативной деятельности у групп дошкольников.
3. Разработать и апробировать приемы и методы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
Теоретико-методологической основой развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста являлись труды таких ученых, как М.С. Каган, Л.С. Выготский Л.С., А.П. Назаретян и др. В целом, необходимо отметить, что эта проблема еще не изучена и исследуется по сей день многими учеными.
Практическая значимость исследования состоит в апробации приемов и методов, которые продуктивно развивают коммуникативную деятельность у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, интервьюирование, тестирование, интерпретация результатов исследования.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. При этом первая глава носит теоретико-методологический характер, а вторая глава посвящена исследованию эффективности разработанной системы психолого- педагогических приемов.
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Коммуникативные навыки - это средства, обеспечивающие успешную деятельность человека в сфере в коммуникации. Более того, конструктивное общение - показатель культуры современной личности в целом.
Важность коммуникативных навыков становится очевидной, когда их отсутствие затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и приводит к повышению тревожности и нарушает процесс общения в целом.
Мнение ученых сводится к тому, что нарушение общения в детском возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов, к нарушению функций речи, к низкому уровню взаимоотношений с окружающими и возникновению трудностей в обучении.
Практика показывает, что коммуникативное развитие дошкольников - это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы со стороны педагогов, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. ФГОС дошкольного образования предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, коммуникативное развитие дошкольника выделено в образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Это направление развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы приемы и методы в развитии коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определила тему выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель: теоретически и практически обосновать продуктивность
приемов и методов, развивающих коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является приемы и методы, развивающие коммуникативную деятельность детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
2. Провести анализ развития коммуникативной деятельности у групп дошкольников.
3. Разработать и апробировать приемы и методы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
Теоретико-методологической основой развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста являлись труды таких ученых, как М.С. Каган, Л.С. Выготский Л.С., А.П. Назаретян и др. В целом, необходимо отметить, что эта проблема еще не изучена и исследуется по сей день многими учеными.
Практическая значимость исследования состоит в апробации приемов и методов, которые продуктивно развивают коммуникативную деятельность у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- практические методы: наблюдение, интервьюирование, тестирование, интерпретация результатов исследования.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. При этом первая глава носит теоретико-методологический характер, а вторая глава посвящена исследованию эффективности разработанной системы психолого- педагогических приемов.
Одной из важнейших проблем в педагогике является проблема социально-коммуникативного развития детей посредством вовлечения их в коммуникативную деятельность. Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, где часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Поэтому выбранная тема работы «Развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» не случайна и актуальна на сегодняшний день.
Целью настоящей работы являлось теоретическое и практическое обоснование продуктивности приемов и методов, развивающих коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены вопросы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
В связи с поставленной задачей были проанализированы понятия «коммуникация», «коммуникативная деятельность». Выявлено, что коммуникативная деятельность предполагает выделение четырех базовых компонентов: поведенческий; эмотивный (эмоциональный); познавательный (когнитивный); личностный. Эти структурные компоненты коммуникативной деятельности у ребенка формируются постепенно и, к сожалению, не всегда правильно. Поэтому очень важно их вовремя начать развивать.
Также в связи с поставленной первой задачей были выявлены основные методы и приемы развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Был проведен анализ развития коммуникативной деятельности у групп дошкольников. За основу были взяты две группы детей старшего дошкольного возраста: группа «А» и группа «Б». Было проведено исследование уровня развития коммуникативной деятельности детей в двух группах на начальном и контрольном этапах с использованием диагностик по трем методикам:
1) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).
2) Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).
3) Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).
Диагностика показала следующее:
По карте наблюдений (методика А.М. Щетининов и М.А. Никифоровой) соотношение детей, имеющих низкий уровень одинаково - по 40 %. Детей, имеющих средний уровень в группе «А» на 1 человека меньше - 50 %, а высокого - на 1 человека больше (10 %). Очень высокого уровня нет ни в той, ни в другой группе исследуемых детей.
По методике «Игровая комната» также наблюдалось то, что высокого уровня не было ни в одной из групп, а средний и низкий уровни - одинаково распределены в той, и в другой группах.
Методика «Выбор в действии» дала примерно такие же результаты по уровню развития коммуникативных навыков, что и первые две методики.
На формирующем этапе был представлен комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников в группе «А». Были предложены несколько дидактических игр, даны рекомендации по подготовке и реализации сюжетно-ролевых игр, представлены инструкции выполнения подвижных коммуникативных игр и рекомендации в части работы с родителями по развитию коммуникативных навыков.
На контрольном этапе была проведена диагностика обеих групп. Результаты по трем диагностикам стали значительно выше у группы «Б»: появились дети с высоким и очень высоким уровнем, исчезли дети с низким уровнем, а детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков стало намного меньше.
Целью настоящей работы являлось теоретическое и практическое обоснование продуктивности приемов и методов, развивающих коммуникативную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены вопросы развития коммуникативной деятельности у дошкольников.
В связи с поставленной задачей были проанализированы понятия «коммуникация», «коммуникативная деятельность». Выявлено, что коммуникативная деятельность предполагает выделение четырех базовых компонентов: поведенческий; эмотивный (эмоциональный); познавательный (когнитивный); личностный. Эти структурные компоненты коммуникативной деятельности у ребенка формируются постепенно и, к сожалению, не всегда правильно. Поэтому очень важно их вовремя начать развивать.
Также в связи с поставленной первой задачей были выявлены основные методы и приемы развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Был проведен анализ развития коммуникативной деятельности у групп дошкольников. За основу были взяты две группы детей старшего дошкольного возраста: группа «А» и группа «Б». Было проведено исследование уровня развития коммуникативной деятельности детей в двух группах на начальном и контрольном этапах с использованием диагностик по трем методикам:
1) Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).
2) Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).
3) Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).
Диагностика показала следующее:
По карте наблюдений (методика А.М. Щетининов и М.А. Никифоровой) соотношение детей, имеющих низкий уровень одинаково - по 40 %. Детей, имеющих средний уровень в группе «А» на 1 человека меньше - 50 %, а высокого - на 1 человека больше (10 %). Очень высокого уровня нет ни в той, ни в другой группе исследуемых детей.
По методике «Игровая комната» также наблюдалось то, что высокого уровня не было ни в одной из групп, а средний и низкий уровни - одинаково распределены в той, и в другой группах.
Методика «Выбор в действии» дала примерно такие же результаты по уровню развития коммуникативных навыков, что и первые две методики.
На формирующем этапе был представлен комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников в группе «А». Были предложены несколько дидактических игр, даны рекомендации по подготовке и реализации сюжетно-ролевых игр, представлены инструкции выполнения подвижных коммуникативных игр и рекомендации в части работы с родителями по развитию коммуникативных навыков.
На контрольном этапе была проведена диагностика обеих групп. Результаты по трем диагностикам стали значительно выше у группы «Б»: появились дети с высоким и очень высоким уровнем, исчезли дети с низким уровнем, а детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков стало намного меньше.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





