Развитие эмпатии детей дошкольного возраста (Кемеровский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (20 мальчиков и 20 девочек):
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмпатии у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Психологическая сущность эмпатии 7
1.2. Закономерности развития эмпатии в онтогенезе 12
1.3. Методы и приемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.2. Организация работы по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии 37
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 43
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Указатель таблиц и иллюстраций 60
Приложения 62
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (20 мальчиков и 20 девочек):
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмпатии у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Психологическая сущность эмпатии 7
1.2. Закономерности развития эмпатии в онтогенезе 12
1.3. Методы и приемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.2. Организация работы по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии 37
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 43
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Указатель таблиц и иллюстраций 60
Приложения 62
Важность процесса развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка и в ходе его социализации. Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как именно в этом периоде ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Объект исследования – эмпатия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить теоретически и проверить в экспериментальном исследовании условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологическую сущность эмпатии на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Охарактеризовать закономерности развития эмпатии в онтогенезе. Определить уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать методы и приемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
5. Проверить эффективность разработанной программы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста можно повысить, если применять средства арт-терапевтического воздействия.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к трактовке понятия «эмпатия» – К. Изард, А.Н. Лук и др.;
- подходы к возрастным особенностям проявления эмпатии в дошкольном детстве – Т.А. Репина, Т.И. Тимофеева и др.;
- подходы к выбору средств и методов развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста – О.В. Гордеева, А.Д. Кошелева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование; методы математической статистики.
Методики исследования: В определения уровней развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использованы методики: Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмпатия», Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Моделирование эмоциональных состояний».
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2021 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2021 года – март 2022 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялся сбор экспериментальных данных. Далее была разработана и апробирована система работы по эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Третий этап (апрель 2022 года) заключительно-обобщающий – обработка экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово). В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (20 мальчиков и 20 девочек).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Объект исследования – эмпатия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить теоретически и проверить в экспериментальном исследовании условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологическую сущность эмпатии на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Охарактеризовать закономерности развития эмпатии в онтогенезе. Определить уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать методы и приемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
5. Проверить эффективность разработанной программы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста можно повысить, если применять средства арт-терапевтического воздействия.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к трактовке понятия «эмпатия» – К. Изард, А.Н. Лук и др.;
- подходы к возрастным особенностям проявления эмпатии в дошкольном детстве – Т.А. Репина, Т.И. Тимофеева и др.;
- подходы к выбору средств и методов развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста – О.В. Гордеева, А.Д. Кошелева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование; методы математической статистики.
Методики исследования: В определения уровней развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использованы методики: Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмпатия», Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Моделирование эмоциональных состояний».
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2021 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2021 года – март 2022 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялся сбор экспериментальных данных. Далее была разработана и апробирована система работы по эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Третий этап (апрель 2022 года) заключительно-обобщающий – обработка экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово). В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (20 мальчиков и 20 девочек).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Теоретический анализ психологических особенностей дошкольников позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для нравственного и эмоционального развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для формирования навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте особое значение имеют нравственные мотивы поведения, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с пониманием эмоциональной сферы окружающих и усвоением нравственных норм, правил поведения.
Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия является важнейшим фактором нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия способствует развитию межличностных познаний и отношений, позволяет оказывать поддержку друг другу, учит детей сопереживать, сочувствовать. Она предполагает эмоциональное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы с 40 детьми старшего дошкольного возраста было организовано и проведено экспериментальнное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (12 (60%) дошкольников экспериментальной группы и 10 (50%) дошкольников контрольной группы) и низком (4 (20%) дошкольников экспериментальной группы и 5 (25%) старших дошкольников) уровнях развита эмпатия, на среднем (12 (60%) дошкольников экспериментальной группы и 11 (55%) дошкольников контрольной группы) и низком (4 (20%) дошкольников экспериментальной группы и 5 (25%) старших дошкольников) уровнях развита эмоциональная сфера.
На формирующем этапе была реализована развивающая программа «Радуга», направленная на развитие эмпатии старших дошкольников средствами арт-терапии. Структурно программа представлена 18 занятиями по 25 минут каждое. Помимо изодеятельности на развивающих занятиях были использованы и другие арт-терапевтические методы и приемы. На занятиях старшим дошкольниками экспериментальной группы предоставлялась возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. Дети задавали вопросы педагогу, друг другу, обогащалась их речь, и активизировался словарный запас. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию у ребенка, вызывала радостное настроение, не утомляла. Специальные приемы и упражнения, включенные в занятие, позволяли целенаправленно развивать у детей умение сопереживать, высказывать слова благодарности, сочувствия и т.д.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. На контрольном этапе по результатам применения трех диагностических методик не выявлено старших дошкольников с низким уровнем развития эмпатии. В контрольной группе динамика незначительная: увеличилось на 1 дошкольника (5%) количество детей со средним уровнем развития эмпатии и эмоциональной сферы.
В результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия является важнейшим фактором нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия способствует развитию межличностных познаний и отношений, позволяет оказывать поддержку друг другу, учит детей сопереживать, сочувствовать. Она предполагает эмоциональное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы с 40 детьми старшего дошкольного возраста было организовано и проведено экспериментальнное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (12 (60%) дошкольников экспериментальной группы и 10 (50%) дошкольников контрольной группы) и низком (4 (20%) дошкольников экспериментальной группы и 5 (25%) старших дошкольников) уровнях развита эмпатия, на среднем (12 (60%) дошкольников экспериментальной группы и 11 (55%) дошкольников контрольной группы) и низком (4 (20%) дошкольников экспериментальной группы и 5 (25%) старших дошкольников) уровнях развита эмоциональная сфера.
На формирующем этапе была реализована развивающая программа «Радуга», направленная на развитие эмпатии старших дошкольников средствами арт-терапии. Структурно программа представлена 18 занятиями по 25 минут каждое. Помимо изодеятельности на развивающих занятиях были использованы и другие арт-терапевтические методы и приемы. На занятиях старшим дошкольниками экспериментальной группы предоставлялась возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. Дети задавали вопросы педагогу, друг другу, обогащалась их речь, и активизировался словарный запас. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию у ребенка, вызывала радостное настроение, не утомляла. Специальные приемы и упражнения, включенные в занятие, позволяли целенаправленно развивать у детей умение сопереживать, высказывать слова благодарности, сочувствия и т.д.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. На контрольном этапе по результатам применения трех диагностических методик не выявлено старших дошкольников с низким уровнем развития эмпатии. В контрольной группе динамика незначительная: увеличилось на 1 дошкольника (5%) количество детей со средним уровнем развития эмпатии и эмоциональной сферы.
В результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие чувственного интеллекта у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКЛОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь особенностей семейной коммуникации и эмоционального интеллекта дошкольников (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ И
ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК В ВОСПИТАНИИ
У РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



