ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
11
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 11
1.1. Понятие социализации и социального развития 11
1.2. Особенности процесса социализации детей младшего
20 дошкольного возраста
1.3. Факторы и условия, направленные на социализацию детей
26 в период дошкольного детства
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО -ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Показатели и уровни социального развития детей
38 младшего дошкольного возраста
2.2. Результаты диагностики социального развития
„ , 43
дошкольников 3-4 лет на начальном этапе исследования
2.3. Организация педагогических условий в ДОО, , _ „ 54
способствующих социализации детей 3-4 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 202
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего [22, с. 13].
Вопросами становления социальной основы человека занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Маслоу, К. Юнг, Дж. Гилфорд, П. Бергер, Т. Лукман, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон и мн. др.
Термин «социальное развитие» рассматривается в широком и узком значении слова. В широком смысле слова социальное развитие трактуется как процесс становления человека с точки зрения социального существа под влиянием общества.
Л.С. Выготский отмечает: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [15, с. 145].
В узком смысле слова социальное развитие рассматривается как процесс, составляющий основу формирования личности.
Главный смысл социального развития ребенка заключается в присвоении общественной сущности человека - от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем [52, с. 7].
Менялись различные точки зрения на проблему приобщения детей в социальной действительности, начиная с педагогической теории Я.А. Коменского и заканчивая современными педагогическими концепциями.
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности начиная с дошкольного возраста решался неоднозначно. Но если говорить об общей тенденции, то следует отметить, что прогрессивные деятели того времени (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом [22, с. 13].
Социальные изменения в обществе в начале XX века привели к образованию в отечественной дошкольной педагогике нескольких тенденций по проблеме приобщения детей к социальной действительности, в которых задачи воспитания исходили из требований социалистического государства.
Лишь в 80-е и 90-е годы XX века появляется тенденция поиска новых аспектов содержания ознакомления детей с окружающим социальным миром, что было вызвано исследованиями таких педагогов, как Г.М. Ляминой, С.А. Козловой, Р.И. Жуковской, М.И. Богомоловой и другими. На основе этих исследований было экспериментально доказано, что непосредственное взаимодействие с социальной жизнью оказывает всестороннее влияние на развитие личности.
Таким образом, проблема приобщения ребенка к социальной действительности привела к необходимости решать более глобальную проблему - формирование личности, ее социализация.
Актуальность темы исследования с точки зрения общественности обусловлена тем, что личностно-ориентированная модель воспитания, предложенная такими психологами и педагогами, как А.В. Петровским, Л.А.
Парамоновой, Л.А. Михайленко, обозначила новый подход в развитии личности ребенка.
Следовательно, изменились методологические подходы в содержании воспитаня. Чтобы личность успешно социализировалась в обществе, необходимо координировать этот процесс с дошкольного возраста.
Таким образом, проблема приобщения детей к социальной действительности оказывается одной из важнейших проблем формирования личности ребенка и связана с изучением поцесса социализации на разных возрастных этапах.
Вопросы социализации и воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики, о чем говорится во многих документах федерального уровня (Концепция долгосрочного развития страны «Стратегия 2020», федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней и др.). Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одним из важнейших направлений определена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
С педагогической точки зрения автора актуальность данной темы обусловлена тем, что необходима помощь ребенку со стороны взрослого в сложном процессе социализации, так как взаимоотношения педагога с ребенком - один из важнейших путей воспитательного воздействия на формирующуюся личность.
Однако в своей статье «Не провалить социализацию» Л.Л. Любимов указывает: «Посетив в последние месяцы десятки московских школьных комплексов (в среднем в каждом 2-3 школы и 4 детских сада), я обнаружил, что конкретно ответить на вопрос о том, что такое социализация, ни в одном учреждении мне не смогли. А это большой набор устойчивых навыков поведения в микросоциумах. <...> Этому в детсаду не обучают. Зато не сформированные в нем поведенческие навыки в итоге либо не сформировываются вообще, либо сформировываются неустойчивыми» [29, с.5].
Одна из задач ФГОС ДО - формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств.
Социализация личности ребенка в той или иной степени реализуется в таких вариативных программах для дошкольных образовательных организаций, как «Я - человек» (С.А. Козлова), «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Открой себя» (Е.В. Рылеева) и др.
Согласно ФГОС ДО, основная общеобразовательная программа дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям, одним из которых является социальное развитие. Социальное развитие реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [49, с. 7].
В рамках осуществления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» актуальным становится усвоение нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе, а также развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Социализация ребенка дошкольного возраста предполагает признание ребенка полноценным участником образовательных отношений [5, с. 21].
Следовательно, в качестве основного приоритета выделяется личностно-ориентированное взаимодействие, в основе которого лежит уважение к личности воспитанника, учет особенностей его развития, что отражается в индивидуальном подходе.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога воспитатель, в частности, должен знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, а также специфику дошкольного образования и особенности организации работы с детьми дошкольного возраста.
Руководствуясь профессиональным стандартом педагога, трудовые действия педагога должны быть направлены на реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка, в том числе и игровой с применением методов познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста [44, с. 5].
Являясь агентом первичной социализации, педагог должен принимать активное участие в процессе всестороннего и последовательного вхождения ребенка дошкольного возраста в мир взрослых.
Однако в настоящее время дошкольная образовательная организация имеет ограниченные возможности влиять на социальную зрелость детей. В детских садах уделяется недостаточно внимания первичной социализации, что впоследствии отражается на социализации ребенка в пространстве школы и социуме в целом.
Нередко из-за излишней организованности почти не остается места для социальной активности детей, которая в обыденной жизни всегда есть. В школе многие выпускники детского сада, имея неплохие стартовые условия по уровню знаний и умений, теряются именно из-за недостаточной социальной зрелости. Поэтому система образования подвигает дошкольные организации к новому самоопределению, предлагая им расширить узкоспециальные задачи до более значимых. Современный детский сад должен быть школой социального развития, в которой идет ежедневная работа детей и взрослых. Основная задача - с помощью знаний заложить фундамент активной жизненной позиции. Чтобы учить детей действовать в современном мире, сам детский сад должен не столько учить, сколько создавать культурное пространство [38, с. 21].
Научно-практические потребности определили выбор темы исследования: «Педагогические условия первичной социализации детей
младшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия для первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
Целью исследования является определение педагогических условий первичной социализации детей младшего дошкольного возраста и внедрение их в педагогический процесс детского сада.
Цель исследования реализуется через ряд конкретных задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты процесса социализации и социального развития.
2. Охарактеризовать особенности процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить факторы и условия, направленные на социализацию детей в период дошкольного детства.
4. Обозначить показатели и уровни социального развития детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать программу первичной социализации детей младшего дошкольного возраста «Я уже личность».
6. Составить цикл занятий по программе первичной социализации детей младшего дошкольного возраста и провести его апробацию.
7. Проанализировать результаты частичной апробации.
Теоретическая основа исследования. В основе выпускной квалификационной работы лежит изучение материалов таких исследователей, как Л.И. Бажович, Т.М. Бабунова, А.В. Мудрик, Г.М. Андреева, Л.В. Мардахаев, А.Г. Асмолов, И.С. Кон, которые занимались вопросами социализации и развития личности. Также в исследовании рассматриваются и анализируются работы С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, которые раскрывают социализацию в Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста.
Психологические основы социального развития раскрываются в трудах виднейших отечественных ученых. По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения [6, с. 75].
Такие педагоги и психологи, как Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. выделяют период детства как период, в котором закладываются основы жизненных ценностей.
В настоящее время социальное развитие ребенка является одним из важных направлений в образовательной науке и практике. Процесс социализации рассматривается как механизм социального развития, который способствует формированию личности. В работах А.В. Запорожца, Л.И. Бажович, Д.И. Фельдштейна многократно акцентируется, что целенаправленное воздействие на ребенка дошкольного возраста закладывает фундамент социального развития личности в будущем.
Методы исследования: методы сбора теоретической информации: изучение научно-методических источников по данной проблеме, анализ, синтез теоретической базы, обобщение и систематизация тематического материала, а также методы сбора эмпирической информации: беседа, наблюдение, анкетирование, метод статистической обработки исследовательского материала.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы первичной социализации детей младшего дошкольного возраста «Я уже личность», а также в разработке цикла занятий по программе первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: Диагностика социально-коммуникативного развития детей 3-4 лет проводилась на базе Филиала МАДОУ № 2 «Родничок» - детский сад № 27 «Звездочка» города Серова. Было
продиагностировано 15 детей.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка источников и приложения.
Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.
Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходит в процессе его общения со сверстниками, с другими людьми, при посещении дошкольного учреждения. Благодаря этой микросреде ребенок получает информацию о социальном мире, приобретает практику поведения, отношений и чувств. Дошкольный возраст - это время, когда закладывается основы физического, психического и личностного развития ребенка. В этом возрасте происходит выделение своего «Я» и появляется так называемое чувство личности, которые подготавливают ребенка к социальным отношениям со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходима педагогическая поддержка социализации личности, начиная с дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к миру социальной действительности - одна из сложных и важнейших проблем. Требование к социальному развитию дошкольников отражены в содержании социальных программ. В современных концепциях и нормативных документах, в том числе в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития [41 , с. 14].
Организация социально открытого пространства духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе индивидуально-личностного развития и социальной востребованности воспитания.
Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным
приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ вв. и остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая поддержка социализации личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность [25, с. 11].
Социализация личности ребенка дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры. Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний являются ключевыми понятиями социализации личности. Успешная первичная социализация во многом зависит от правильной организации свободного общения. От первичной социализации зависит развитие индивида, раскрытие
способностей, становление личности, поэтому задача педагога - направить все свои силы на успешность социализации ребенка раннего возраста.
Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными. Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе [10 , с. 20].
Частично апробируя программу первичной социализации «Я уже личность», была достигнута цель исследования: определение возможностей организации педагогических условий первичной социализации детей младшего дошкольного возраста.
Следует обозначить, что организация педагогических условий по первичной социализации детей 3-4 лет в дошкольной образовательной организации выстраивается в трех направлениях: взаимодействие с педагогами, с детьми и с родителями (законными представителями). Каждое направление взаимодействия имеет свою специфику.
Взаимодействие с педагогами характеризуется более тесными контактами, так как педагогический коллектив дошкольной образовательной организации не превышает 11 человек.
Специфика взаимодействия с детьми заключается в учете их возрастных особенностей, а также в отборе средств, методов и приемов работы с ними.
Взаимодействие с родителями строится по принципу сотрудничества с целью создания благоприятных условий для социального развития личности ребенка, так как в дошкольном возрасте родители наиболее заинтересованы во всестороннем развитии и воспитании ребенка.
Реализация цели данного исследования была достигнута через ряд задач: были раскрыты теоретические аспекты процесса социализации и социально - личностного развития; охарактеризованы особенности процесса социализации детей младшего дошкольного возраста; были определены факторы и условия, направленные на социализацию детей в период дошкольного детства; обозначены показатели и уровни социального развития детей младшего дошкольного возраста. Была разработана программа первичной социализации детей младшего дошкольного возраста «Я уже личность» и составлен цикл занятий по программе первичной социализации детей младшего дошкольного возраста. На базе филиала МАДОУ № 2 «Родничок» - детский сад № 27 «Звездочка» была проведена частичная апробация программы. Анализ результатов определил эффективность программы «Я уже личность».
Таким образом, задачи данного исследования были реализованы в полном объеме.
Для демонстрации проработки данного исследования были оформлены приложения: программа по социальному развитию детей 3-4 лет «Я уже личность», цикл занятий в виде конструктов, примерные рекомендации к диагностике когнитивной сферы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, диагностическая карта социально¬коммуникативного развития детей младшей группы, лист наблюдения для определения социально-значимых качеств ребенка 3-4 лет, анкета для родителей по определению социально-значимых качеств ребенка 3-4 лет, результаты наблюдения в диаграммах первичной и контрольной диагностик и результаты анкетирования.
Программа по социальному развитию «Я уже личность» была представлена на педагогическом совете дошкольной образовательной организации в мае 2021 года и принята советом педагогов. По решению данного совета программу можно будет использовать при осуществлении воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, так как она была успешно апробирована и имеет определенную результативность.
Таким образом, правильно организованные педагогические условия, а именно материально-техническое оснащение, организация развивающей предметно-пространственной среды, применение адекватных возрасту форм и методов работы, грамотное методическое обеспечение и педагогический мониторинг, способствуют успешному социальному развитию личности в дошкольной образовательной организации.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведении / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 363с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 264 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно - историческое
понимание развития человека [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов // Академия. - 2007. - URL:https://iga.ru/sites/default/files/books/asmolov-
psihologiya-lichnosti.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
4. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа [Текст] / Ю. А. Афонькина . - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2018. - 59с.
5. Бабунова, Е. Особенности социально - коммуникативного развития [Текст] / Е. Бабунова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. - С.21-28.
6. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 207с.
7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В. А. Беликов. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310с.
8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. - М. : Консорциум «Социал. здоровье России», 1993. - 198с.
9. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323с.
10. Бергер, П. Социальное конструирование личности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Просвещение, 2003. - 278с.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Изд - во «Институт практической психологии». Воронеж: Модек, 1995. - 349с.
12. Буре, Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р. С. Буре. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 80с.
13. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - М. : Академия, 2000. - 440 с.
14. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 - ти т. Т. 3. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368с.
16. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учебник [Электронный ресурс] / М. А. Галагузова, Г. Н. Штинова, Ю. Н. Галагузова // Владос. - 2008. - URL: httpZZural-education.ru/wp-content/uploads/2016/12/Галагузова-М. А.-Штинова-Г. Н.-Галагузова-Ю. Н.-Социальная-педагогика. pdf (дата обращения: 13.05.19).
17. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1992. - 143с.
18. Глуханюк, Н. С. Психодиагностика (практикум) [Текст]: учеб. пособие / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова. - М. : Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. - 206с.
19. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 448 с.
...