ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Готовность к освоению навыка письма у детей дошкольного возраста
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией 11
1.3. Специфические ошибки детей с дизартрией при освоении навыка
письма 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация констатирующего эксперимента 21
2.2. Методика и результаты обследования моторной сферы у детей дошкольного возраста с дизартрией 23
2.3. Методика и результаты исследования фонетической стороны речи у
детей дошкольного возраста с дизартрией 30
2.4. Методика и результаты исследования фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ ДОШКО-ЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТИРИЕЙ 39
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению трудностей
освоения письма у детей дошкольного возраста с дизартрией 41
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по предупреждению трудностей освоения навыка письма у детей с дизартрией 39
3.3. Контрольный эксперимент 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нарушение письма - одно из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются ученики начальной школы. Большинство предметов в школьной программе основаны на процессе письма. Если ребенок недостаточно овладел этим навыком, то в процессе обучения разными предметами будет затруднено. Как следствие: неуспеваемость, низкая самооценка, нежелание учиться. В связи с этим проблема, является актуальной. Ее решение устранит проблемы в школе.
Профилактика трудностей в овладении письменными навыками должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с нарушениями речи (А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова).
Состояние устной речи предполагает готовность ребенка научиться читать и писать, овладеть письменной речью. С точки зрения современной российской психологии и дефектологии письмо это сложная и осознанная форма речи, а также речевой деятельности. В содержание письма входят процессы зрительного, пространственного и фонематического восприятия, а также двигательные процессы - кинестетического и кинетического характера (Л. С. Выготский).
Концепция систематического подхода к изучению устной и письменной речи получила толчок в работах отечественных исследователей (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). Они разработали содержание, направления и методы профилактики нарушений письма у дошкольников.
Нормативные данные об уровне готовности детей к обучению чтению и письму, разработанные (Л. И. Божович, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.), требуют хорошего общего речевого развития, приобретения широкой ориентировки в звуковой стороне речи и достаточный уровень аналитической активности.
Многие ученые уделяют особое внимание обучение грамоте и формированию процессов фонематического слуха и восприятия. Своевременное развитие фонематических процессов в дальнейшем гарантирует успешное овладение детьми различными формами письменной речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина и др.). В связи с этим следует, что проблема сложности овладения навыком письма у дошкольников с дизартрией является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день.
Объект исследования - состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - процесс предупреждения трудностей освоения навыка письма у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования - систематизировать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по предупреждению трудностей освоения навыка письма у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по предупреждению трудностей освоения навыка письма у детей дошкольного возраста с дизартрией;
2) В ходе констатирующего эксперимента изучить состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов, необходимых для овладения письмом, у детей дошкольного возраста с дизартрией;
3) На основании анализа методической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать и апробировать направления и приемы коррекционной работы по предупреждению трудностей освоения навыка письма у детей дошкольного возраста с дизартрией;
4) Провести обучающий эксперимент по предупреждению трудностей освоения навыка письма у детей дошкольного возраста с дизартрией;
5) Провести контрольный эксперимент, необходимый для оценки результативности работы по предупреждению трудностей освоения навыка письма у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Методологической основой являются:
-положение о единстве диагностики и коррекции развития (Л. С. Выгодский, А. Р. Лурия);
-теория ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
-концепция способности к адаптации и компенсации в условиях выраженного органического поражения (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия);
-положение о системности речи, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.).
Методы исследования:
1) теоретические - анализ специальных литературных источников по проблеме исследования;
2) эмпирические - анализ педагогической и медицинской документации, эксперимент, формирующий, контрольный;
3) методы обработки полученных результатов - качественный и количественный анализ.
База исследования: г. Первоуральск, МАДОУ "Первоуральский детский сад".
Основание навыка письма - одно из сложнейших процессов, которые включают в себя психологические и физиологические компоненты.
Для того чтобы дошкольник был готов к освоению навыка письма у него должен быть сформирован лингвистический уровень языка, т.е. должны быть сохранны фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи, а также познавательная деятельность в сфере языка.
Нами проведено исследование готовности детей к предупреждению трудностей освоению навыка письма, которое выявило недоразвитие произносительной стороны речи.
По результатам констатирующего эксперимента по развитию моторной сферы у детей выявлены следующие нарушения: недоразвитие двигательной функции губ, нижней челюсти и языка, статической и динамической координации движений, ритмического чувства и темпа.
Результаты исследования звукопроизношения выявили такие ошибки как: искажение, замена звука. Чаще всего страдало произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков. В ходе обследования звукопроизношения также были обнаружены нарушения гласных звуков 1 и 2 рядов и заднеязычных звуков.
Основой механизма затруднений к освоению навыка письма составило исследование фонематических процессов, так как результаты исследования фонетической стороны речи выявили дефекты звукопроизношения фонематического слуха и восприятия.
Для проверки эффективности коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого были получены следующие данные:
1. у дошкольников улучшилась общая моторика, а именно двигательная память, произвольное торможение движения. Статическая и динамическая координация движений, после коррекционной работы показала хорошие результаты: дети научились маршировать, чередуя шаг и хлопок, а также стоять с закрытыми глазами попеременно по правой и левой ногах; пространственная организация двигательного акта, а так же темп и ритмическое чувство.
2. у большинства дошкольников статическая координация движений мелкой моторики стала намного лучше, дошкольники научились делать задания: «третий палец положить на второй, остаток положить в кулак - разжать» и «второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак». Улучшилась динамическая координация движений, дошкольникам удалось добиться плавности и точности в упражнении: попеременно соединять все пальцы руки.
3. у всех дошкольников улучшилась артикуляционная моторика, а именно точность артикуляционных движений, скорость переключения с одного движения на другое, но остались гиперкинезы, синкинезия, нарушения мышечного тонуса, так как не проводилась физиотерапия;
4. у дошкольников уточнена артикуляция, свистящих, шипящих и сонорных звуков, дети стали их хорошо дифференцировать между собой. Кроме этого были сонорные звуки [Л] и [Р], но дошкольники еще затруднялись дифференцировать эти звуки.
5. улучшился фонематический слух, дошкольники научились опозна-вать и различать фонемы, определять последовательность звуков в слове.
Таким образом, данные полученные в ходе контрольного эксперимента подтверждают эффективность предложенной нами методики работы.
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей/ Е. Ф. Архипова. - Москва :Астрель, 2008.-254 с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Аксенова. - Москва :Академия, 2002. - 394 с.
3. Бехтерев, В. М. Общая диагностика болезней нервной системы / В. М. Бехтерев. - Москва : Просвещение, 2000. - 127 с.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. - Москва : НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.
5. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - Москва : Просвещение, 2000. - 36 с.
6. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург :Просвещение, 2003. - 223 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия выпуск 1 / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Книголюб, 2008. - 30 с.
9. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л. Е. Журова
- Москва : Педагогика, 1978. - 158 с.
10. Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец и др. - Москва : Педагогика, 1980. -271 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов- на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.
12. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва :Владос, 2000. - 280 с.
13. Исаев, Д. Н. Предпосылки к освоению школьных навыков / Д. Н. Исаев. - Москва :Астрель, 2008. - 254 с
14. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стёртой формы дизартрии и сложной дислалии/И. Б. Карелина. - Москва :Астрель, 1996. - 241 - 244 с.
15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
16. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи : автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И. К. Колповская. - Москва : Просвещение, 1970. - 20 с.
17. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : Лабиринт, 1973. - 122 с.
18. Корнев, А. Н. Профилактика дислексии и дисграфии. / А. Н. Корнев. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 303 с.
19. Кукушин, B. C. Теория и методика обучения / B. C. Кукушин. - Ростов -на-Дону : Феникс, 2005. -474с.
20. Лалаева, Р. И. Нарушение письменной речи / Р. И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 1989. - 215 с.
21. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
22. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи / Р. Е. Левина. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 145 с.
23. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Р. Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. - 248 с.
24. Леонтьев, А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста / А. Н. Леонтьев. - Санкт-Петербург :Просвещение, 1990. - 252 с.
25. Логинова,Е. А. Нарушение письма : учебное пособие/Л. С. Волкова. - Санкт-Петербург : «Детство-пресс», 2004. - 208 с.
26. Лопатина,Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии):учебное пособие/ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - 192 с.
27. Лурия,А.Р. Очерки психофизиологии письма/А.Р. Лурия. - Москва : Академия педагогических наук, 1950. - 352с.
28. Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е.В. Мазанова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 184 с.
29. Мастюкова,Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии : ранняя диагностика и коррекция/Е.М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 95 с.
30. Нижегородцева, Н. А. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. А. Нижегородцева. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 560 с.
31. Никашина,Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников : недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ Н. А. Никашина; под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1965. - 66 с.
32. Парамонова,Л.С.Логопедия для всех/Л. С. Парамонова.- Санкт- Петербург : Просвещение, 2004. - 252 с.
33. Поваляева,М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи/ М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 20 с.
34. Поваляева, М.А.Справочник логопеда/М.А. Поваляева. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2002. - 145 с.
35. Правдина, О. В. Логопедия : учебное пособие для студентов дефектологов/О. В. Правдина. - Москва : «Просвещение», 1973. - 272 с.
36. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей/Е.Н. Российская. - Москва : Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
37. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие для логопедов, учителей, психологов / И. Н. Садовникова. - Москва : АРКТИ, 2005. - 400 с.
38. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: книга для логопедов/И.Н. Садовникова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
39. Серебрякова, Н. В. Формирование ориентировки на слово у до-школьников со стертой формой дизартрии: дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей/Н.В. Серебрякова. - Москва : АРКТИ, 1989. - 192 с.
40. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи/Л. Ф. Спирова. -Москва :Просвещение, 1980. -192с.
41. Соботович,А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики : учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Соботович. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 560 с.
42. Ткаченко,Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи : актуальные проблемы логопедии / Т. А. Ткаченко. -Москва : Просвещение, 1980. - 57 с.
43. Токарева,О.А. Дизартрия/О.А. Токарева. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 135 с.
44. Трубникова,Н.М. Структура и содержание речевой карты : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург :Урал.гос. пед. ун-т, 1998. - 51 с.
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.-Москва : ООО Проспект, 2013. - 160 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. - Москва : ООО Проспект, 2013. - 21 с.
47. Федосова, О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста : диссертация кандидата педагогических наук / О. Ю. Федосова. - Самара : Айрис- пресс,2005. - 228 с.
48. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений/Т.Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1993. - 232 с.
49. Хватцев, М.Е. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей/М. Е. Хватцев.- Москва : Аквариум, 1996. - 384 с.
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письмо и чтение : нарушение и Восстановление/ Л. С. Цветкова. - Москва : Просвещение, 1997. - 256 с.
51. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений/ Г. В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
52. Чистович,Л.А., Физиология речи. Восприятие речи человеком/ Л.А.Чистович. - Москва : Наука, 1976. - 388 с.
53. Шуйфер,Р. И. Логопедические занятия с учащимися первых классов, имеющими недостатки произношения / Р. И. Шуйфер. - Москва :Просвещение, 2000. - 51с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб.пособие для студентов высш. учеб. Заведений/Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2007. - 194 с.
55. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи/ А. В. Ястребова. - Москва : АРКТИ, 1996. - 176 с.