ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭМАПАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Понятие эмпатии. Основные подходы к ее изучению 5
1.2. Особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Методика организации сюжетно-ролевой игры в развитии
эмпатии 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Описание хода работы по организации сюжетно-ролевой игры,
способствующей развитию эмпатии старших дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральный государственным образовательным стандартом, к числу главных навыков социально-коммуникативного развития личности дошкольника можно отнести способность сопереживать людям вокруг себя. Полное социально-коммуникативное развитие ребенка нельзя представить, исключив его способности к сочувствию, сопереживанию, к видению состояний других людей, что и обуславливаем актуальность выбранной темы.
Старший дошкольный возраст является хорошим периодом для развития эмпатии. Зачатки эмпатии и ее проявления появляются значительно раньше, но у старших дошкольников из-за влияния опыта, коммуницирования и общей деятельности с другими, формируется способность сочувствовать и сопереживать других людям, чувствовать их эмоции, как свои.
В этом возрасте проявление эмпатии характеризуется тем, что у дошкольника идет трансформация его эмоционального реагирования в форму эмпатийного переживания, которое возникает на фоне нравственных взаимоотношений с окружающими.
Проблемой развития эмпатии и особенностей ее формирования в период старшего дошкольного возраста посвящены работы таких авторов, как Т.П. Гавриловой [11], Ю.Б. Гиппенрейтер [13], Н.В. Глоба [14], М.В. Корепановой [23], Е.Р. Овчаренко [28], М.А. Пономаревой [32], С.И. Семанака [38], А.П. Стрелковой [42] и др.
Сегодня есть большое количество способов и средств развития эмпатии, но они, в основном, направлены на работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Между тем, в современных источниках вопросам развития эмпатии у старших дошкольников, методикам ее развития уделено недостаточно внимания.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сюжетно-ролевая игра в развитии эмпатии детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию эмпатии старших дошкольников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании сюжетно-ролевой игры, как средства развития эмпатии старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать проблему эмпатии в психолого-педагогической литературе;
2. определить основные показатели эмпатии старших дошкольников и подобрать диагностические методики;
3. провести диагностику эмпатии старших дошкольников, представить анализ результатов исследования;
4. разработать комплекс сюжетно-ролевых игр на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Практическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №531» г. Екатеринбург. В исследование приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР изложена на 65 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 54 источника, и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Проблема эмпатии является актуальной в настоящее время, так как наличие качеств, предполагающих проявление сочувствия, сопереживания, является необходимым условием создания благоприятных межличностных отношений. Именно старший дошкольный возраст дает прекрасные возможности для ее развития.
В ходе исследования по теме исследования были поставлены следующие задачи:
• проанализировать проблему эмпатии в психолого-
педагогической литературе;
• определить основные показатели диагностики эмпатии старших дошкольников и подобрать диагностические методики;
• провести диагностику эмпатии старших дошкольников, представить анализ результатов исследования;
• определить наиболее эффективные сюжетно-ролевые игры для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы решить первую задачу, мы изучили и провели анализ психолого-педагогической литературы, также нами были рассмотрены имеющиеся трактовки понятия «эмпатия», которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления:
- эмпатия представляет собой психический процесс;
- эмпатия направлена на конструирование внутреннего мира переживаний;
- эмпатия рассматривается как психическая и эмпатическая реакция в ответ на стимул;
- эмпатия выступает как свойство личности со сложной аффективно- когнитивно-поведенческой природой.
Одним из наиболее эффективных средства развития эмпатии выступает сюжетно-ролевая игра. Старшие дошкольники очень любят играть и активно подключают к этой деятельности воображение. Игра раскрывает их чувства и вызывает интерес к героям. Когда дошкольники научился изображать каких- то героев, он начинает видеть проблемы и окружающих его людей. Начинают формироваться гуманные чувства, они могут различить несправедливость.
Проведя анализ литературы по проблеме эмпатии, можно сделать следующий вывод. Эмпатия - это одно из важнейших свойств общения с людьми. Это умение постигать душевное состояние, понимать чувства другого человека. Это навыки психологического отклика, включая когнитивный, эмоциональный, поведенческий компонент эмпатии.
Выделяют следующие виды эмпатии:
- предикативная, когнитивная, эмоциональная;
- гуманистическая и эгоистическая;
- конгруэнтная и неконгруэнтная.
Анализ проблемы развития эмпатии у старших дошкольников показывает, что этот период наиболее благоприятный для развития эмпатии, так как у детей этого возраста идет активное развитие способностей к понимаю переживаний других людей, а также проявление сопереживания [1].
Для достижения второй задачи, нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, которая позволила выявить следующие показатели для диагностики эмпатии: когнитивный - способность к пониманию эмоций, эмоциональный - способность выражать эмоциональные состояния вербально и не вербально; поведенческий - помощь другим, сочувствие и сопереживание, реализуемое в поведении, реальных поступках.
Для диагностики уровня развития эмпатии у старших дошкольников мы использовали следующие методики:
- «Понимание эмоциональных состояний»;
- «Изучение эмоциональных проявлений детей»;
- «Неоконченные рассказы».
Для реализации третей задачи было произведено сопоставление результатов исследования уровня развития эмпатии детей по всем трем методикам, что суммарно показано:
- высокий и выше среднего уровня имеют 8 детей (40%);
- средний и ниже среднего уровня имеют 12 детей (60%).
По итогам исследования было установлено, что уровень развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста находится преимущественно на среднем уровне. Худших показателей из трех оказался эмоциональный компонент эмпатии.
Данный факт подтверждает необходимость целенаправленной педагогической работы по развитию эмпатии в направлении развития именно эмоционального компонента.
Для достижения четвертой задачи нами были предложены 3 игры, направленные на развитие эмоционального компонента эмпатии детей старшего дошкольного возраста: «Город профессий», «Магазин» и «Школа».
Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей для развития эмпатии осуществляются в соответствии со следующими требованиями:
- важно продумать подбор сюжета игры и ее действий для развития эмпатии;
- необходимо стимулировать интерес детей к играм через беседы, обусловленные их содержанием, также руководить самой игрой и тренировать эмоциональный язык детей.
Итак, разработанный нами комплекс сюжетно-ролевых игра позволит:
- развить эмоциональную вербализацию, а также умение их выражать через мимику и пантомимику;
- научить видеть эмоциональное состояние другого человека, принимать его переживать.
1. Андриенко, А. В. Обзорные лекции по психологии [Текст] / А. В. Андриенко, О. В. Белоус. - Армавир : 2008. - 483 с.
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика - педагогика развития [Текст] / Т. М. Бабунова. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2011. - 18 с.
3. Бодалев, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : МГУ, 1988. - 191 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2013. - 273 с.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - СПб. : Питер, 2001. - 208 с.
7. Виноградова, Е. Б. Развитие познавательного интереса к родному краю у старших дошкольников [Текст] / Е. Б.Виноградова // Воспитатель ДОУ / под общ. ред. М. Ю. Парамоновой. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - № 10. - С. 34-37.
8. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб., 1997. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2009. - 672 с.
11. Гаврилова, Т. П. Психология межличностного познания [Текст] / Т. П. Гаврилова, А. А. Бодалев. - М. : Просвещение, 1981. - С. 122-139.
12. Гаврилова, Т. П. Диагностика эмпатии [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/praktikum/00437.htm (дата обращения: 12.10.2021)
13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер [и др.] // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-73.
14. Глоба, Н. В. Особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.10.2021).
15. Голдаева, Г. Педагогика переживания [Текст] / Г. Голдаева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С. 95-97.
16. Духовно-нравственное становление дошкольников. Конспекты непосредственно образовательной деятельности [Текст] / С. М. Панина. - Волгоград : Учитель, 2016. - 118 с.
17. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М. : Астрель, 2012. - 973 с.
18. Журавых, О. Пойми меня... [Текст] / О. Журавых // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 18-20.
19. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. - М. : Просвещение, 1986. - 246 с.
20. Ильин, В. П. Эмоции и чувства [Текст] / В. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 239 с.
...