Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках в начальной школе
|
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие об учебной самооценке младших школьников 6
1.2. Специфика формирования учебной самооценки в младшем школьном
возрасте 11
1.3. Методики диагностики для выявления особенностей формирования
учебной самооценки в младшем школьном возрасте 18
1.4. Обзор методической литературы по вопросу формирования 24
учебной самооценки у младших школьников 24
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностика учебной самооценки у младших школьников на начальном этапе исследования 34
2.2. Методы и приемы формирования учебной самооценки у обучающихся в
4 классе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие об учебной самооценке младших школьников 6
1.2. Специфика формирования учебной самооценки в младшем школьном
возрасте 11
1.3. Методики диагностики для выявления особенностей формирования
учебной самооценки в младшем школьном возрасте 18
1.4. Обзор методической литературы по вопросу формирования 24
учебной самооценки у младших школьников 24
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностика учебной самооценки у младших школьников на начальном этапе исследования 34
2.2. Методы и приемы формирования учебной самооценки у обучающихся в
4 классе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Настоящая работа становится крайне актуальной по мере перехода на новый ФГОС НОО, принимая во внимание подход к стандарту, как общественному договору, что реализуется в системе вариативного образования, которое направлено на достижение новых итогов образовательной деятельности. Что касается учебной самооценки, то она выступает в качестве главного компонента во всей конструкции упомянутого стандарта [24].
Если детально углубиться в суть понятия личность, то можно с уверенностью сказать о том, что в нем закладываются многочисленные характеристики, которые по праву могут называться базовыми. Прежде всего, речь идет о таких характеристиках личности, как темперамент, способности, самооценка, характер и многое другое. Собственно говоря, базовые качества, как основа приобретенных или врожденных при воспитании, социализации человека черт, формируют целостный, характерный стиль действий, а также поведения конкретной личности.
Впервые термин «самооценка» начинают применять в своих трудах таких иностранные специалисты, как У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс, а затем отечественные ученые - Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. Терминология позднее перекочевала в науку педагогику с психологии, став существенным по причине реализации ФЗ «Об образовании». На основании представленного закона во многом планируется развивать индивидуальные способности личности, мировоззренческие, нравственные качества учеников.
Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что строгой формулировки понятия «самооценка» нет, а многочисленные разночтения терминологии, прежде всего, обуславливаются разными подходами к пояснению значимости слова.
Анализ этой проблемы проводили психологи, ученые - И.В. Дубровина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Б.Г. Ананьев, В.М. Мухина, Э. Эриксон, К. Роджерс и другие.
Ссылаясь на психологический словарь, можно отметить, что самооценка в нем выступает в качестве оценки со стороны личности самой себя, собственных возможностей, качеств, места среди прочих людей. Тут были проанализированы труды авторов, о которых мы говорили ранее.
Как утверждает А.Б. Ларина, самооценка выступает в качестве характерного компонента самопознания, как форма, посредством которой субъект может отразить конкретные отношения к предмету оценивания, сравнить их с эталоном, критериями и ценностями, полученными при сторонней оценке [7].
В рамках педагогической, а также возрастной психологии младший школьный возраст получает особое внимание. Дело в том, что именно в этом возрасте ребенок может полноценно начать освоение учебной активности; формируются психические, произвольные функции; возникает рефлексия и самоконтроль, а действия несколько сопоставляются с внутренним личностным планом ученика.
С уверенностью можно сказать о том, что учебная деятельность выступает в качестве центрального фактора, который воздействует на процессы формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста. В начальных классах педагогу нужно четко знать о том, какие факторы и условия, какие есть обстоятельства, что могут воздействовать на формирование учебной самооценки у школьников младших классов. Соответственно, в дальнейшем такие факторы обязательно нужно учесть при обучении детей.
Проблематика настоящего исследования такова: какие педагогические методы и приемы помогают сформировать у школьников младших классов учебную самооценку.
Цель исследования - рассмотреть методы и приемы формирования учебной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебная самооценка младших школьников.
Предмет исследования - педагогические методы и приемы формирования учебной самооценки младшего школьника при его активном участии в учебной деятельности.
Чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «учебной самооценки» в рамках педагогической и психологической литературы;
- определить специфику формирования учебной самооценки у детей младшего школьного возраста;
- провести анализ и практическое применение на практике методики диагностирования учебной самооценки у детей младшего школьного возраста;
- определить педагогические условия по формированию учебной самооценки у школьников младших классов в рамках учебной деятельности.
Исследование проводилось на базе МКОУ Пелевинская ООШ у обучающихся 4 класса (12 человек).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Если детально углубиться в суть понятия личность, то можно с уверенностью сказать о том, что в нем закладываются многочисленные характеристики, которые по праву могут называться базовыми. Прежде всего, речь идет о таких характеристиках личности, как темперамент, способности, самооценка, характер и многое другое. Собственно говоря, базовые качества, как основа приобретенных или врожденных при воспитании, социализации человека черт, формируют целостный, характерный стиль действий, а также поведения конкретной личности.
Впервые термин «самооценка» начинают применять в своих трудах таких иностранные специалисты, как У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс, а затем отечественные ученые - Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. Терминология позднее перекочевала в науку педагогику с психологии, став существенным по причине реализации ФЗ «Об образовании». На основании представленного закона во многом планируется развивать индивидуальные способности личности, мировоззренческие, нравственные качества учеников.
Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что строгой формулировки понятия «самооценка» нет, а многочисленные разночтения терминологии, прежде всего, обуславливаются разными подходами к пояснению значимости слова.
Анализ этой проблемы проводили психологи, ученые - И.В. Дубровина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Б.Г. Ананьев, В.М. Мухина, Э. Эриксон, К. Роджерс и другие.
Ссылаясь на психологический словарь, можно отметить, что самооценка в нем выступает в качестве оценки со стороны личности самой себя, собственных возможностей, качеств, места среди прочих людей. Тут были проанализированы труды авторов, о которых мы говорили ранее.
Как утверждает А.Б. Ларина, самооценка выступает в качестве характерного компонента самопознания, как форма, посредством которой субъект может отразить конкретные отношения к предмету оценивания, сравнить их с эталоном, критериями и ценностями, полученными при сторонней оценке [7].
В рамках педагогической, а также возрастной психологии младший школьный возраст получает особое внимание. Дело в том, что именно в этом возрасте ребенок может полноценно начать освоение учебной активности; формируются психические, произвольные функции; возникает рефлексия и самоконтроль, а действия несколько сопоставляются с внутренним личностным планом ученика.
С уверенностью можно сказать о том, что учебная деятельность выступает в качестве центрального фактора, который воздействует на процессы формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста. В начальных классах педагогу нужно четко знать о том, какие факторы и условия, какие есть обстоятельства, что могут воздействовать на формирование учебной самооценки у школьников младших классов. Соответственно, в дальнейшем такие факторы обязательно нужно учесть при обучении детей.
Проблематика настоящего исследования такова: какие педагогические методы и приемы помогают сформировать у школьников младших классов учебную самооценку.
Цель исследования - рассмотреть методы и приемы формирования учебной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебная самооценка младших школьников.
Предмет исследования - педагогические методы и приемы формирования учебной самооценки младшего школьника при его активном участии в учебной деятельности.
Чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «учебной самооценки» в рамках педагогической и психологической литературы;
- определить специфику формирования учебной самооценки у детей младшего школьного возраста;
- провести анализ и практическое применение на практике методики диагностирования учебной самооценки у детей младшего школьного возраста;
- определить педагогические условия по формированию учебной самооценки у школьников младших классов в рамках учебной деятельности.
Исследование проводилось на базе МКОУ Пелевинская ООШ у обучающихся 4 класса (12 человек).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Проведенный теоретический анализ исследований по формированию учебной самооценки у младших школьников на уроках в начальной школе позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.
Мы понимаем учебную самооценку как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс, на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности.
На формирование элементов, составляющих компоненты коммуникативной компетенции, влияют психологические особенности детей младшего школьного возраста, современная глобализация и распространение интернационального компьютерного сленга, что влечет за собой несоблюдение норм речевого поведения. В основе формирования коммуникативных умений младших школьников лежит их активная речевая деятельность. На нее должна быть направлена работа учителя.
Обозначили основные формы, методы и виды организации педагогического процесса, что несомненно положительно влияет на формирование адекватной учебной самооценки младшего школьника. Использование на всех уроках и внеурочных занятиях таких методов благотворно влияет на процесс формирования учебной самооценки:
- проверка по инструкции, по алгоритму.
- выполняй по образцу.
- предположение своей оценки.
- самопроверка и взаимопроверка.
- использование сигнальных карточек.
- подбор нескольких вариантов решения учебной задачи.
- использование вопросов для учебной самооценки.
Для формирования положительной учебной самооценки считаем необходимым включать задания творческого характера, что позволит задействовать в процесс всех обучающихся.
При создании педагогических условий предлагается использовать упражнения:
1. Ладошка.
2. Конкурс хвастунов.
3. В олшебны е очки.
4. Имена качества.
5. Поделись успехом.
6. Воображение успеха.
7. Позитивные мысли.
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу о том, что процесс образовательной деятельности является важнейшим фактором развития учебной самооценки младшего школьника и предполагает обязательное знание психолого-педагогических особенностей данной категории детей и принятие во внимание при построении образовательного процесса. При создании благоприятных педагогических условий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
По результатам опытно-поисковой работы видно, что в классе есть обучающиеся с заниженной и низкой самооценкой. В таком случае, необходимо уделить больше внимания тем детям, чья самооценка на стадии формирования нуждается в поддержке со стороны взрослого.
Самооценка - это динамичное явление, непостоянное, но именно в начальной школе происходит закладка фундамента адекватного мнения и оценки себя самого.
Мы понимаем учебную самооценку как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс, на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности.
На формирование элементов, составляющих компоненты коммуникативной компетенции, влияют психологические особенности детей младшего школьного возраста, современная глобализация и распространение интернационального компьютерного сленга, что влечет за собой несоблюдение норм речевого поведения. В основе формирования коммуникативных умений младших школьников лежит их активная речевая деятельность. На нее должна быть направлена работа учителя.
Обозначили основные формы, методы и виды организации педагогического процесса, что несомненно положительно влияет на формирование адекватной учебной самооценки младшего школьника. Использование на всех уроках и внеурочных занятиях таких методов благотворно влияет на процесс формирования учебной самооценки:
- проверка по инструкции, по алгоритму.
- выполняй по образцу.
- предположение своей оценки.
- самопроверка и взаимопроверка.
- использование сигнальных карточек.
- подбор нескольких вариантов решения учебной задачи.
- использование вопросов для учебной самооценки.
Для формирования положительной учебной самооценки считаем необходимым включать задания творческого характера, что позволит задействовать в процесс всех обучающихся.
При создании педагогических условий предлагается использовать упражнения:
1. Ладошка.
2. Конкурс хвастунов.
3. В олшебны е очки.
4. Имена качества.
5. Поделись успехом.
6. Воображение успеха.
7. Позитивные мысли.
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу о том, что процесс образовательной деятельности является важнейшим фактором развития учебной самооценки младшего школьника и предполагает обязательное знание психолого-педагогических особенностей данной категории детей и принятие во внимание при построении образовательного процесса. При создании благоприятных педагогических условий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
По результатам опытно-поисковой работы видно, что в классе есть обучающиеся с заниженной и низкой самооценкой. В таком случае, необходимо уделить больше внимания тем детям, чья самооценка на стадии формирования нуждается в поддержке со стороны взрослого.
Самооценка - это динамичное явление, непостоянное, но именно в начальной школе происходит закладка фундамента адекватного мнения и оценки себя самого.
Подобные работы
- Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ САМООЦЕНКИ У
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022





