Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово).
Выборка: 40 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (20 мальчиков и 20 девочек):
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития эмпатии у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Психологическая сущность эмпатии 7
1.2. Закономерности развития эмпатии в онтогенезе 12
1.3. Методы и приемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.2. Организация работы по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии 37
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 43
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Указатель таблиц и иллюстраций 60
Приложения 62
Важность процесса развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка и в ходе его социализации. Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как именно в этом периоде ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Объект исследования – эмпатия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить теоретически и проверить в экспериментальном исследовании условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологическую сущность эмпатии на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Охарактеризовать закономерности развития эмпатии в онтогенезе. Определить уровни развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать методы и приемы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать программу по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
5. Проверить эффективность разработанной программы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста можно повысить, если применять средства арт-терапевтического воздействия.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к трактовке понятия «эмпатия» – К. Изард, А.Н. Лук и др.;
- подходы к возрастным особенностям проявления эмпатии в дошкольном детстве – Т.А. Репина, Т.И. Тимофеева и др.;
- подходы к выбору средств и методов развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста – О.В. Гордеева, А.Д. Кошелева и др.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование; методы математической статистики.
Методики исследования: В определения уровней развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использованы методики: Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Эмпатия», Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Моделирование эмоциональных состояний».
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2021 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2021 года – март 2022 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялся сбор экспериментальных данных. Далее была разработана и апробирована система работы по эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Третий этап (апрель 2022 года) заключительно-обобщающий – обработка экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №150 общеразвивающего вида» (г. Кемерово). В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 6,9 лет (20 мальчиков и 20 девочек).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Теоретический анализ психологических особенностей дошкольников позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для нравственного и эмоционального развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для формирования навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте особое значение имеют нравственные мотивы поведения, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с пониманием эмоциональной сферы окружающих и усвоением нравственных норм, правил поведения.
Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия является важнейшим фактором нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия способствует развитию межличностных познаний и отношений, позволяет оказывать поддержку друг другу, учит детей сопереживать, сочувствовать. Она предполагает эмоциональное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы с 40 детьми старшего дошкольного возраста было организовано и проведено экспериментальнное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (12 (60%) дошкольников экспериментальной группы и 10 (50%) дошкольников контрольной группы) и низком (4 (20%) дошкольников экспериментальной группы и 5 (25%) старших дошкольников) уровнях развита эмпатия, на среднем (12 (60%) дошкольников экспериментальной группы и 11 (55%) дошкольников контрольной группы) и низком (4 (20%) дошкольников экспериментальной группы и 5 (25%) старших дошкольников) уровнях развита эмоциональная сфера.
На формирующем этапе была реализована развивающая программа «Радуга», направленная на развитие эмпатии старших дошкольников средствами арт-терапии. Структурно программа представлена 18 занятиями по 25 минут каждое. Помимо изодеятельности на развивающих занятиях были использованы и другие арт-терапевтические методы и приемы. На занятиях старшим дошкольниками экспериментальной группы предоставлялась возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. Дети задавали вопросы педагогу, друг другу, обогащалась их речь, и активизировался словарный запас. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию у ребенка, вызывала радостное настроение, не утомляла. Специальные приемы и упражнения, включенные в занятие, позволяли целенаправленно развивать у детей умение сопереживать, высказывать слова благодарности, сочувствия и т.д.
Результаты контрольного этапа исследования позволили выявить положительную динамику в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. На контрольном этапе по результатам применения трех диагностических методик не выявлено старших дошкольников с низким уровнем развития эмпатии. В контрольной группе динамика незначительная: увеличилось на 1 дошкольника (5%) количество детей со средним уровнем развития эмпатии и эмоциональной сферы.
В результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. – 2-е изд. [Текст] / В. В. Абраменкова. – Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 432 с.
2. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 2017. – 96 с.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. – 2-е изд. [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2015. – 249 с.
4. Белоусова, Е. К. Развитие эмпатии как основа формирования нравственных качеств у дошкольников [Текст] / Е. К. Белоусова // В сборнике : Культура мира и ненасилия подрастающего поколения : ракурсы интерпретации и педагогические условия развития. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Отв. редактор С. И. Беленцов. – 2020. – С. 309-311.
5. Берсенева, П. Н. Формирование эмоциональной эмпатии у дошкольников средствами сказкотерапии [Текст] / П. Н. Берсенева // В сборнике : Всероссийская весенняя психологическая сессия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 28-31.
6. Бочкарева, Е. Л. Роль эмпатии в профилактике конфликтов у дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. Л. Бочкарева // Ratio et Natura. – 2021. – № 1 (3). – С. 112-115.
7. Брекина, О. В. Особенности проявления эмпатии у агрессивных и неагрессивных дошкольников [Текст] / О. В. Брекина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2019. – № 3. – С. 38-43.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2018. – №2. – С. 63-69.
9. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38–47.
10. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас. – Москва: Изд-во Моск. ун- та, 2012. – 142 с.
11. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
12. Габышева, Т. Е. Развитие эмпатии у дошкольников [Текст] / Т. Е. Габышева // Альманах мировой науки. – 2016. – № 4-2 (7). – С. 138-141.
13. Гайдаренко, С. М. Применение сказок для развития эмпатии у дошкольников [Текст] / С. М. Гайдаренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 292-295.
14. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. – Москва: Изд-во Моск. ун- та, 2017. – 176 с.
15. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 137-149.
16. Гришко, И. В. Структура и функции эмпатии дошкольников [Текст] / И. В. Гришко // В сборнике : Традиции и инновации в современной науке. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. – 2016. –С. 464-465.
17. Гусарова, Д. С. Особенности проявления эмпатии старшими дошкольниками во взаимодействии со взрослыми и сверстниками [Текст] / Д. С. Гусарова // В сборнике : Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией М. В. Темлянцева. – Новокузнецк, 2020. – С. 170-173.
18. Долгова, В. И. Эмпатия и коммуникативная компетентность [Текст] / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2017. – 253 c.
19. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии старших дошкольников [Текст] / Г. Н. Жулина // В сборнике : Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. Материалы докладов X Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2020. – С. 122-128.
20. Иванова, Е. П. Педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. П. Иванова // В сборнике : Современная образовательная среда: теория и практика. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 28-34.
21. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 521 с.
22. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва: ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
23. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва: Издат. центр «Академия», 2017. – 176 с.
24. Кунжарова, С. Е. Эмпатия как основа формирования межличностных отношений дошкольников [Текст] / С. Е. Кунжарова // В сборнике : Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. – 2019. – С. 151-154.
25. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – 3-е изд. [Текст] / В. А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 608 с.
26. Лук, А .Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва: АСТ, 2019. – 455 с.
27. Макарова, С. В. Возможности формирования эмпатии у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Текст] / С. В. Макарова // В сборнике : Практическая педагогика и психология: методы и технологии. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 3-5.
28. Массен, П. Развитие личности ребенка [Текст] / Пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон – Москва: Прогресс, 2014. – 272 с.
29. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва: АСТ, 2015. – 274 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва: АСТ, 2016 – 471 с.
31. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 640 с.
32. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва: Академия, 2017. – 324 с.
33. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтность [Текст] / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии, 2019. – С. 46–51.
34. Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах [Текст] / Л. В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28-35.
35. Репина, Т. А. Развитие чувств в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 41-46.
36. Роджерс, К. Клиентцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии [Текст] / К. Роджерс // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 48–58.
37. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
38. Самсоненко, Л. С. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников [Электронный ресурс] / Л. С. Самсоненко // Электронный научный журнал. – 2016. – № 12-1 (15). – С. 317-325. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27664455 (Дата обращения: 20.04.2022 г.)
39. Сатина, В. А. Влияние сказки на развитие эмпатии у старших дошкольников [Текст] / В. А. Сатина // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 2-1 (8). – С. 127-129.
40. Саулина, Н. М. Исследование взаимосвязи нравственных представлений у дошкольников и эмпатией их родителей / Н. М. Саулина // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 307-310.
41. Семенака, С. И. Проектирование модели взаимодействия детского сада с семьёй по развитию эмпатии у дошкольников [Текст] / С. И. Семенака // Семья и личность : проблемы взаимодействия. – 2018. – № 9. – С. 94-103.
42. Симонов, П. В. Мозговые механизмы эмоций [Текст] / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. – 2018. – № 2. – С. 320-328.
43. Слузова, Е. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников посредством приёмов сказкотерапии [Текст] / Е. Н. Слузова // В сборнике : Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. сборник материалов Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. –Чебоксары, 2020. – С. 142-147.
44. Сушко, А. В. Психологические особенности развития эмпатии у старших дошкольников [Текст] / А. В. Сушко // В сборнике : Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 112-115.
45. Тавстуха, О. Г. Содержание и структура эмпатической культуры дошкольника [Текст] / О. Г. Тавстуха // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 2. – С. 52-54.
46. Тимофеева, Т. И. Онтогенез эмоций [Текст] / Т. И. Тимофеева // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 52-55.
47. Ульянова, И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций дошкольников: монография [Текст] / И. В. Ульянова. – Москва: РосНОУ, 2015. – 416 с.
48. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва: Академия, 2009. – 368 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – М.: Просвещение, 2016.– 50 с.
50. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности: учеб. пособие [Текст] / В. Д. Шадриков. – Москва: Логос, 2017. – 296 с.
51. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека [Текст] / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. – 2018. – №3. – С. 61-66.
52. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции [Текст] / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 356 с.
53. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера дошкольников [Текст] / Р. О. Юрчик // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 124-131.
54. Юсупов, И. М. Психология эмпатии [Текст] / И. М. Юсупов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 . – 652 с.
55. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н. Г. Яковлева // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 36-42.